9 июля 2017 года в городе Краков (Польша) решением 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска в Татарстане были включены в Список Всемирного наследия. Сегодня, 21 августа, в ходе своего рабочего визита в Казань Свяжскую обитель посетит Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Вечером этого же дня состоится торжественная церемония вручения сертификата о внесении объекта «Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска» в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По этому случаю публикуем историческую справку об острове-граде Свияжск. Завтра мы познакомим наших читателей с историей Успенского монастыря и его соборов.
Историческое сельское поселение Свияжск в составе Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан расположено на острове площадью около 62 га в живописной акватории реки Свияги и Свияжского залива Куйбышевского водохранилища реки Волги, в 30 км к юго-западу от города Казани. Сам остров представляет собой высокий холм-останец, который в восточной части переходит в низкую надпойменную террасу.
Исследователями предлагались разные версии об освоении Свияжского останца, но в большей степени они основывались на преданиях, легендах и поздних сведениях в письменных источниках. Ряд исследователей высказывали мнение, что на Свияжском останце еще в дорусское время существовало урочище «Круглая гора» — древняя стоянка времен язычества, а в XIII—XIV вв. «Кара кирман» («Черная крепость»). Население приграничного края конца XIV — первой половины XVI века в этническом плане было довольно пестрым. Это связано со стремлением Москвы и Казани влиять на местное марийское и чувашское население, а также контролировать транзитную торговлю, заняв стратегическую точку в устье Свияги.
Уникальное природно-географическое положение этой территории, богатая природа окрестных мелководий, озер, заливов и островов издревле привлекали сюда человека, благоприятствовали активному освоению местности в различные исторические эпохи. Археологические находки свидетельствуют о том, что люди активно заселяли эти места еще 4—6 тысяч лет до нашей эры и появились на этой территории в эпоху неолита. Здесь открыты одни из самых ранних в средней полосе Российской Федерации и в целом Восточной Европы следы обитания человека в среднепалеолитическое время. Имеются объекты неолита, энеолита, раннего железа, эпохи бронзы.
Свияжский Успенский монастырь: значение Свияжска как православного центра Среднего Поволжья
Позднее бассейн Свияги населяли исторически известные народы: черемисы, буртасы, чуваши и татары. Предшественниками черемисов (предков марийского народа) были так называемые пьяноборские племена во II—III вв. н.э., пришедшие в Среднее Поволжье под натиском кочевников с юга. Позднепьяноборская культура функционировала в пределах III—VII вв. н.э. и затем легла в основу формирования черемисов (финно-угорская языковая группа). Соседями черемисов в бассейне Свияги были буртасы. Вместе с последними пришли на берега Волги и Свияги чуваши — народность тюрко-финского происхождения. В IX—XIV вв. бассейн реки Свияги являлся западным рубежом Болгарского государства, населенного предками казанских татар — болгарами. В период существования Казанского ханства эти земли входили в подконтрольные этому государству территории. Круглая гора в те времена была поросшим густым лесом холмом посреди заливных лугов, на котором, согласно летописным источникам, была священная роща языческих черемисских племен.
На рубеже 40-х и 50-х годов XVI века в области русской внешней политики в отношении стран Востока и в отношении Казанского ханства в частности происходит существенный перелом. Возникает идея проведения активной завоевательной политики к востоку и югу от среднего течения Волги, о присоединении к Московии пространств от Волги до Урала и от Казани до Каспийского моря включительно. В то время главным препятствием на пути проведения такой политики была Казань и Казанское ханство.
В 1550 году после второго неудачного Казанского похода царь Иван IV остановил свое войско на отдых в устье реки Свияги. Царь пришел к выводу, что не сможет завоевать Казань без прочной базы недалеко от столицы ханства. Ему указали на Круглую гору, покрытую лесом. Лесистый остров со стратегической точки зрения удачно возвышался над Волгой, что позволяло контролировать речные пути и местные дороги, а также подходы к Казани.
