Последний день лета жители старинного села Нижнекамского района провожают торжественно и празднично. С давних времён в этот день сельчане отмечали именины церкви, один из престолов которой был освящен в честь раннехристианских мучеников Флора и Лавра. Рассказы о масштабности дореволюционных крестных ходов, ежегодно устраиваемых верующими в честь храмового праздника, передаются елантовцами из поколения в поколение. Праздничные молитвенные шествия в день памяти святых возобновились четыре года назад — спустя два года после официальной регистрации в 2012-м православного прихода в честь мучеников Флора и Лавра. С момента зарождения церковной общины в селе ведётся строительство храма на месте закрытой в советские годы и переоборудованной в сельский клуб Михайло-Архангельской церкви.
Любопытно, что все хлопоты по воссозданию нового храма взял на себя председатель новообразованного прихода Сергей Юрьевич Заинкин, являющийся внуком первого председателя сельсовета, активного члена партийной ячейки.
«Я, безусловно, знал о том, что мой дед возглавлял сельсовет в годы Советской власти. Не знаю, был ли Андрей Ефимович Заинкин крещён при рождении, но думаю, что он был идейным коммунистом из числа бескорыстных и убеждённых партийцев. Меня долгое время интересовал вопрос, был ли причастен мой дед к закрытию и частичному разрушению церкви. По словам жителей, он самолично храм не рушил, однако присутствовал при этом», — рассказывает председатель православной приходской общины Сергей Заинкин.
К настоящему моменту верующие разобрали старое здание и включили земельный участок в генеральный план сельского поселения. Елантовцы надеются, что после юридического оформления земли в собственность можно будет приступить к строительным работам. Пока же верующие ограничиваются проведением ежегодных молитвенных шествий в честь святых.
«По традиции в день святых Флора и Лавра настоятель Свято-Троицкой церкви села Кармалы иерей Виктор Швецов совершает молебен, после которого мы все вместе с чтением акафиста мученикам идём крестным ходом от места расположения старой церкви к новому сельскому клубу. В селе в этот день проходят праздничные мероприятия. В Доме культуры, к примеру, организовывается разнообразная концертная программа, а под открытым небом — массовые гуляния. В этом году участников крестного года встречала ярмарка овощей и фруктов „Дары осени“», — делится впечатлениями певчая кармалинского храма Надежда Ведерникова.
Елантово, в XII—XIV веках бывшее поселением древних булгар под названием Змеиная Гора (Елантау), а в петровскую эпоху известное, как деревня Каменный Ключ (Студёный Ключ), своё современное название, по данным письменных источников, обрело лишь в 1710 году. Примечательно, что в селе, помимо тех, кто исповедовал традиционное Православие, проживало большое количество старообрядцев и последователей Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), именуемой в народе «зелёной верой». Во времена гонений на Церковь члены «зелёной» общины уходили в леса и выкапывали там землянки, в которых совершали молебны. В чистопольском Музее уездного города имеются документы, свидетельствующие о беспоповском согласии старообрядцев — рябиновцев. Нужно отметить, что десятая часть общины рябиновского течения всего уезда проживала в Елантово, так что к началу разразившейся революционной бури духовная жизнь елантовцев представляла собой пёструю и яркую картину.
В настоящее время религиозная жизнь в селе понемногу возрождается, и ярким свидетельством этого являются ежегодные молитвенные шествия в честь главного праздника села.