1. К проекту документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви»:
1.1 В документе также можно было бы обозначить вопросы увещательного характера, а именно а) привлечение большего внимания к социальной работе через церковную печатную продукцию (напр.: Листки, газеты соц.отдела, посвященные необходимости социального служения с примерами Библии, привлечением агиографического материала); б) выпуск открыток-икон с изображением чудес Спасителя (исцеление глухого, слепого, расслабленного); в) сделать подборку житий святых и примеров Священного Писания, иллюстрирующих примеры социального служения; выделять в календаре этих святых, рекомендовать в дни памяти этих святых особые проповеди «социальной направленности»; г) подготавливать к этим дням обращения руководителя социального отдела или правящего архиерея; д) подобно Дню семьи или Дню молодежи учредить «День социального служения/работника»; е) восстановить дореволюционную практику общецерковных кружечных сборов на социальное служение в определенные дни, такие как «Неделя о слепом», «Неделя о расслабленном»; ж) просить Богослужебную комиссию разработать проекты особых прошений о болящих, нуждающихся и им служащих.
1.2. Просить при организации социальной работы обращать внимание в первую очередь на нужды прихожан, членов приходов и их семей и избегать помощи «внешним» на показ
1.3. Просить ОРОиК подготовить курс занятий социальной направленности для учащихся воскресных школ, разработать образцы уроков для различных возрастных групп (возможно с обыгрыванием состояний слепого, глухого, чтобы воспитывать чувство сострадания к людям с ограниченными возможностями).
1.4. Рекомендовать проведение совместных лагерей, где присутствовали бы и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями.
1.5. Рекомендовать проведение ярмарок детских товаров, товаров изготовленных людьми с ограниченными возможностями, где собранные средства передавались бы на помощь страждущим.
2. К проекту документа «Временное положение о социальной и материальной поддержке…»
2.1. Пункт 1.2 логичнее перенести в раздел II, т.к. добровольная помощь не относится к социальным гарантиям
2.2. В пункте II.1. «руководитель», лучше заменить на «представитель», потому что а) попечение о духовенстве, причте и членах их семей требует огромного количества времени и руководители столь крупных отделов совмещать это служение со своими прямыми обязанностями не смогут; б) в распоряжении комиссии, возможно, будут находиться значительные ценности и материальные средства, и поэтому контроль над ними необходим внешний, со стороны епархии в лице ревизионной комиссии. Смущением окажется, что комиссия будет проверять своего непосредственного руководителя. в) Председатель ревизионной комиссии по ходу своей прямой деятельности воспринимается как представитель органа надзирающего, может быть даже карательного и духовенству будет сложно воспринимать его в роли защитника их интересов.
2.3. Необходимо оговаривать срок, на который члены комиссии избираются, а также их подотчетность.
2.4. По пункту II.2. стоит отметить, что проведение расследований не может входить в полномочия данной комиссии, так как для этого существует епархиальная ревизионная комиссия. В случае дефицита материальных средств, попечительная комиссия должна информировать о возникшей проблеме епархиальный совет и правящего архиерея.
2.5. По пункту II.3. - функция управления приходами не может принадлежать данной комиссии. Она должна информировать о происшествии, выявлять проблему, а оценка ситуации, поиск способов решения и воплощение этих решений в жизнь должна принадлежать, например совету благочиния, благочинному, епархиальному совету.
2.6. По пункту II.4. правильней было бы «запросить в епархиальной ревизионной комиссии» или «через ревизионную комиссию». В противном случае получается явное дублирование епархиальных структур.
2.7. По пункту II.5. функция организации работы духовенства, его распределение и управление им не может быть в поле ведения данной комиссии! Дело комиссии – информировать о проблеме, описывать ситуацию. Давать оценку способностям настоятеля, применять меры дисциплинарного характера – дело благочинных, правящего епископа, церковного суда.
2.8. По пункту II.6. целесообразней отслеживать начисление и выплаты заработной платы благочинному, ревизионной комиссии, а дело попечительской комиссии – прием возможных жалоб.
2.9. По пункту II.7. стоило бы упомянуть и ответственность настоятеля, ибо это в первую очередь входит в их должностные обязанности.
2.10. По пункту II. 8 «благочиния» и «прихода» логичнее поменять местами.
2.11. Возможно, не лишним было бы указать и то, каким образом осуществлять попечение о духовенстве, не имеющем на данный момент свободных вакансий.
