Подниматься на гору — огромный труд. Дорога пыльная, бесконечная… Идешь, под ноги смотришь — уныние одолевает, усталость борет. А поднимешь голову и увидишь, как зеленеющая вершина горы касается грандиозного облачного неба. И радостью наполнится сердце, и вспомнятся оправдывающие сложность пути слова праведного Иоанна Кронштадтского: «…если творение так величественно, то что же Сам Творец, каков Он-то!».
Иисус Христос как-то сказал народу: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 2). Спустя несколько дней, призвав трех Своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна, Он возвел их на гору одних. Апостолы уснули, а Христос, молясь, преобразился. Ученики проснулись и увидели, что вид лица Спасителя изменился, одежды сделались блистающими, как снег, как солнце. И явились Илия с Моисеем и беседовали с Иисусом о Его исходе в Иерусалим, грядущих страданиях, которые Ему необходимо было понести для спасения людей от рабства греху. Конечно, апостолов охватил трепет, и они не знали даже, что сказать. Их осенило облако — чудесное, упоминаемое еще в Ветхом Завете, как символ особого присутствия Божия, и послышался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9, 8). Ученики упали ниц и очень испугались, но Иисус, подойдя, успокоил их, Он сказал: «Встаньте и не бойтесь». Они, подняв глаза, никого не увидели, кроме Иисуса. Он запретил им рассказывать увиденное на горе Фавор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Что Вы не знали о празднике Преображения Господня
Кондак праздника Преображения Господня гласит: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…». Преображение Господа Иисуса Христа стало событием, случившимся незадолго до Его суда, распятия и Воскресения. Иисус Христос готовился к крестным страданиям. Готовил он и Своих учеников. Он знал наперед, что они испугаются, отрекутся, что вера их ослабеет. Непривычно еще ветхому человеку укрепляться в вере, глядя на мучения и испытывая страдания самому. Да и как может страдать Бог, если Он всемогущ? Эти сомнения наверняка бы окончательно рассеяли апостолов, если бы они не видели тогда на горе преображенного Христа в полноте всей Пресвятой Троицы. Присутствие двух ветхозаветных пророков послужило доказательством, что Иисус Христос властен над жизнью и смертью, и нет ничего для Него невозможного, однако Он, несмотря на могущество, добровольно принимает поношения, страдания и смерть. Кроме того, по мнению святых отцов, на Фаворе Спаситель беседовал с Илией, потому что Его ошибочно принимали за него или за другого пророка, как свидетельствуют евангелисты; и с Моисеем, дабы показать, что Спаситель пришел в мир не нарушить закон — в чем Его обвиняли фарисеи, а исполнить.
Труден путь без веры. Ничего доброго мы сделать без Бога не можем. Что мы читаем в Евангелии? Пока Господь был на Фаворе, ученики Его, хоть и наделенные силою изгонять бесов, бесплодно из-за своего неверия пытались помочь юноше, которого мучил нечистый дух. Только Христос, спустившись с горы, исцелил страждущего по просьбе его отца. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему», — сказал Спаситель, на что мужчина в отчаянии воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И за это смиренное исповедание, идущее из самого сердца, он получил великую награду — выздоровевшего сына и… ту самую веру, которую просил. А значит, преображение коснулось и его души.
Преображение Господа нашего и Спаса Иисуса Христа относится к двунадесятым, то есть самым важным и значимым праздникам. На горе Фавор, просияв в Божественном свете, Господь укрепил учеников в вере перед трудными испытаниями. Так и мы и в скорбях, и неправдах, в своем трудном «подъёме», будем всегда помнить Преображенного Христа. Будем уповать на Него. И с верою Ему молиться.