Город здесь был основан в 1551 году. Первоначально он получил название Иван-город в честь Ивана IV (Грозного), позже — Новоград Свияжский. В конце XVI — начале XVII века за ним закрепилось название Свияжск.
На протяжении 400 лет Свияжск функционировал как город.
История постройки городаудивительна и является беспрецедентным в мировой практике примером единовременной закладки и заселения города-крепости. По описанию летописцев зимой 1550 года почти за 800 километров от Круглой горы, в далеких лесах под Угличем, был срублен город со стенами, башнями, церквями и жилыми домами, а затем, весной 1551 года перевезен в разобранном виде в устье Свияги. Под руководством дьяка Ивана Выродкова 75 тысяч воинов за 24 дня очистили от леса территорию в 150 га, выровняли площадку под строительство, срезав вершину горы и отсыпав 30 тыс. куб. м земли, собрали самую большую крепость Московского царства, превышавшую по своим размерам тогдашние крепости Москвы, Пскова и Новгорода. От возникновения идеи строительства нового города до ее полной реализации прошло всего 16 месяцев. Со строительством города был заложен Троице-Сергиевский монастырь.
Крепость задумывалась как опорный пункт за господство на правобережье Волги и как форпост для дальнейшего штурма Казани. Уже в 1552 году Иван IV во главе 150-тысячного войска, двигающегося на Казань, осмотрел новый город и остался доволен его строительством.
После взятия Казани территория ханства была разделена на два уезда: Казанский и Свияжский. Свияжск контролировал все присоединенные земли правобережья Волги.
Уникальное положение и статус монастыря до революции
В застройке города появляются здания административного и духовного управления краем, учреждается второй монастырь — Успенский. Указом Ивана Грозного в Свияжск направляется бригада псковских мастеров-белокаменщиков. Ими возводятся две церкви в Успенском монастыре: Никольская (1555—1556) и Успенский собор (1556—1560). Выстроенная крепость вскоре обросла посадом. Население города в 60-х годах XVI века составило 4000 человек. В городе насчитывалось уже 10 церквей (6 в крепости и 4 на посаде).
Крепость была задумана овальной формы, что соответствовало очертаниям горы, с радиально-центрической системой улиц и площадей. Эту систему откорректировала дорога, пересекавшая Круглую гору по водоразделу с юго-запада на северо-восток, ставшая впоследствии Сибирским трактом. Трасса этой дороги в городе сформировала Рождественскую улицу, ставшую композиционным стержнем застройки, в котором доминировал ряд из четырех церквей.
Из «Писцовой и межевой книги Свияжского уезда» 1565—1567 годов известно, что Свияжская крепость была обнесена деревянной стеной в 1200 сажен (2550 м). Стены города были выполнены из «городней» — бревенчатых срубов, заполненных землей и камнями. В стенах было 18 башен. В семи башнях для въезда в крепость были устроены ворота: Рождественские, Никольские, Сергиевские, Николо-Можайские, Пятницкие, Жилецкие и Малые. Для тайных вылазок во время военных действий сделали три потайных хода: два к реке Свияге и один к реке Щуке. В стенах также имелись башни со стрельнями. Со стороны рек Щуки и Свияги город имел самые мощные укрепления. Охрану крепости несли дети боярские, стрельцы и пушкари.
В пределах укреплений город делился улицами: Рождественской, Большой Сергиевской, Малой Сергиевской, Коровиной, Жилецкой, Переяславской, Ярославской, Большой и Малой Никольскими. Для спуска с Круглой горы имелось 16 лестниц. У Рождественских ворот образовалась городская площадь, где находились две тюрьмы, царская светлица и дьячья изба. У Никольских ворот располагался царский казенный двор для хранения пушек, пищалей и снаряжения к ним и царский житничий двор с семью житницами. Внутри города-крепости жили высокопоставленные чиновники, духовенство и служилый люд. С северо-востока и юго-востока крепость окружал посад. В посаде разместилась царская светлица с тремя дворами. Посад делился на улицы: Воскресенскую, Кузнецкую, Пирожную, Татарскую, Константиновскую, Преображенскую, Зарядную, Воскресенский переулок, Троицкую слободку. На берегу Свияги располагался гостиный двор.