2.12. По разделу III а) Необходимо указать правила хранения средств в кассе. Какую часть ежегодных сборов можно использовать на текущие выплаты, какую нельзя - такие как, например, пенсионные отчисления или фонд на случай ЧП? б) Какие операции допустимы с деньгами фонда? Т.к. просто их хранить неразумно по причине инфляции, следовательно, необходимы какие-либо операции. В таком случае, у комиссии появляются дополнительные расходы и ответственность. Значительная часть средств будет уходить на содержание собственной бухгалтерии, планового отдела, отдела по работе с ценными бумагами, на страхование вкладов и проч. в) По какому принципу будет определяться размер и порядок выплат дополнительных пенсий? (Будет ли разделение на тех, кто пользуется кассой взаимопомощи, но не вносил средства; на тех, кто вносил в течение непродолжительного времени; и на совершавших выплаты в течение многих лет? Будут ли производиться дополнительные начисления духовенству, несших свое послушание в синодальных, епархиальных структурах; награжденных церковными наградами; выполнявших свое служение в особых условиях, например, театре военных действий и проч.? Будет ли ограничение на размер выплат, подобно страховым суммам? Например, не более 300 т.р. в год и не более 1 млн. в течение всего времени. г) В случае, если касса взаимопомощи не преследует своей целью аккумулирование (или длительное хранение этих средств) и собираемые средства будут расходоваться в течение ближайших лет, то необходимо разработать правила разъяснительной работы среди духовенства, которое будет смущено тем, что откладываемые ими средства не сохранятся до времени достижения пенсионного возраста.
2.13. По разделу IV.3. вероятно необходимо определить порядок надзора за таковыми лицами при смене ими места жительства (смена благочиний, епархий). Также встает ряд вопросов, а именно: а) Как осуществляется передача дел между епархиями? б) Как будет контролироваться этот процесс? в) Как осуществляется попечение о духовенстве, подвергшемся разным степеням духовного наказания: извержение из сана, переведение за штат, временное запрещение в служении и проч.?
2.14. Также важно рассмотреть вопрос о помощи лицам, находящимся в состоянии «духовного помрачения» и «лишения рассудка».
2.15. Необходимо оговорить попечение об организации похорон духовенства.
2.16. По разделу V стоит отметить следующее: чтобы иметь правильно составленный реестр, необходимо вести учет духовенства и членов их семей еще до смерти, где отдельно указывать «многодетное духовенство», «духовенство, имеющее тяжелобольных членов семьи»; «престарелое духовенство» и проч.. Комиссии надлежит отслеживать по отчетам благочинных случаи изменения данного реестра и проводить расследование для определения необходимости оказания помощи.
2.17. Необходимо рассмотреть вопрос о церковном жилье, оставшемся после кончины священнослужителя, в первую очередь, если оно находится внутри церковной ограды. Рекомендовать не выселять вдову и детей, хотя бы в течение полугода, для того, чтобы они могли найти другое жилье (согласно дореволюционной практике).
3. По проекту документа «Отношение Русской Православной Црекви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви»
3.1. Нам представляется, что данное в проекте определение слишком расплывчато и открыто для множества расширительных толкований. В принципе под него подходит любой грех, так как любой греховный поступок может «оскорбить» Бога. В тоже время мы помним, что «Бог поругаем не бывает» (Галл. 6:7), отсюда очевидно, что богохульством оскорбляется не Бог, а чувства верующих. Поэтому в защите от богохульства нуждается не Бог, а верующие. Целью богохульника всегда является оскорбление чувств верующих, желание поколебать их веру, или напротив вызвать с их стороны неадекватную реакцию.
Поэтому мы предлагаем вернуться к определению богохульства уже имевшемуся в законодательстве Российской империи - «посягательство на признаваемое христианской верой вообще и Православной Церковью в особенности божественным или священным, посягательство, проявляющееся в публичном выражении неуважения к догматам и обрядам христианской веры и православной церкви или порицании их». В данном определении следует подчеркнуть именно публичный характер посягательства на чувства верующих, так как внутреннее (мысленное) богохульство подлежит только Божественному правосудию и суду совести.
3.2. Также нам представляется спорным вопрос о том, что грехи богохульства и хулы на Духа Святого тождественны.
4. По проекту документа «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов»
4.1. Нам видится существенным для более эффективного применения документа определить границы применения принципа икономии (в каких случаях необходимо восполнение Таинств Миропомазания, Крещения, Священства, совершение епитимии).
5. По проекту «Практика заявлений…»
5.1 Возможно было бы не лишним указать меру ответственности за несоблюдение изложенных в документе норм – лишение сана, перевод клириков за штат, лишение церковных наград и званий и др.
По остальным документам никаких существенных замечаний не имеется. По вопросам документов, вызывающих наибольшие споры и дискуссии, нам видится вполне уместным организовать круглые столы или конференции с привлечением широкого круга участников, где в режиме реального присутствия можно было бы обсудить все сложные проблемы и достичь полного понимания и осмысления их.