Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
11 сентября 2013 г.
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.
1. Православный брак есть свободный союз мужчины и женщины православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством, освященный церковным венчанием. По слову апостола, православный брак подобен союзу Христа и Церкви (Еф. 5:22-25, 31-32). Взаимная любовь брачующихся и обещание ими взаимной верности есть необходимое нравственное основание заключения брака.
Предлагаем включить в документ прояснение трех существующих сегодня форм сожительства мужчины и женщины:
Православный (церковный) брак;
Гражданский (зарегистрированный в соответствии с государственным законодательством) брак;
Сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке;
А также дать каноническую оценку сожительству супругов, состоящих в церковном браке, но не имеющих гражданской регистрации своего брака. В случае признания его действительным установить кто в праве принимать решения заключения такого брака (епископ или иерей).
2. Регистрация брака в тех странах, где церковное венчание является законной формой совершения брака, совершается согласно государственному законодательству. В остальных случаях венчание совершается после государственной регистрации брака. Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями.
3. Невозможно освящение венчанием браков, заключенных в соответствии с государственным законодательством между православными и нехристианами. В то же время, эти браки признаются Церковью в качестве законных (1 Кор. 7:14) и потому пребывание в них само по себе не может служить причиной для наложения канонического наказания (епитимии) на православного супруга (Труль. 72).
Кроме того признать недопустимым участие православного супруга (супруги) в нехристианских религиозных обрядах заключения брака.
4. В отношении православных христиан, не совершивших церковного венчания, заключенного ими ранее в законном порядке брачного союза, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в «невенчанном» браке и отождествления такового брака с блудом. Однако следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в Венчании для достижения целей брака — совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
5. Не признается возможным венчание браков, хотя и зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам Церкви.
Предлагаем также перечислить канонические нормы, актуальные на сегодняшний день.
6. Церковь не может давать благословение на расторжение брачного союза по основаниям, признаваемым достаточным для развода государственным законодательством, но не соответствующим каноническим нормам.
Предлагаем во всех пунктах Положения ввести единую богословскую терминологию относительно источников канонического права («канонические нормы», «канонические предписания», «церковные определения» и пр.)
7. В настоящее время Русская Православная Церковь на основании Священного Писания и церковных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» от 20.VI.1918 года (дополнено 02.IX.1918) и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми следующие поводы к расторжению брака:
а) отпадение супруга или супруги от Православия;
б) прелюбодеяние (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одной из сторон в новый брак;
г) монашеский постриг одного из супругов;
д) неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения;
е) заболевание проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и другие зависимости;
ж) длительное безвестное отсутствие и злонамеренное оставление одного супруга другим;
з) совершение женой аборта при несогласии мужа, снохачество (предлагаем удалить или заменить современной общепонятной терминологией), сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга;
и) посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей;
к) неизлечимая тяжкая душевная болезнь, наступившая в течение брака.
Предлагаем Синодальной богословской комиссии дать определение понятия «расторжение (церковного) брака». И прояснить смысл понятия в связи с евангельским пониманием брака, как нерасторжимого союза, благословенного Господом.
В определении Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» от 20.VI.1918 года имеется еще одна причина к расторжению брачного союза - присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
На основании этого пункта возникает вопрос: является ли в настоящее время осуждение одного из супругов на длительный срок (или пожизненное заключение) основанием для рассмотрения вопроса о расторжении брачного союза?
В подпункте ж) (длительное безвестное отсутствие и злонамеренное оставление одного супруга другим) необходимо уточнить сроки длительного отсутствия.
В подпункте з) необходимо добавить из непотребств супруга, или супруги;
В подпункте и) здоровье супруга (или супруги) либо детей;
8. После прекращения брака по перечисленным причинам невиновная сторона имеет право на церковное венчание в случае второго (третьего) брака, получив на это разрешение епархиального архиерея (пункт (г) статьи 19 главы XV Устава Русской Православной Церкви). В этом же разрешении должно содержаться признание предшествующего брака расторгнутым.
Предлагаем разработать единую церковную форму вышеупомянутого архиерейского разрешения.
9. Виновная в расторжении брака сторона несет церковное наказание в виде отлучения от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Вопрос о сокращении срока епитимии и разрешении венчания второго (третьего) брака такого лица находится в компетенции епархиального архиерея.
Предлагаем определить актуальные в настоящее время канонические постановления о епитимиях (их содержание и сроки) по данному вопросу.
10. Приходским священникам необходимо проводить катехизацию готовящихся к вступлению в брак, напоминая им о назначении христианской семьи и о взаимной ответственности супругов в браке (1 Пет. 3:1-4,7). Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.
Возникает спорный момент в отношении различных традиций совершения Таинства Венчания:
Если жених и невеста состояли в законных гражданских браках, но не были венчаны и после законных разводов собираются вступить в новый законный брак, каким чином их венчать: по первому чину или по чину второбрачных, т.к. венчание в первом браке над ними не совершалось? Если Церковь признает зарегистрированные государством, но не венчанные браки законными (не прелюбодеянием), то просим дать однозначный богословский ответ на вопрос: чем является в глазах Церкви намерение таких лиц обвенчаться - первым или повторным браком (особенно актуально в связи с запретом Церковью четвертого и последующего брака)?
Если у одного из новобрачных это второй брак (венчанный, или не венчанный), а у другого первый, по какому чину их венчать: по первому чину или по чину второбрачных?
В случае смерти одного из супругов нужно ли другому супругу брать благословение на вступление в новый брак, или нет, и в чьей компетенции такое благословение?