Русские историки сходятся во мнении, что святой Александр Невский был счастлив в высшем, благороднейшем значении этого слова. При всех испытаниях и скорбях им перенесенных, он имел чистую совесть и должен был испытывать радость чистой души от безупречно выполненного долга перед Богом, перед своим Отечеством и народом. На его подвигах лежит печать истинного величия: стоя на рубеже двух эпох, между киевским и московским периодами русской истории, он совместил в себе лучшие стороны, отличающие выдающихся деятелей той и другой эпохи: его отличала блестящая храбрость, соединенная с редким благоразумием.
Он одинаково далек был и от бесцельных порывов и стремлений, ведущих иногда к громким, но мало полезным поступкам, и от себялюбивых, узкоэгоистических наклонностей, вызывающих иногда неразборчивость в средствах к достижению намеченных целей, неуклонная правдивость и прямота души побудила его решительно, без малейших колебаний отвергнуть всякий союз с Западом, что навсегда и бесповоротно определило характер нашей духовной самобытности. В то же время, безусловной покорностью обезоружив ордынских ханов и устранив их вмешательство в наши внутренние дела, он обеспечил в будущем и политическую независимость нашего государства.
Его покорность варварам была далека от раболепства, он всегда умел поддержать и сохранить достоинство человека и христианина и внушил к себе невольное уважение и полное доверие своих грубых повелителей: его прямота усыпляла самых подозрительных, покорность воле — гневливых, а природная ласковость в обращении с людьми любого ранга и происхождения — всех располагала к благодушию. «Дивный, озаренный лучами святости, образ истинно русского человека из глубины минувших веков встает перед нами в лице Александра: светлый практический ум, широта взгляда, могучая воля, беззаветная преданность своей Родине, искренность и задушевность чувств, благородство и великодушие, неизменно-бодрое и трезвенное настроение духа, безпредельная любовь к Богу, — словом, все черты, которые мы замечаем на протяжении веков в лучших представителях нашей народности, мы встречаем в нашем национальном герое — Александре!» (М. Хитров, «Александр Невский — Великий князь).
В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси.
Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли. В 1262 году во многих русских городах были перебиты сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали мести ордынцев. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. Русь была спасена, долг святого Александра перед Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь с именем Алексий.
«Горе тебе, бедный человече! — восклицает современник-очевидец, приступая к описанию кончин святого Александра Невского, — как опишешь ты кончину господина своего? Как не выпадут у тебя зеницы вместе со слезами? Как от тоски не разорвется у тебя сердце?» Так выражали свою любовь современники.
Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастьян хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог Своего угодника, святого воина князя Александра.