Он происходил из колена Иссахарова; современник святых пророков Исаии, Михея и Амоса. Он пророчествовал при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, царях Иудейских, и Ировоаме II, царе Израильском. Он проповедовал в Израильском царстве в грозное время, когда шло ассирийское войско, и призывал перенести нашествие и сохранить в чистоте веру, напоминал, что бедствия посылаются для нравственного вразумления и воспитания грешников. Он предсказывал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение, и не будет Ааронова священства (Ос. 3, 4), и что по всей земле распространится истинное богопознание (Ос. 2, 20), указывал на будущее обращение язычников ко Христу. Церковь Христова всемирна, все народы всех времен станут детьми Божиими, — учил пророк, — ибо Господь помилует непомилованную (Ос. 2,23); и она, языческая пустыня — все ветхозаветные народы — процветет.
Говорил об исцелении духовном — от первородного греха (Ос. 6), о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос. 11, 1; ср. Мф. 2, 15), о Его воскресении в третий день (Ос. 6, 3; ср. 1 Кор. 15, 4), об освобождении от ада и смерти, когда смертное облечется в бессмертие. Пожерта быстъ смерть победою, — взывает апостол, повторяя пророчество Осии, — где ти, смерте, жало: где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 54-55, Ос. 13, 14), ибо вход в рай открылся всем.
Пророческое служение Осии продолжалось более 60 лет. В глубокой старости, за 820 лет до Рождества Христова, скончался богодухновенный пророк, всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией.
Жил при императоре иконоборце Константине Копрониме. Поводя на острове Крит строгую подвижническую жизнь, святой узнал о гонении на святые иконы. Воспламенившись ревностью о Боге, преподобный Андрей отправился в Константинополь и смело обличил императора в его нечестии. За это он был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу, где утверждал в благочестии приходивших к нему христиан. Мученическая кончина св. Андрея последовала во время жестоких истязаний в 767 г.
Родился в Твери в семье дворян Вениаминовых в XVI веке. Сначала жил отшельником, затем переселился к пустыннику Тарасию, жившему за озером Ильмень, на Леохнове, и принял от него постриг — так началась устраиваться пустынная обитель в честь Преображения Господня.
56 лет подвизался преподобный Антоний в иноческом образе, дожил до глубокой старости, стяжав дар прозорливости. 14 сентября 1611 г. на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня преподобный Антоний мирно почил.
Воспоминаемые церковью 17 октября, мученики и бессребреники Косма и Дамиан были современники бессребреникам римским. Родина их — Аравия. Подобно соименным бессребреникам, они занимались врачебною наукой, но наука немного помогала им при врачевании болезней. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа — Спасителя.
Как скоро слух о чудесах и учении их достиг до игемона Лисия. тотчас приказано было взять их. Приведенные в Киликию, они были представлены игемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, игемон приказал им принести жертву идолам. Когда же они не хотели исполнить приказание его и даже дерзновенно исповедали свою веру во Христа, он велел бить их без милосердия. а потом связанных бросить в море.
Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству.
— Скажите мне — вопрошал их игемон, — каким это чародейством вы спаслись от моря? И я хочу подражать учению вашему.
— Мы христиане — отвечали мученики, — никаких чарований не знаем, имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед.
Раздраженный игемон не хотел более говорить и велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.
Но Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их.
Игемон дивился, но, не познав Спасающего их, испытал над ними новые казни, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от тел их, как от стен, и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, игемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.
Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их страданий с достоверностью неизвестно; несомненно только, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана. Вот, все, что известно об этих святых бессребрениках.
Был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин. 11, 3, 5, 11).
После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин. 11, 17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).
После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин. 12, 9-11), где впоследствии был поставлен епископом.
По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание и скончался на острове Кипре.
Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз — и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин. 11, 1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, — тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.
А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX-Х вв., построенной над могилой Лазаря. Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35 х 17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру — большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера — гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6 х 12 м. Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь — друг Божий». Рака — как стол, как бы ванна большая, каменная — 1,3 х 0,8 х 0,7 м. Храм — с колокольней, по длине храма проходит галерея 2,5-3 м высоты, как коридор по поверхности двора, есть боковые двери: северные и южные, с запада — большие входные. И имеются две кафедры боковые для проповедников. Это место также почитается всеми православными христианами, как великая святыня, как доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия. Воскресение Лазаря явило власть и могущество над смертью.
Священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский (в миру Щукин Александр Иванович) родился 13 мая 1891 года в городе Риге в многодетной семье священника. Рос он тихим, скромным, послушным воле родителей, с детства мечтал быть священником и стремился подражать древним подвижникам. Любил запираться в комнате отца и молиться. В 1915 году он окончил М. Д. А. со степенью кандидата богословия и был назначен на должность преподавателя Нижегородской Духовной Семинарии. В 1917 году принимает постриг в мантию в Троице-Сергиевой Лавре и вскоре рукополагается в иеромонаха. С 1918 по 1923 годы служит в церкви села Лысково Нижегородской епархии вместе со своим отцом. В 1923 году состоялась хиротония отца Александра во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.
