Переходящие празднования
Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание. Любовь к Слову Божию так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио, что он постоянно держал его в уме своем и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и Псалтирь. И уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия.
Узнав о святом подвижнике Иоанне Зедазнийском, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн возвратил юношу родителям, предсказав, что и они станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришел к преподобному Иоанну, сиявшему в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.
Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова Божия.
Послужив этому делу, распространения веры Христовой преподобный Шио пожелал жить отшельником. И по благословению Католикоса Евлалия и своего учителя преподобный Шио направил свой путь на запад от Мцхета в непроходимые дебри лесные. Здесь в пустыне, защищенной отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, им самим высеченной в скале, едва достаточной, чтобы укрыться в ней. И за суровый аскетический подвиг Шио удостоился чудных видений. В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь. Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио.
Некто — Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира человеком молитвенно предстоящим в пустыне пред лицом Единого Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере, всецело предавшись Богу.
С этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности, которые стали селиться близ него, и таким образом собралось до 25 добровольных пустынножителей. На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей — Иоанна Крестителя. Молва о святом подвижнике распространялась, и место его уединенной жизни и подвига стало превращаться в обитель. Когда царь Парсман VI навестил бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к подвижнику Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства для построения храмов. Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя, где впоследствии и почивали останки преподобного Шио. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Таким образом, преподобный Шио устроил обитель, которая некогда включала в себя множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от Тифлиса). Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков.
Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поручений и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто может постичь и исчислять несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле!
Предузнав по откровению час кончины и приобщившись Святых Тайн, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители. Святые мощи его и доныне служат ограждением обители, которая одна из немногих уцелела посреди опустошений Грузии.
Тропарь преподобному Шио Мгвимскому
Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу, приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.
Кондак, глас 4
Житие твое служением Господним исправил еси и, взем крест, оставил еси вся житейская, красото пустыни, преподобне Шио. Кого убо паче тя, и по смерти жив суща страна Иверская почитает и мощми твоими, от гроба явленными услаждается, темже не престай моляся о нас ко Господу.
В городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305 года.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья.
Тропарь великомученику Феодору Тирону
Тропарь, глас 2
Велия веры исправления, во источнице пламенне, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся, Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак, глас 8
Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче, и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.
Чтимый список с чудотворной Кипрской иконы, находилась в Николо-Голутвинской церкви села Стромынь Московской епархии. Эта икона прославилась в 1841 г., когда от нее исцелилась крестьян-ская девушка Надежда.
Родился в 1296 году в Малой Азии. В 1336 году в скиту св. Саввы он занялся богос-ловскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. 27 мая 1341 года Констан-тинопольский Собор принял положение св. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на Фаворе. В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь.
Мирно преставился Богу 14 ноября 1359 года.
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому
Тропарь, глас 8
Православию наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Ныне время деятельное явися, при дверех суд, востанем убо постящеся, принесем слезы умиления, милостынями, зовуще: согрешихом паче песка морскаго, но ослаби, Содетелю всех, яко да приимем нетленныя венцы.
По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье свв. Ксенофонта и Марии (память 26 января ст. ст.). Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».
Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию.
Скончался в 649 г.
Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику
Тропарь, глас 1
Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Тропарь, глас 4
Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, твоя Божественныя добродетели, к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 4
На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне, отче наш.
В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершав неседальное пение образу Пресвятой Богородицы. Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная святым евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией матери и священные останки земной Ее жизни — риза и пояс Ее, но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским Аллилуиа, каждый икос — привете архангела Радуйся. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав служения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.
Тропарь в день Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
Тропарь, глас 4
Дево Безневестная и Мати Всечистая, приемши от Архангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и целовавши южику Твою, всечестную Елисаветь, Материю Господа от сия наречена была еси, и возвеличила возвеличившаго Тя Господа: Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего.
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась пороч-ной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Лазарева Суббота — суббота шестой седмицы Великого поста, названная так в воспоминание величайшего чуда, совершенного Спасителем — воскресения четверодневного, уже смердяще-го Лазаря.
Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков, и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И, вот, теперь их время приближалось, наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие. Но прежде Своих страданий, прежде Своей смерти и уничижения, Господь, желая подкрепить веру учеников Своих и даровать им упование на жизнь вечную, явил им победу над смертью. Мы знаем, как говорит Святое Евангелие, что Господь прежде страданий воскресил Лазаря. Это было великое чудо, которое потрясло весь Иерусалим. Лазаря многие знали в Иерусалиме, и когда его погребали, многие пришли, чтобы отдать ему последний долг. Его окутали многими пеленами, залили маслом, и он лежал во гробе. Господь одним только словом: “Лазаре, гряди вон! (Ин. 11, 43) поднял его. И хотя он уже смердил, хотя зловоние исходило от его тела, он послушался Творца своего, встал и пошел. И как говорит свт. Василий Великий, в этом чуде другое было чудо видно. Чудно было то, что он воскрес, и чудно было то, что он, обвитый пеленами, будучи похожим на колонну, залитую маслом, шел к своему Творцу. И многие, говорится в Евангелии, здесь уверовали в Господа, что Он не просто человек, пророк и учитель, а это — Бог, Творец неба и земли.
Воскресение Лазаря Святая Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Иисуса Христа и всеобщем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника.
Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев?
Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифаниии направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия.
В пятницу 12-го месяца нисана по обвинению иудейских первосвященников и приговору римского прокуратора Христос был казнен позорнейшей казнью — распят на кресте. Тело Христа, снятое Иосифом Аримафейским, было отнесено в погребальную пещеру, где пребывало пятницу (с вечера), субботу и часть следующей ночи.
Вход в пещеру был закрыт огромным камнем, отвалить который могли с трудом несколько человек. Однако и после смерти Иисусовой членам синедриона было неспокойно. Они просили Пилата приставить стражу ко Гробу, объясняя это опасением, как бы ученики Христа не похитили Его Тела.
После полуночи свершилось чудо — Христос воскрес, как и возвещал в пророчествах Своим ученикам. Свидетелями Воскресения были люди, далекие от ветхозаветной религии, совершенно не ожидавшие чуда у пещеры, — римские воины. Небесный свет воссиял над гробницей. Стражники в ужасе упали на землю, а затем убежали прочь.
Рано утром, когда заря своим дыханием погасила звезды, жены-мироносицы направились ко Гробу, чтобы возлить на Его тело миро, смешанное со слезами. Город спал после шумного праздника, улицы были безлюдны. Подойдя ко Гробу Мария Магдалина неожиданно увидела, что огромный камень отвален от пещеры. Войдя внутрь пещеры, она встретила новое чудо — огненновидного ангела, сидящего у Гроба. Ангел сказал Марии Магдалине и другим женам-мироносицам: “Что вы ищите живого среди мертвых? Христос Воскрес!”
Скорбь жен-мироносиц сменилась радостью. Они поспешили, как на крыльях, в Иерусалим возвестить апостолам о Воскресении Христа из мертвых. Ученики не сразу поверили женам, но Христос явился им и утвердил в них веру в Воскресение.
Иверская икона Божией Матери находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года. В 1648 году в Москву был принесен список с этой иконы.
В IX веке по Р.Х., в царствование греческого импе-ратора Феофила, иконы были подвержены всевозможным гонениям. В это время все найденные иконы истребля-лись. В то время недалеко от Никеи жила благочестивая вдова вместе с сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, для которой была устроена церковь.
Царские соглядатаи увидев в церкви икону, потребовали у вдовы денег за молчание. Вдова попросила их дождаться утра. Ночью она отнесла икону к морю и с молитвой пустила ее в море. Святая икона не упала в воду, но встала прямо и отнеслась по волнам к Западу.
Где и сколько скрывался этот чудотворный образ никто не знает, но однажды иноки Иверской горы увидели над морем огненный столп. Это видение повторялось несколько дней. Во сне старцу Иверской обители Гавриилу явилась Богородица и сказала: “Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь”. Наутро все монахи с молебным пением вышли на берег моря, а Гавриил чудодейственно прошел по волнам, принял в свои объятия святую икону и отнес ее в монастырский храм.
На следующее утро, монах зашедший в храм не нашел этой иконы на прежнем месте, и после долгого искания обнаружил ее над монастырскими воротами. После этого случая при вратах обители для этой иконы была построена небольшая церковь.
Чудеса и исцеления исходящие от этой иконы неисчислимы.
