Почему в христианском мире Успение Пресвятой Богородицы, то есть день Ее смерти, принято отмечать, как великий церковный праздник? Понять духовный смысл одного из важнейших событий церковного года поможет митрополит Иларион (Алфеев). В своем авторском фильме владыка расскажет о том, как принято праздновать Успение в Иерусалиме, на греческом острове Тинос и в испанском городе Эльче. Чем отличается православное Успение от католического праздника Взятия Девы Марии на небо? И почему испанцы считают этот день едва ли не самым важным в году?
Иерусалим. Старый город. 4 часа утра. После ночной литургии от площади храма Воскресения Христова по Пути Скорби огромная процессия переносит в Гефсиманский монастырь Плащаницу с изображением Успения Богоматери. Тихое предрассветное шествие похоже на крестный ход Великой субботы — это прощание с надеждой на скорую встречу. И конечно оно напоминает о том дне, когда апостолы, проповедовавшие в разных странах, но чудесно собравшиеся в Иерусалиме, провожали Пресвятую Богородицу.
Митрополит Иларион: Успение — последний великий праздник церковного года. Этим праздником завершается и двухнедельный Успенский пост, и весь литургический круг Православной Церкви, открывающийся праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Обычно смерть человека для других людей становится источником скорби и страданий, но Церковь установила праздник Успения Пресвятой Богородицы не как день траура и скорби, а как день радости и ликования. Ее блаженная кончина была увенчанием всей Ее жизни, и в Ее смерти Слава Божия явилась во всей полноте и во всём величии. Ее смерть была такой же прекрасной, какой была Ее жизнь.
«В святом и боговдохновленном Писании», — говорит великий философ, богослов и поэт XVIII века Иоанн Дамаскин, — «не передается ничего о кончине Пресвятой Богородицы Марии. Однако из древнего достовернейшего предания мы узнали, что Богоприемное Ее тело, погребенное с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании. И на этом месте 3 дня продолжалось непрерывное ангельское пение». Пречистую Деву погребли в семейной усыпальнице рядом с Ее родителями Иоакимом и Анной и обрученным с Ней Иосифом. Храм построили под землей, чтобы совершать Божественную литургию прямо на гробе Богоматери, подобно тому, как совершается Евхаристия на гробе Господнем. Сюда на восходе и приносят Плащаницу перед началом торжества.
«О дивное чудо!», — говорится в богослужебном тексте праздника, — «Источник жизни в гроб кладется, и гроб становится лестницей на Небо».
Эти широкие каменные ступени, положенные при царице Елене, напоминают о лестнице Иакова — одном из Ветхозаветных прообразов Матери Бога, соединившей Небо и землю. По ней Христос сошел в мир, она помогает людям возносить молитвы к Творцу.
По Преданию, Успение произошло на Сионе в доме Иоанна Богослова, где жила Богородица. Однако Иерусалимский чин погребения Плащаницы начинается на Голгофе — там, где стояла Мать скорбящая, когда распинали Ее Сына.
«Иисус», — как сказано в Евангелие от Иоанна, — «увидев Матерь и ученика, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». Вручив Свою Мать любимому ученику, Господь сказал: «Совершилось!», — и преклонив главу, предал дух.
Богочеловеческая семья, созданная Миссией, не просто полюбила Богородицу. В стихах, читаемых при погребении Плащаницы говорится, что в ней Церковь видела как бы Самого Христа и утешалась.
Митрополит Иларион: Пресвятая Богородица воспитывалась при храме Божием. Всё Ее детство и юность прошли в молитве и чтении Священного Писания. Когда явился Ей Ангел Гавриил и возвестил о том, что от Нее родится Спаситель мира Христос, Она восприняла эту весть с благоговением, смирением и послушанием. Когда Он родился, Она воспитывала Его, и когда Он вышел на проповедь, Она ходила вместе с Ним и с Его учениками. Когда Господь висел на Кресте, Она стояла перед Крестом Христовым, и когда Он воскрес, Она стала свидетельницей Его Воскресения. После Вознесения Господня Пресвятая Богородица вместе с другими апостолами проповедовала Христа, и Ее блаженная кончина стала величайшим нравственным уроком для всего человечества. Именно поэтому Успение празднуется так широко и на Востоке, и на Западе.
Греческий остров Тинос архипелага Киклады называют священным островом Богоматери. Успение, как и во всём православном мире, тут отмечается с V века. Но с началом борьбы за независимость местные торжества обрели для Греции еще и патриотическое звучание. В 1822 году на Тиносе был найден чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Великое Радование». Событие совпало с подъемом освободительного движения и было воспринято как благословение. Тиносская икона стала национальным символом страны.