В 70—80-е годы XVI века Свияжск сыграл свою роль в подавлении выступлений черемисских племен. С исчезновением ханства Свияжск стал поистине восточным плацдармом геополитических преобразований на Евразийском континенте, он сыграл одну из ключевых ролей в исторических процессах формирования Российского государства как военно-административный и православный центр, оказавший значительное влияние на распространение православной христианской культуры в Среднем Поволжье.
К середине XVII века с переводом части военного сословия на засечную линию и в Астрахань население Свияжска резко сократилось, а к началу XVIII века из-за ветхости были разобраны остатки укреплений.
После проведения губернской реформы Свияжск в 1708 году стал центром уезда Казанской губернии. В 1719 году — центром провинции в составе Казанской губернии. Под начало Свияжска вошли уездные города: Чебоксары, Цивильск, Козьмодемьянск, Василь, Яранск, Царевококшайск, Царево-Санчурск, Кокшайск. За Свияжском сохраняется роль духовно-миссионерского центра с монопольной миссионерской деятельностью до середины XVIII века. В этот период здесь осуществляется активное монастырское строительство, деревянные приходские церкви заменяются каменными. Из всех деревянных церквей сохранилась самая древняя — Троицкая. Активно развивается торговля и ремесло. Посад плотно заселяется и застраивается. Исчезают крепостные стены, утратившие оборонную функцию. Крепостная часть планировочно и функционально с посадом не сливается: наверху традиционно проживает духовенство, дворянство, имея большие домовладения, на посаде — торговцы и ремесленники со значительно меньшими участками земли.
В 1734 году в Свияжске была учреждена новокрещенская школа, в 1754 г. ее перевели в Казань, а в 1800 г. закрыли совсем.
В 1781 году Свияжск становится уездным городом Казанского наместничества. Тогда же был утвержден герб Свияжска, отразивший особенности основания города и занятия горожан (поскольку свияженцы слыли лещовниками): «На голубом поле город деревянный на судах по Волге, в той реке рыбы».
Большой урон городу нанес страшный пожар 1795 года, в связи с этим трагическим событием изменилась планировка улиц и кварталов города.
Для Свияжска в конце XVIII века было разработано несколько вариантов регулярного плана (Высочайше утвержденный план относился к 1829 году). Предусматривалось дорегулярную планировку заменить равномерной сеткой кварталов из трех меридиональных улиц и четырех широтных переулков, охваченных по периметру острова набережной-бульваром. Предполагался единственный въезд в город. Новым планом главная площадь с собором делилась скверами и застройкой на несколько зон.
В течение XIX века новый регулярный план частично закрепляется казенными зданиями (присутственные места, казарма этапной команды, пересыльная тюрьма) и появившейся жилой застройкой. Однако этот план не уничтожил древнюю планировочную форму города. Основным жизнестойким элементом его были границы владений Успенского монастыря. В его зоне влияния оказалась вся юго-западная часть города: планировочно законсервировались древняя Сергиевская улица, монастырский переулок и ближайшая к нему Жилецкая улица. Сохранилось транзитное направление древней дороги «Сибирский тракт», отвергнутое регулярным планом; новая Троицкая улица практически повторила трассу древней Рождественской улицы. Из четырех широтных переулков регулярного плана полностью реализовался лишь один. Под южным склоном Круглой горы продолжала в прежних границах жить часть городского посада, отсутствующая на регулярном плане. Границы внутриквартальных земельных владений жестко зафиксировали рисунок древней планировки Свияжска. Требовалось приведение в соответствие формам нового плана устойчивых элементов древней планировочной структуры, что нашло отражение в новом регулярном плане 1896 года. В XIX веке в Свияжске продолжается интенсивное городское строительство.