Шуйская икона Богородицы находится в соборном храме города Шуи Владимирской губернии. В 1654 и 1655 годах при царе Алексее Михайловиче в России свирепствовала моровая язва, от которой умирали тысячами. Это бедствие постигло и Шую. Не находя никаких средств к своему спасению, жители прибегали к молитвам; все храмы наполнялись молящими-ся; не раз обходили город с крестами и иконами со слезными молениями, да отвратит Господь праведный гнев Свой.
Один благочестивый человек предложил жителям одного с ним прихода Воскресенского написать общим усердием икону Смоленской Богородицы Одигитрии и поставить ее в своей приходской церкви. Лучшему в Шуе иконописцу поручено было написать икону в продолжение недели. Всю эту неделю прихожане провели в посте и молитве; в конце недели все исповедовались и причащались святых таин, потом вместе со священником, облаченным в священные ризы, отправились в дом иконописца Иконникова, взяли уже написанную икону и, внеся в свою церковь, поставили на особо устроенном месте. С того времени моровая язва стала прекращаться сперва в Воскресенском приходе, потом и во всем городе. От иконы Богородицы стали умножаться чудеса, и благодарные жители устроили на икону сребро-позлащенный, с короною, венец, и тогда же дар усердия был ознаменован новым знаком благоволения Небесной Заступницы: одержимый долговременным беснованием юноша тут же получил исцеление. Празднование иконы совершается 28 июля с крестным ходом вокруг города — в память избавления от холеры 1831 года; 2 ноября — в память написания иконы и прекращения морового поветрия; во вторник Пасхи — в память первого чуда от иконы, и еще в первое воскресенье Петрова поста.
В конце XVI века Касперовская икона Богома-тери перенесена из Трансиль-вании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсо-нской губернии. Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра. В 1840 году, в феврале, Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались. Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее. По исследовании многочисленных разных чудес икона была признана чудотворною. Со всех сторон начали приходить страждущие и недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.
В 1852 году жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворною иконою. Во время войны 1853—1855 годов с чудотворною иконою был крестный ход в Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим. Это было принято за знамение особенного покровительства Божией Матери, и тогда же решили “в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священнейшим”.
Чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносится из с. Касперовки в г. Одессу и остается там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывает до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа — в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице.
Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой — мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Касперовская”
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Касперовская”
Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Это удивительное событие произошло в V веке. В десяти верстах от Константинополя была платановая роща, посвященная Пресвятой Богородице, посреди которой и был чудесный источник. Но постепенно это место заросло.
Однажды воин Лев Маркелл, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку, хотел найти воды для старика и вдруг услышал голос: “Не ищи воду далеко, она здесь”. По прика-занию голоса Лев напоил найденной водой слепца и положил ему тины на глаза, после чего старик, прозрел.
Став императором. Лев Маркелл воздвиг на этом месте храм, посвященный Богородице, и назвал “Живоносный Источник”. Тогда же был написан и образ, изображающий Пресвятую Богородицу с Богомладенцем в чаше.
Множество чудес и исцелений произошло не только в платановой роще, но и в России, где данная икона известна с давних времен. Один из списков этой иконы находился в Сарове, часто к нему посылал недугующих старец Серафим, и больные всегда получали великие милости от Пресвятой Богородицы. Многие возле этой иконы исцелялись от слепоты и от водянки.
Событие явления Льву Маркеллу Богоматери произошло 4 апреля (по старому стилю) 450 года. Кроме этого дня в пятницу Пасхи церковь вспоминает обновление Константинопольского храма Живоносного источника и великие чудеса, произошедшие в этом храме.
Одна из учениц Христовых, жившая в Иоппии (ныне г. Яффа в Израиле), которая была исполнена добрых дел и творила много милостыни. О ней повествуется в книге Деяний апостольских, где рассказывается о чуде воскресения ее из мертвых, совершенном св. апостолом Петром (Деян. 9, 37-40).
Чудо воскресения имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали в Иисуса Христа.
Тропарь праведной Тавифе
Тропарь, глас 4
Днесь вера Христова утверждается камнем веры, и ликовствует в веселии Иоппия, псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, видяще совершаемо велие чудо: первоверховный апостол глаголет, и умершая востает от гроба, юже Низложитель смерти дарует Церкви, да украшаются во образ ея добродетельми люди. Приидите убо, христиане, принесем ко святей моления наша: блаженная Тавифо и милосердная, вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице и молися со дерзновением, да сынове Света Превечнаго будем, да сподобимся Божия милости, да пребываем в любви Божественней, и да царствует мир во вселенней.
