4 сентября сотрудники миссионерского отдела Казанской епархии во главе с протоиереем Сергием Титовым и члены братства святителя Николая Японского (иерей Алексей Шилов, Марсель Искандаров, Андрей Михайлов, Дмитрий Мухин, Анна Кочергина) в рамках проекта «Окрест» совершили очередную экспедиционную поездку в Тетюшское благочиние, в которое входят приходы Тетюшского и Камско-Устьинского районов РТ. О достижениях и проблемах благочиния гостям рассказал благочинный Тетюшского округа, настоятель храма Святой Троицы в городе Тетюши протоиерей Валентин Кострин.
Тетюшский район, как и Татарстан в целом, является многонациональным регионом — здесь проживают русские, татары, чуваши и мордва. В Тетюшах миссионеров встретили активисты мордовской общины, создавшие национальный вокальный ансамбль. Они исполнили песни на русском и мордовском языках, а также духовные канты. Знакомство с благочинием началось с собора Святой Троицы города Тетюши, построенного в 1777 году, где состоялась встреча с его настоятелем протоиереем Валентином Костриным, сотрудниками воскресной школы и прихожанами. В ходе встречи они рассказали миссионерам о своих достижениях в области просветительской деятельности, участии в конкурсе «Серафимовский учитель», разработках исторических квестов для молодежи и сотрудничестве с представителями образовательной сферы. По их словам, одной из главных целей благочиния в настоящее время является создание духовно-просветительского центра и православной гимназии в трехэтажном здании, недавно подаренном епархии. Завершая встречу, казанские гости подарили тетюшскому храму миссионерскую и духовную литературу.
После этого сотрудники миссионерского отдела отправились в строящийся храм Рождества Христова, в котором был отслужен молебен о скорейшем и благополучном завершении строительства церкви. Архитектор Марсель Искандаров дал несколько советов, касающихся отделки храма.
Затем сотрудники экспедиции посетили два чувашских села — Большое Шемякино и Малое Шемякино. В первом миссионеры посетили храм святителя Германа Казанского, который находится в бывшем здании колхозного управления. Изначально там была молитвенная комната при доме престарелых, которая после его расформирования преобразовалась в приход. Нужно отметить, что храм располагается недалеко от места, где раньше находилась одноименная церковь, снесенная властями. В храме состоялась встреча с приходским активом, который возглавляла Зоя Волкова. В ходе разговора выяснилось, что главные проблемы прихода — отсутствие духовной литературы на чувашском языке и финансовых средств, необходимых для строительства церковной ограды. Сотрудники миссионерского отдела выразили готовность помочь в решении этих задач.
Затем члены экспедиции отправились в Малое Шемякино, где посетили храм святителя Николая Чудотворца. В селе они пообщались с приходским активом, возглавляемым Лидией Карповой, и узнали, что верующих беспокоит отсутствие литературы на чувашском языке и отсутствие отопления в храме. Главной же проблемой жителей Большого Шемякино и Малого Шемякино является отсутствие постоянного священника, совершающего богослужения на чувашском языке. Обе общины часто собираются на совместные молитвы и чтение акафистов, но им необходима постоянная литургическая жизнь.
Следующим посещенным объектом стала красивейшая церковь Святой Троицы в селе Ямбухтино. К сожалению, уникальная двухэтажная церковь в стиле нарышкинского барокко, возведенная в 1735—1741 годах, находится сейчас в плачевном состоянии. На здании видны следы консервации, но несмотря на это, оно постепенно разрушается. После осмотра храма члены братства и благочинный обсудили перспективы его популяризации и отметили необходимость привлечения епархиальной молодежи к уборке в здании.
Затем в сопровождении протоиерея Валентина Кострина члены экспедиции проследовали в Камско-Устьинский район, где посетили село Сюкеево и поселки городского типа Куйбышевский Затон и Камское Устье.
В селе Сюкеево расположен Троицкий храм, построенный в 1813 году. Храмовое здание находится в запущенном состоянии, поэтому верующие вынуждены посещать молитвенный дом, расположенный рядом, который приписан к камско-устьинскому приходу. Миссионерская группа застала на месте очередную группу архитектурных экспертов, оценивающих степень сохранности храма. В ходе общения с главой сельского поселения Василием Никитиным выяснилось, что главная нужда прихода в данный момент — строительство забора вокруг храма. После осмотра молитвенного дома сотрудники миссионерского отдела приняли решение обновить в нем временный иконостас.
Уже под вечер миссионерская группа прибыла в поселок Куйбышевский Затон, где посетила приход Архангела Михаила. Настоятель храма иерей Игорь Маслов рассказал гостям из Казани, что приход функционирует с 1990 года, и уже сложился приходской актив, в ближайших планах которого открытие воскресной школы. Для этих целей храму была передана современная духовная литература и пособие по организации миссионерской деятельности.
В поселке Камское Устье в храме Рождества Богородицы миссионеров встретил настоятель иерей Николай Шереметьев, рассказавший им о деятельности храма и работе воскресной школы, которой миссионеры передали духовную литературу. В ходе общения с настоятелем и благочинным миссионеры наметили план ближайшей поездки, в ходе которой планируется посетить Антоновку, Красновидово, Русские Буртасы, Тенишево, Мордовский Каратай. Также выяснилось, что в районе сложная обстановка, связанная с наличием неоязычников («Звенящие кедры России»), псевдопротестантов («Свидетели Иеговы», Церковь Нового Завета) и старообрядцев различных толков, которая заслуживает пристального внимания миссионеров.
В заключение миссионерская экспедиция посетила храм Святой Троицы в селе Теньки, построенный в конце XVIII века. Настоятель церкви иерей Владислав Князев сообщил гостям, что главной задачей в настоящее время является восстановление большого двухпросветного храма. Отец Владислав рассказал, что службы сейчас проходят в приделе святителя Николая Чудотворца и что при храме действует воскресная школа. Кроме того, настоятель поделился личными наблюдениями, касающимися сложной ситуации с различными псевдохристианскими деноминациями в селе и районе. Затронули в разговоре и тему старообрядцев, так как село Теньки до Октябрьской революции было одним из поволжских старообрядческих центров, в котором проводились собеседования епархиальных миссионеров со старообрядцами.
Побеседовав с настоятелями и прихожанами, сотрудники миссионерского отдела узнали о нуждах и достижениях Тетюшского благочиния. Они отметили, что в городах и селах постепенно восстанавливаются храмы и налаживается приходская жизнь. Главными проблемами благочиннического округа, по их мнению, являются отсутствие священников, знающих чувашский и мордовский языки, и сложная конфессиональная ситуация в Камско-Устьинском районе. Решить эти проблемы поможет распространение духовной литературы на национальных языках, популяризация храмов, являющихся памятниками истории, в среде городского населения и проведение молодежных фестивалей, которые составят альтернативу экологическим и неоязыческим движениям в районе.