Ученые выдвинули первые версии авторства фресок Успенского собора Свияжского монастыря
В 1877 году на IV Археологическом съезде в г. Казани академиком И.И. Срезневским ставится вопрос о сохранении уникальной фресковой живописи в Свияжском Успенском монастыре. В 1902—1904 гг. профессором Д.В. Айналовым проводится исследование фресок свияжских соборов.
Удобное географическое расположение на перекрестке Сибирского тракта, водных артерий Волги и Свияги предопределило процветание Свияжска на протяжении четырех веков. Город жил паломничеством, разнообразными ремеслами, торговлей, ярмарками, коневодством, обслуживанием извозов и постоялыми дворами, производством и переработкой сельхозпродуктов, садоводством. На рубеже XIX—XX вв. Свияжск в значительной мере утратил значимость как торговый центр Свияжского уезда. Особо заметным это стало после открытия в 1893 году движения по участку железной дороги, проложенной в 10—12 км от города Свияжска. Большая часть функций города как транспортного, грузового и пассажирского узла перешла к железнодорожной станции Свияжск, что не замедлило сказаться на сокращении промыслов, связанных с обслуживанием дорог и пассажиров.
Последним построенным в Свияжске крупным сооружением стал собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1906 г.). С его строительством закончилось формирование архитектурного облика Свияжска.
К концу столетия город хотя и утратил былую хозяйственную славу, но все еще оставался административным центром и торговым перекрестком. Здесь действовали таможня, конская изба, кабацкая контора. Торговой деятельностью в Свияжске занимались на этот период 319 человек, в основном мелких торговцев.
Судьба монастыря с 1917 года до наших дней
К началу XX века население Свияжска составляло 3000 человек. В 1917 году город имел герб, устав и казну, органы городского самоуправления — городскую думу и управу во главе с городским головой. В Свияжске было 70 магазинов и торговых лавок, более 30 трактиров и домашних столовых, мощеные мостовые улицы освещались 80 керосиновыми фонарями. Крупными паломническими, миссионерскими и образовательными центрами оставались находившиеся в Свияжске монастыри: мужской Успенский (более 90 монахов) и женский Иоанно-Предтеченский (около 400 монахинь). В городе функционировало 12 церквей.
Вместе со всей страной Свияжск пережил самые трагические события XX века — Первую мировую войну, Гражданскую войну, гремевшую и в самом Свияжске, период политических репрессий, когда большую часть территории Свияжска заняли репрессивные учреждения, Великую Отечественную, смутные годы развала СССР — как и везде, Политические передряги отозвались поломанными судьбами, деградацией экономики, страшными разрушениями прекраснейших памятников истории и культуры. Жизнь и развитие населения Свияжска кануло в забвение почти на пятьдесят лет.
В годы Гражданской войны Свияжск играет большую роль в борьбе за Волгу (прежде всего железнодорожная станция Свияжск). В августе и сентябре 1918 года Свияжск — важнейший оперативный центр в подавлении «белочешского мятежа» и внутренней контрреволюции в районе Средней Волги.
Летом-осенью 1919 года Первой и Второй Волжскими экспедициями проведено изучение памятников зодчества Казани, а также памятников древнего города Болгар и Свияжска. Их состояние требовало немедленного вмешательства, и поэтому руководство подотдела по делам музеев и охране памятников Наркомпроса Казанской губернии (создан 26 августа 1919 г.) организовало детальный осмотр и архитектурные обмеры культовых зданий, вызывающих наибольшее опасение.
В 1920 году Свияжск стал центром кантона, в который входило 11 волостей. В 1923 году уполномоченными Казанского ОГПУ вскрываются мощи святителя Германа. В 1923—1928 гг. закрываются монастыри и церкви, начинается упадок города.
В мае 1924 года в помещении Свияжского Успенского собора был открыт Свияжский музей при кантонном отделе народного образования в составе двух отделов: естественнонаучного и церковно-художественного. В последнем демонстрировались 33 предмета церковной утвари.