Тропарь, глас 4 (в Неделю 4-ю по Пасхе)
Апостолом сотаиннице, милостивая Тавифо, обители женския начало положила еси и бедным одеяние была еси, послушнице смиренная, слову апостола Петра повинувшися, из мертвых силою Христовою возстала еси и ныне на Небесех светло празднуеши. Темже моли Христа Бога всем, поминающим тя, даровати живот вечный.
В конце ХП и в начале ХШ вв. грузинская царица Тамара распространяла по Кавказу христианство, воздвигала много храмов в горах и ущельях Кавказа и снабжала их утварью и ризами. В один их храмов она прислала список с Иверской афонской иконы в дар христианам. До 1768 г. эта икона находилась в Куртатинском округе. В этом месте она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В 1768 г., по настоянию императрицы Екатерины II, осетины аула Марьям-Кау должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправляясь в дорогу, они взяли с собой Иверскую икону Богоматери. По пути они заночевали на берегу реки Терезы у города Моздока. Утром, когда переселенцы хотели продолжать свой путь, то волы, запряженные в арбу, где находилась икона Богоматери, не могли двинуться с места. Одному осетину было видение: Богоматерь приказала оставить икону на этом месте. Весть об этом дошла до архиерея Гаия. На этом месте, после молебна Иверской Богоматери, была построена часовня. В 1796-1797 гг. на месте часовни был выстроен храм во имя Успения Богоматери, при котором была основана женская обитель. Но в 1799 г. церковь до имя Успения и монастырь были закрыты, равно как упразднена была и сама Моздокская епархия.
В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Богоматери жителями Моздока выстроен был величественный храм. Иверская икона Богоматери чтится не только моздокскими жителями, но и по всему Кавказу служат ей молебны, и ставят перед ней свечи. Икона прославилась многими чудесами и исцелениями.
Принадлежала прежде к фамильным образам дома князей Острожских и в XVI столетии была пожертвована князем Константином Осторжским в построенный его предками Спасо-Преображенский монастырь в г. Дубно на Волыни. Дубенская икона по живописи представляет собой образец иконописной красоты и изящества.
Происходил из Кахетинских князей Вачнадзевых. Был учеником преподобного Давида Гареджийского, пять лет провел с ним вместе. Затем св. Додо основал обитель в честь Пресвятой Богородицы и 25 лет управлял ею. За великие иноческие подвиги и святую жизнь Господь прославил Своего угодника чудотворениями. Скончался преподобный Додо в глубокой старости в начале VII века.
Один из основателей грузинского монашества. Происхождение его неизвестно, потому что он, покинув отца, мать, братьев и родственников, с юных лет возложил на себя Крест Христов и последовал Христу для исполнения Его заповедей. Духовным отцом и воспитателем святого был преподобный Иоанн Зедазнийский, давший ему как сыну учение и наставления Божественные.
Пленившись иноческой жизнью, Давид, вместе со своим учителем и наставником Иоанном и другими его учениками, по повелению Божией Матери, пришел из Сирии в Иверию. Здесь он, по благословению своего аввы, поселился в убогой пещере на горе, называемой Мтацминдской, или Святой горой, недалеко от города Тифлиса. Отсюда преподобный Давид сходил в город для проповеди слова Божия и своей святой жизнью и пламенной проповедью многие души обратил ко Христу Спасителю. Но оклеветанный одной нечестивой женой, св. Давид с верным своим учеником Лукианом удалился в Гареджийскую пустыню и поселился там, возложив всю свою надежду на Бога, прилагая труды к трудам, презирая похоть плотскую и гордость житейскую и воссылая молитвы и благодарения Господу. В пищу подвижники употребляли корни некоторых растений и траву. Когда растения засохли вместе с корнями от сильного жара, то Господь, по молитвам преподобного, стал посылать к ним диких оленей, которые стояли перед иноками тихо и кротко, чтобы они могли подоить их и не умереть с голоду. Оленье молоко было им постоянной пищей, за исключением среды и пятка, в эти дни, не вкушая ничего, они стояли на молитве с простертыми к небу руками и возведя ум горе.
