Мы завершаем публикацию статьи из дореволюционного «Троицкого Слова» о том, в каком порядке читать творения святых отцов. Вместе с автором материала, скрывающимся под загадочными инициалами «Н. К.», мы уже добрались до глубин премудрости древних аскетов-пустынников — как из них черпать драгоценные знания, узнаем сегодня.
«Итак, знакомство с аскетическими отеческими писаниями может быть полезно и для всякого христианина.
Первой книгой из подвижнических писаний считается книга святого аввы Дорофея — это «Азбука монашеская» — поэтому на неё мы и указываем вначале.
Затем, в порядке постепенности, укажем на книгу святых Варсонофия и Иоанна «Руководство к духовной жизни». Только относительно этой книги нужно сказать, что первая её часть включает в себя вопросы и ответы лицам, живущим в уединении, тогда как вторая часть содержит в себе много полезного и для всякого мирянина.
Далее укажем на «Лествицу» святого Иоанна, игумена горы Синайской. В этой книге с особенной ясностью изображены степени духовной жизни, приближающей к Богу; весьма глубоко и тонко исследованы душевные страсти и правильно показаны способы борьбы с ними; превосходно описаны добродетели и указаны правила, подходящие для монашеской жизни.
В каком порядке читать святых отцов
Затем укажем на творения святого Ефрема Сирина, проникнутые духом покаяния, сокрушения и умиления — хотя их можно отнести и к первому разряду святоотеческой литературы.
Далее указываем на книгу святого Макария Великого, на слова преподобного Симеона Нового Богослова, на «Добротолюбие» и на книгу святого Исаака Сирина. Относительно «Добротолюбия» нужно сказать, что оно состоит из пяти больших томов, и заключает в себе наставления всех отцов-подвижников, но только в выдержках и частично.
В первый том вошли писания святых отцов Антония Великого, Макария Великого, аввы Исайи отшельника, Марка подвижника и аввы Евагрия.
Во второй — Иоанна Кассиана Римлянина, Исихия пресвитера Иерусалимского, Нила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Варсонофия и Иоанна, Аввы Дорофея и Исаака Сирина.
В третий — Диадоха, Иоанна Карпафийского, аввы Зосимы, Максима Исповедника, Фаласия, Феодора, Феогноста, Филофея Синайского, Илии пресвитера, сказание об авве Филимоне.
В четвёртый — поучения преподобного Феодора Студита.
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
И в пятый — сятого Симеона Нового Богослова, старца Симеона благоговейного, Никиты Стифата, Феолипта Митрополита Филадельфийского, Григория Синаита, Никифора уединенника, Григория Паламы, Каллиста патриарха и сподвижника его Игнатия Ксанфопулов, Каллиста Тиликуды, Симеона архиепископа Солунского и др.
Одновременно с этими писаниями весьма полезно было бы познакомиться, во-первых, с писаниями преподобного Нила Сорского, а затем с аскетическими сочинениями епископа Игнатия Брянчанинова и епископа Феофана; с жизнью и писаниями старца Паисия Величковского и с письмами Макария и Амвросия, Оптинских старцев. Вот что мы можем порекомендовать из своего скудного опыта.
Какой богатый материал для мысли и чувств даст знакомство со всеми этими книгами! Помимо того, что оно обогатит читателя массой полезных сведений, оно ещё и облагородит его нравственно, разовьёт в нём духовную чуткость, сообщит правильные взгляды на жизнь и поможет ему утвердиться в доброй христианской жизни.
Чего от души и пожелаем нашим боголюбивым читателям «Троицкого Слова».