В Успенские дни правая сторона главной улицы, ведущей к храму, специально освобождается для паломников, желающих поклониться святому образу, пройдя от порта на коленях. Еще одна характерная черта Успения на Тиносе — почетный караул из морских офицеров и курсантов, сопровождающих крестный ход. Это благодарность греческого флота. Он был создан, в том числе, и на пожертвования прихода, в котором хранится икона «Великое Радование».
В августе 1940 года, когда со всех концов Эллады верующие собрались здесь, чтобы отметить любимый праздник, итальянская подводная лодка торпедировала стоявший на рейде греческий крейсер «Элли», хотя Греция была еще нейтральной страной. Вероломство атаки и оскорбление религиозных чувств православного народа побудили страну вступить в схватку с фашисткой Италией. С тех пор в память о погибших воинах военно-морские силы Греции неизменно участвуют в церковном праздновании Успения на Тиносе.
От Византии Русь сразу приняла Успение Пресвятой Богородицы как одно из важнейших событий лета Господня. Киевский собор, построенный греческими зодчими в X столетии по велению Самой Девы Марии, был посвящен Успению. Вслед за ним Успенским стал и главный соборный храм Владимирской Руси, а потом и Руси Московской.
В одном из красивейших русских монастырей с многовековыми традициями Успенской Псково-Печерской обители в канун Успения совершается крестный ход с чудотворной иконой праздника. По заботливо, искусно убранной травами и цветами дорожке образ переносят из пещер в Михайловский собор.
Эта икона была подарена монастырю благочестивыми псковитянами Василием и Федором в 1521 году. Написал ее Богомаз Алексий по прозвищу Малой. Уже через 2 года был зафиксирован первый случай исцеления.
Во время нашествия польских войск Стефана Батория и Наполеона русские люди просили защиты у Божией Матери. Тогда этот крестный ход проходил по улицам Пскова.
В православной традиции на фресках и иконах Успения мы видим Матерь Божию на смертном одре в окружении апостолов и ангелов. Если в большинстве известных образов мы видим Богородицу с младенцем Христом на руках, то на этой иконе Господь как младенца принимает душу Своей родительницы.
Митрополит Иларион: Согласно христианскому преданию, за 3 дня до кончины Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил, который сообщил Ей, что через 3 дня Она отойдет ко Христу. Когда смерть Богородицы приблизилась, кровля горницы, где Она находилась, внезапно раскрылась, и Ее осиял свет Божественной славы. Сам Господь Иисус Христос явился в сопровождении Ангелов для того, чтобы принять в Свои руки Пречистую душу Своей Матери. После этого Пресвятая Дева Мария мирно скончалась.
На Западе, наверное, самые яркие торжества в честь Успения проходят в Эльче, испанском городке, знаменитом на весь мир своей средневековой мистерией. В 1370 году согласно легенде волны прибили к местному берегу ларец, внутри которого находились манускрипты с жизнеописанием Девы Марии в стихах на староваленсийском языке. Они и легли в основу спектакля. И вот уже почти 7 столетий базилика Санта Мария превращается на время праздника в театр. Даже Тридентский собор, запретивший устраивать в церквях представления, сделал исключение для мистерии Эльче.
Вначале действа в куполе открываются Небесные врата. Пурпурное облако превращается в цветок граната, и с Небес Богородице является Ангел с золотой пальмовой веткой — символом рая. Внешне всё легко, но наверху трудится целая команда. Можно сказать, что это ручной механизм. Ему уже не одна сотня лет, но он исправно работает. Правда, за его состоянием тщательно следят. Ответственность очень велика, ведь на 25-метровой высоте окажется ребенок.
Роли в мистерии исполняют только мужчины, в том числе, и главную. Среди эльчинских мальчишек проводят конкурс, выбирая артиста с хорошим голосом, сценическим дарованием и внешностью херувима. Его старшие коллеги тоже не профессиональные актеры, а местные жители: рыбаки, врачи, полицейские.
После того, как ученики простились с Богородицей, образ усопшей остается в базилике. У испанцев принято ночь смерти ближнего проводить с ним, и они не оставляют Пресвятую Деву. К храму идут тысячи людей с фонариками в руках, чтобы Матерь Божия не была одна.
Ночное шествие переходит в чин погребения, в котором принимают участие и актеры мистерии, и прибывшие паломники. Сеньоры и сеньориты специально шьют и украшают наряды, которые надевают раз в году — только на Успение.
Митрополит Иларион: Предстоя перед гробом Пресвятой Богородицы, мы задумываемся о смысле нашей собственной жизни и нашей собственной смерти. И ничто не может принести большего утешения при мысли о смерти, чем гроб Пресвятой Богородицы. Мы собираемся вокруг него не для того, чтобы оплакать нашу жизнь, а для того, чтобы соприкоснуться с горним миром, который уготован для каждого из нас. И мы понимаем, что смерть Пресвятой Богородицы была Успением и переходом в жизнь вечную и лучшую. И мы понимаем, что этот путь к вечности открыт и для каждого из нас.