Однажды это чудо увидели охотники, которые гнались за оленями и, разойдясь по своим селениям, возвестили о нем людям. Люди, пораженные их рассказом, стали посещать пещеру преподобного, чтобы увидеть подвижника и принять от него благословение. Многие из них приняли на себя иго Христово и остались в пустыне вместе с преподобным Давидом. Число отшельников увеличивалось с каждым днем. Видя это, святой благословил устроить на горе, которая возвышалась напротив его пещеры, монастырь, где и поселилось множество пустынников.
За свою подвижническую жизнь преподобный был удостоен от Господа дара чудотворений. По его молитвам Господь исцелил окаменевшую руку араба Аравитянина Бубакара, который вознамерился погубить святого, а затем исцелил и его хромого сына. Видя эти чудеса, Бубакар вместе со своей семьей уверовал во Христа и принял святое крещение. По молитвам св. Давида горькая вода одного источника, не пригодная для питья, превратилась в сладкую и свежую, имеющую необыкновенный вкус.
Получив через Ангела известие о близкой своей кончине, святой призвал всю свою братию и дал инокам разные душеспасительные наставления. Затем, когда была отслужена Литургия, приобщился Святых Тайн Христовых и с простертыми к небу руками, благодаря Бога, предал Ему свою святую душу. Скончался он в первый четверток по Вознесении, во второй половине VI века. Господь и по смерти прославил его нетленные мощи даром исцелений и чудес.
Находилась в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии, близ города Мстиславля. Иногда ее еще называют «Семигородной».
Явилась на острове Кипр в 392 г. и была помещена в устроенном там же монас-тыре, на воротах, ведущих к храму в честь Пресвятой Богородицы. На иконе изоб-ражены Богоматерь, сидящая на престоле с Предвечным Младенцем, а по сторонам — два Ангела, держащие ветви. Однажды какой-то аравитя-нин, проезжая мимо храма, решил поглумиться над христианской святыней и выстрелил в нее из лука. Стрела попала в колено Богоматери, и тотчас же из раны потекла кровь. Это чудо привело святотатца в ужас, не доехав до дома, он умер.
Св. старец Симеон Богопри-имец, по внушению Духа Божьего, увидел во Христе, принесенном Девою Мариею в Иерусалимский храм в 40-й день после рождения, не просто младенца, а ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Провидя также прозорливыми очами, что пред ним предстоит безмужняя Матерь, старец обратился к Богоматери и сказал:
— Вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. И будет Он предметом пререканий: одни будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши Его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копием. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда Его будешь провожать из мира с великой скорбью и рыданиями.
Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками на некоторых иконах Божией Матери. Обыкновенно в качестве символа берется следующий образ: на иконе изображается Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, и один снизу. Число 7 в Св. Писании вообще означает “полноту” чего-либо, а в данном случае полноту того горя, “печали и болезни сердечной”, которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. Указанный образ иногда еще дополняется изображением на коленах Богоматери умершего Младенца Христа.
В дореволюционном издании “Чудотворные иконы Божией Матери” указывается на различие между иконами “Умягчение злых сердец” (называемой также “Симеоново проречение”) и “Семистрельная”, которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери расположены по-разному: на иконе “Умягчение злых сердец” (“Симеоново проречение”) — по три справа и слева, а один (седьмой) снизу, а на иконе “Семистрельной” — три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указывается на разные дни празднования: иконе “Умягчение злых сердец” — в неделю Всех Святых; иконе “Семистрельной” — 13 августа.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования — 13 августа и в неделю Всех Святых.
В главном алтаре Киево-Софийского собора под сводом над горним местом находится мозаи-ческий образ Пресвятой Богородицы, именуемый Нерушимая Стена. Пресвятая Дева изображена на золотом мозаическом фоне в исполинский рост, стоящею на четвероугольном золотом камне с воздетыми руками. В продолжение восьми веков (840 лет) сия чудотворная икона осталась неповрежденною, почему, вероятно, и названа Нерушимою Стеною. Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь. На большой дуге полусвода, во всю ее длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись черною мозаикою. Надпись эта так переводится: “Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра” (Пс. 45, ст. 6).