Жил Владыка в Макарьевском Желтоводском монастыре, организовал преподавание Закона Божия детям. Он часто говорит проповеди, обличая безбожие и разрушителей храмов. Осенью 1928 года Святитель был арестован и заключён в тюрьму Нижнего Новгорода. Ему предложили прекратить говорить проповеди в обмен на свободу, но он отказался. Его били, запугивали, но он на всё отвечал: «Тело моё в вашей власти, и вы можете делать ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам». По обвинению в том, что «путём произнесения проповеди с антисоветским уклоном прививал свои контрреволюционные убеждения населению», Владыка приговаривается к трём годам лагерей, которые он отбывал в Соловецком лагере, работая сначала сторожем, потом бухгалтером.
После освобождения в конце 1931 года Владыка назначается сначала на Волховское викариатство в Орловскую епархию, а с лета 1932 года — епископом Орловским. Он много проповедует, чем привлекает народ в храм. Над ним снова начинают сгущаться тучи, и сестра пишет ему: «Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь». «Как бы я вас ни любил, — отвечал архиепископ, — но я не для того взял посох, чтобы его оставить».
В сентябре 1936 года Владыка назначается на Семипалатинскую кафедру. Через год его арестовывают в Семипалатинске. Владыка не подписал ни одно из обвинений, и держался на допросах мужественно.
15 (28) октября Святитель по обвинению в «шпионаже и контрреволюционной агитации» приговаривается к расстрелу. Через два дня 17 (30 н. ст.) октября 1937 года Владыка был расстрелян.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Была принесена в Николаевский Пешношс-кий монастырь Московс-кой епархии московским купцом Алексеем Григо-рьевичем Мокеевым. Около 1780 г. Алексей вступил в число братии обители.
После кончины Алексея икона была перенесена в часовню и там оставалась до 1827 г., когда она впервые явила чудодей-ственную силу необыкновенным сиянием. Особенно многочисленны были чудеса от иконы в 1848 г. во время холеры, когда многие молящиеся перед ней получали исцеления.
В начале XIX столетия на Афоне проводил иноческую жизнь замечательный подвижник Конс-тантий Феодул. У этого старца находился чудотворный образ Богородицы, написанный около полутораста лет тому назад. После смерти этого подвижника образ перешел в собственность к ученику Константия старцу Мартиниану, пришедшему на Афон из Греции в 1821 году. В начале 1841 года Мартиниан отправился с Афона в Элладу. Здесь он пришел в местечко Мавровони, находившееся в епархии Спарты.
Жители тех мест подверглись страшному бедствию: их поля, леса и вся вообще растительность опустошалась саранчою. Двигаясь вперед сплошною массою, она истребляла все, что ей попадалось на пути. Местное начальство выгоняло жителей силою на поля, заставляя их собирать губительное насекомое, сносить его в ямы и жечь, но все эти меры были бессильны в борьбе с ужасным врагом, и казалось, что чем больше саранча истреблялась, тем больше она увеличивалась. В ужасе поселяне обратились в лавру Алексия, человека Божия, находившуюся вблизи несчастного округа. Взяв часть святых мощей этого угодника Божия, они стали совершать молебны с крестными ходами на свои поля. Но саранча, как бы раздраженная этими действиями, стала бросаться на людей, преимущественно в глаза. И жители, и священники в ужасе разбежались по своим жилищам.
Об этом бедствии узнал и старец Мартиниан. После молебна он сказал, обращаясь к поселянам:
— Неужели до того уже оскудела наша вера, что и этого у Господа не можем выпросить. Усилим же наши мольбы; соберите по крайней мере хоть старцев, прибегнем к державному и всесильному заступлению Владычицы неба и земли; вынесем Ее святую икону, помолимся совокупно, и верую Господу, что Он не презрит нашей смиренной и усиленной к Нему молитвы и, по предстательству Своей Матери, избавит страну от великого бедствия.
В надежде на милостивое заступление Богоматери собрались не только старцы, но и мужи, жены и даже дети. Явилось и 4 священника. И вот крестный ход в сопутствии старца, несшего святой образ, отправился на поле. Здесь Мартиниан поставил принесенную им икону прямо на землю, и пред нею все поселяне склонились с великою мольбой. Небесная Владычица не отринула молитвы вербных рабов Сына Своего и Бога нашего. Дивным знамением Своего могущества Она поразила саранчу. Внезапно налетело великое множество птиц; все они стремительно бросились на насекомых. Саранча поднялась с полей и полетела такой густой массой, что заслонила солнечный свет.