«Когда же через 3 дня», — пишет Иоанн Дамаскин, — «ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них (принято считать, что это Фома), отсутствовавший и прибывший после 3-го дня, пожелал поклониться телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, обретя лишь лежащие погребальные одеяния, и исполнившись исходящего от них несказанного благоухания, закрыли гроб. Пораженные чудом таинства, они только и могли подумать, что Бог Слово и Господь Славы, благоволивший вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после Рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения».
Святой гимнотворец говорит, что в отличие от Иисуса Христа и Его Предтечи, Богородица не сходила в ад. В текстах Дамаскина, ставших богослужебными, смерть Пречистой прославляется как восхождение.
«При родах Ты сохранила девство», — поет Православная Церковь, — «а в Успении не оставила мир, Богородица; Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши», — это тропарь праздника, песнопение, раскрывающее его сущность.
На Западе Успение Богородицы стало всецерковным праздником на стыке XVII и XVIII веков. Тогда при Папе Сергии I, сирийца по происхождению, Рим заимствовал у Востока праздник Рождества Богородицы, Сретения, Благовещения и Успения. В понимании посмертной судьбы Пресвятой Богородицы Восточные и Западные Церкви сходятся по существу, веруя в то, что Она с телом была вознесена на Небо. В Католической Церкви этому событию даже посвящен особый праздник, получивший название «Взятие Девы Марии на Небо». А в 1950 году под влиянием мистерии Эльче Папа Пий провозгласил догмат о телесном вознесении Девы Марии. Православная Церковь никогда не догматизировала это учение, но вера в то, что это произошло, является неотъемлемой частью нашего предания.
Что же касается самой кончины Богоматери, то здесь мнение католических богословов расходятся. Одни утверждают, что как неподвластная первородному греху Она была неподвластна и смерти и умерла добровольно, другие думают, что Она вообще не могла умереть и была сразу вознесена в Небесную славу.
Православные же веруют в то, что после Успения Господь сохранил тело Своей Пречистой Матери от тления, но исповедуют, что Она умерла в силу общего для человеческого естества закона, и уже после того была взята на Небо. Церковь вспоминает на Успение слова пророка и царя Давида, предвидевшего эту великую тайну: «Стала Царица одесную Тебя, вся слава дщери Царя внутри, одежды Ее шиты золотом, в испещренной одежде ведется Она к Царю, за Ней ведутся к Тебе девы и подруги Ее, приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя».
Митрополит Иларион: Смерть бывает трагической и страшной, если человек умирает без Бога. А умирает человек без Бога, если он живет без Бога, потому что, как правило, какова жизнь человека, такой бывает и смерть его. Для безрелигиозного человека смерть — это катастрофа и трагедия, о которой лучше не говорить, не вспоминать и не задумываться, а похороны — это ритуал, лишенный всякого положительного содержания. А некоторые люди предпочитают свести счеты с жизнью, не дожидаясь естественного конца. Всё большее распространение получает эвтаназия — суицид при помощи врачей. Такие люди умирают также страшно и бессодержательно, как они жили — без веры, без Бога.
Православные верующие за каждым богослужением просят у Бога христианской кончины: безболезненной, непостыдной, мирной. Он молится об избавлении от внезапной смерти, дабы успеть принести покаяние и умереть в мире с Богом и ближними. Кончина христианина — это не смерть, а переход к вечной жизни. Видимым напоминанием об этом является икона Успение Пресвятой Богородицы. Смерть есть переход к новой жизни, более прекрасной, чем земная, и за порогом смерти душу христианина встречает Христос. Вот та весть, которую несет в себе образ Успения. И Церковь всегда, вопреки всем материалистическим представлениям о жизни и смерти, будет возвещать эту истину человечеству.
Неверующий человек боится смерти, боится мыслей о смерти, подготовки к смерти, предсмертной болезни. Отсюда распространенный взгляд на внезапную смерть как наиболее благополучный исход. Христианин, напротив, готовиться к смерти и в то же время молится об избавлении от внезапной смерти, считает для себя благом иметь возможность подготовиться к смертному исходу, который считается духовно значимым этапом в жизни человека.
Митрополит Иларион: В современном расцерковленном мире, где лишь немногие люди живут полноценной церковной жизнью, смерть воспринимается как что-то страшное и трагическое. Но не таковой она была для Пресвятой Богородицы, потому что смерть соединила Ее с Ее возлюбленным Сыном Господом Иисусом Христом, Которому Она служила всю Свою жизнь. Пресвятая Богородица явила нам величайший пример того, какой может быть человеческая жизнь и человеческая смерть. Своим Воскресением Христос победил смерть. Своим Успением Пресвятая Богородица доказала, что смерть может быть праздником, переходом от жизни временной к жизни вечной, возвращением души человека к Богу.