Свияжский Успенский монастырь: святитель Герман — основатель обители
Издревле славу Свияжска составляли и его храмы и монастыри. До наших дней дошел ансамбль Успенского мужского монастыря, основанного во второй половине XVI века святителем Казанским Германом, постройки бывшего мужского Троице-Сергиева монастыря, самого древнего в Среднем Поволжье, основанного в 1551 году и упраздненного по реформе 1764 года, территорию которого заняли в XIX веке монахини Иоанно-Предтеченского женского монастыря, и единственная уцелевшая среди грозных бурь начала XX века приходская церковь во имя святых благоверных Константина и Елены.
Богатейшая история позднего средневекового города сохранилась в Свияжске благодаря уникальному влажному археологическому слою, сформировавшемуся после создания Куйбышевского водохранилища (1955—1957 гг.).
Сегодня планировка Свияжска — это радиально-центрическая система улиц XVI века, претерпевшая некоторые изменения в процессе ее перепланировки в начале XIX века. В планировке выделяются ансамбли двух монастырей, закрепившие начало и конец двух геометрических осей острова овальной формы. Продольная ось начинается от центральной площади Свияжска в северо-восточной части острова. Здесь она композиционно закрепляется приходской церковью Константина и Елены. На площади расположены главные гражданские здания. В юго-западной оконечности острова продольная ось закрепляется комплексом Успенского монастыря. В этой части Свияжска монастырь является центром зоны, планировочно не изменившейся с середины XVI века. Успенский монастырь — главный элемент динамичной юго-западной панорамы Свияжска, основу которой составляет разноплановое расположение архитектурных доминант: монастырь на первом плане и веерно расположенные церкви на втором и третьем планах. Короткая поперечная геометрическая ось на юго-востоке закрепляется ансамблем бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря. Он расположен на пересечении этой оси с Троицкой улицей — главной древней улицей Свияжска, трасса которой незначительно изменилась в результате урегулирования в начале XIX века. Иоанно-Предтеченский монастырь является ядром трехцентровой пространственной композиции, образованной приходской церковью и двумя монастырями, которая формирует величественную юго-восточную панораму острова.
Живописная прямолинейная сетка улиц членит территорию Свияжска на кварталы различной конфигурации, значительно отличающиеся по величине: крупные — в бывшей крепостной части и мелкие — на бывшем посаде. Внутриквартальная нарезка территории на домовладения — реликтовый элемент середины XVI века. Современная плотность застройки Свияжска чрезвычайно низкая. На фоне разреженной застройки контрастно выделяются два монастыря.
Сегодня в Свияжске на площади 62 га сохранилось 39 объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране, из них 18 объектов федерального значения.
Отличительной особенностью облика Свияжска является изящность его силуэта, которая подчеркнута отражением ансамбля в водной глади. Его объемнопространственная композиция динамично воспринимается с сухопутных и водных путей передвижения в радиусе 25 км.
Свияжск имеет археологически ценный культурный слой, не тронутый перекопами и доступный (в силу малой заселенности острова] для его широкого изучения. Важной особенностью Свияжска является редкая для русской средневековой археологии возможность изучения находок городского комплекса с безусловно надежной нижней датой отложения их в культурном слое (не ранее 1550 г.). В Свияжске сложились четыре зоны культурного слоя с различной мощностью: 1) незатопленная территория посада (1,5—3,5 м); 2) территория древних монастырей (1,5—2,5 м); 3) кромка останца, на которой были выстроены деревянные укрепления (2 м); 4) остальная территория нагорной части острова (0,5—0,6 м). Грунт незатопленной территории посада очень влажен, что обеспечило хорошую сохранность в культурном слое органики. У кромки останца, вдоль северо-западной набережной острова, сохранились остатки городских укреплений XVI века, в частности земляного вала.
Свияжск является уникальным местом, связанным с пребыванием здесь выдающихся личностей российской и мировой истории: Ивана Грозного, царицы Сююм-бике, святителя Германа Свияжского, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.