В этом же селении Мавровони лежал в тяжелой болезни один мальчик. Болезнь его усиливалась, и родители решили напутствовать своего сына причащением Св. Тайн. Но приглашенный священник почему-то замедлил и долго не являлся. Когда же он, взяв Св. Дары, направился к дому болящего, то пригласил с собою и старца Мартиниана. Лишь только они пришли в дом, как были поражены вестью, что мальчик уже умирает. Иерей обратился с просьбой к Мартиниану принести свою икону, чтобы вместе помолиться Царице Небесной об отроке. Старец, видя глубокую веру его и сокрушенных родителей, вынул находившийся всегда при нем святой образ и поставил его над одром мальчика. После молитвы старец трижды осенил образом умирающего, и мальчик неожиданно открыл глаза; его по просьбе Мартиниана причастили, и мальчик встал совершенно здоровым. Возвращенный к жизни мальчик впоследствии постригся в иночество и с именем Алексия долго подвизался на Афоне.
Весть об этом далеко разнеслась по окрестностям. Множество недужных и страждущих душевными и телесными немощами направилось к образу Богоматери, и все с верою притекавшие к Ее милостивому заступлению получали просимое. Непрестанно источавшиеся от образа чудотворения так увеличили число богомольцев, что хижина, в которой обитал старец, постоянно была ими переполнена. Бежавший от мирской суеты и стяжавший себе добродетель смирения старец задумал удалиться в такое место, где бы его никто не мог найти. С этой целью он направился вдоль морского берега и скоро нашел над морем отвесную скалу с пещерой, которая была вполне достаточна для его подвигов. Расположившись здесь, Мартиниан думал, что он уже совершенно уединился от людей. Но Пречистая Дева благоволила устроить иначе.
Однажды ночью подвижник молился в пещере. Во время молитвы он вдруг слышит голос, повелевавший ему не скрывать у себя чудотворного образа, а служить благу и нуждам ближних. Мартиниан попытался было сослаться на свое недостоинство, немощи и затруднения, но голос еще настойчивее велел подчиниться откровению, говоря, что совершается все это ради славы Матери Божией. Когда старец окончил свое моление, то он предался краткому отдыху. В это время вдруг необычайный свет озарил пещеру. Старец увидел сияющий столб, простиравшийся от неба до земли, и при этом снова услышал тот же глас, повелевавший ему оставить затвор и идти послужить ближним.
Открыто было местопребывание подвижника и окрестным жителям. Одна бесноватая, именем Елена, все время кричала, что ей известно место, где скрывается старец; при этом она указывала, что только находящаяся у него икона может даровать ей исцеление. Бес, обитавший в этой женщине, был весьма пытлив и лют. Всех приходивших к Елене он обличал даже в сокровеннейших грехах. Один благоговейный иерей во что бы то ни стало решился прочитать над бесноватой заклинательные молитвы и пришел в дом Елены. Но больная набросилась на священника и начала грозно поносить служителя алтаря Божия.
Не взирая на все возгласы бесноватой, священник продолжал читать молитвы, причем спросил у скрывавшегося в женщине беса, кто же может его изгнать. И нечистый дух против воли заговорил об уединившемся старце с иконой и, понуждаемый иерейским заклинанием и силой Божией, указал то место, где скрывался Мартиниан.
Наутро после видения старец услышал шум большой толпы народа, собравшегося перед скалою и умолявшего подвижника сойти к нему и помочь страждущим. Усматривая во всем этом волю Божию, старец повиновался и пошел в дома поселян. Прежде всего он направился к бесноватой Елене. Когда он приближался к ее жилищу, недужная впала в совершенное беспамятство и начала неистово вопить. Когда же старец, войдя в дом, поставил образ Богоматери и положил перед иконой несколько поклонов, бес немедленно же вышел из женщины с великим стенанием. Больная пришла в себя и с горячею мольбой возблагодарила Богородицу. Приложившись вслед за этим к Ее иконе, она почувствовала себя совсем здоровою. Много и других бесноватых исцелилось по молитве перед этим образом Богоматери.
Так как чудотворения источались от иконы непрерывно, то народ неотступно пребывал при Мартиниане. Старец тяготился этими собраниями и, наконец, решился вернуться в свою обитель. Народ, узнав о его отбытии, в великом множестве провожал подвижника на далекое расстояние. С великим плачем они расстались со старцем, так как вместе с ним уходил от них и образ Богоматери, излившей столько милостей на их местность.
После прибытия на Афон в монастырь великомученика Пантелеимона, Мартиниан вскоре преставился ко Господу. Святая же икона Богоматери перешла в драгоценное наследие обители. Здесь честный образ оставался до 1889 года. Настоятель Пантелеимоновской обители архимандрит Макарий завещал икону “Избавительница” в благословение новоустроенной тогда Ново-Афонской обители Симона Кананитского, на Кавказе.
Впоследствии икона чудесным образом избавила от гибели Государя Императора Александра III с Августейшей семьей при крушении поезда на станции Борки, а также наследника престола Великого князя Николая Александровича в г. Отсу (Япония) от руки убийцы.
Икона относится к иконографическому типу “Одигитрия”.
Апостол от 70-ти, родом из Антиохии Сирийской. Врач из просвещенных греков, изучил и живопись. Сотрудник апостола Павла и верный ученик его, прошел с проповедью Ахаию, Лилию, Египет. В г. Фивы мученически окончил земную жизнь в возрасте 80 лет. Он написал Евангелие и книгу Деяний апос-тольских. По преданию Св. Церкви, им написаны первые иконы Божией Матери (Владимирская, Тихвинская). “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, — сказала Пресвятая Дева, увидев иконы. Св. Лука написал также иконы верховных апостолов Петра и Павла. В 84 году был повешен на маслине в египетских Фивах.
Апостолу Луке молятся об исцелении от глазных болезней и о помощи при изучении иконописания.
Молитва апостолу и евангелисту Луке
О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь апостолу и евангелисту Луке
Тропарь, глас 5
Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла описателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.
Кондак, глас 2
Истиннаго благочестия проповедника и тайн неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.
Тропарь Апостолу, глас 3
Апостоле святый Луко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак Апостолу, глас 4
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Луко, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжес-тва. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указы-вает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архи-епископом Ростовским.
В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и “мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание” (Кондак 4).
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (U 1539 г.) и святой Макарий (U 1563 г.), архиепископ Вассиан Ростовский (U 1515 г.), епископы Симеон Суздальский (U 1515 г.), Досифей Крутицкий (U 1544 г.), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (U 1563 г.) и Герман (U 1567 г.), святитель Варсонофий, епископ Тверской (U 1576 г.).
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения “Просветитель”, направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского “Устава”.
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.
Родом из Аназарва Киликийского, за веру Христову при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) был жестоко сечен розгами, опаляем огнем, а затем усечен мечом.
Подвизался отшельником в Парфянской пустыне (Месопотамии) в строгих подвигах поста и молитвы. Трудами преподобного на горе Синай был воздвигнут храм в память обретения святым пророком Моисеем скрижалей завета. За свою святую жизнь удостоился от Бога дара чудотворений: извел в пустыне источник воды для подкрепления сил изнемогшего ученика, спас от смерти отрока, упавшего в колодец, исцелял болезни.
Для обличения арианской ереси ходил в Антиохию, чтобы утвердить православных. Возвратясь в свою пустыню, прожил в ней до глубокой старости и почил в конце IV века.
Пострадала за Христа в 1795 г.
Священномученик Андрей родился 2 октября 1884 года. Его отец, протоиерей Владимир Андреевич Воскресенский, был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, находившегося на Смоленской площади в Москве. Он был членом благотворительного общества, учрежденного великой княгиней Елизаветой Федоровной. В июле 1923 года власти арестовали его за участие в собрании духовенства благочиния, целью которого было обсуждение вопросов, связанных с защитой арестованного Патриарха Тихона. Впоследствии дело было прекращено в связи с объявленной в августе 1923 года амнистией. В 1931 году протоиерея Владимира вновь арестовали; ему было тогда уже восемьдесят лет, и по дороге в ссылку он скончался.
В 1898 году Андрей Владимирович окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году — Московскую Духовную семинарию. В том же году он поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1908 году со степенью кандидата богословия, и в 1909 году был назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую Духовную семинарию. Женился на Вере Сергеевне Булатовой.
В 1912 году он был рукоположен в сан священника к московскому храму Успения Божией Матери, что в Казачьей, и состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском женском городском училище и в частной женской гимназии А. С. Стрелковой. В 1915 году отец Андрей был награжден набедренником, в 1917 году — скуфьей, в 1920 году — камилавкой, в 1923 году — наперсным крестом. Вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем. В это время при поддержке старосты храма он готовил публикацию по истории этого храма и жизни казачества в Москве, основанную на изучении церковного архива. Все материалы впоследствии погибли при закрытии церкви в 1930 году.
Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом и делом. По первой же просьбе он шел исполнять требы, в любую погоду — и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми, и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпове в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец.
Протоиерей Андрей был арестован властями 7 октября 1937 года по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов» и заключен в тюрьму города Коломны. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем эти показания были зачитаны отцу Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства. В конце концов, следователь на последнем допросе спросил:
— На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете?
— Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и все свидетельские показания отрицаю.
17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.