Что это за люди такие — нищие духом? Это те, кто знает, что у них своего духовного ничего нет. Ведь блага существуют не только материальные, но и духовные — чистая совесть, разум, таланты, способности, вера непостыдна, любовь нелицемерна, радость безгрешная, мир свышний, покаяние, прощение грехов, да и сама наша жизнь, которая есть «дыхание жизни» (Быт.2:7), вдохнутое Творцом в прах земной.
Так вот, нищие — это те, кто знают: все духовные блага, которые у них есть — подарены Богом. Подарены — то есть, получены не по заслугам, которых нет, а только и исключительно по милости Божией.
Они просят Бога о милости, и Бог даёт им, — то есть, нам — Свою благодать, которая сначала оживила наши души во Святом Крещении, а теперь освящает нас в церковных Таинствах. Всякий раз на Богослужении, и неоднократно, мы слышим это: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже Твоею благодатию».
Поэтому мы — нищие духом богомольцы, — ожидая от Тебе великия и богатыя милости, просим: «Подай, Господи»!
Наша нищета хорошо видна в церковной молитве, которая называется — просительная ектения. Это когда хор поёт на каждое прошение: «Подай Господи». Ведь «подай» — это голос нищего, ожидающего милости.
Вот мы и просим: Подай нам, Господи, в Церкви Твоей святой, духовные Твои Дары — прощение грехов подай, исцеление души подай. Дня совершенна, мирна и безгрешна у Господа просим, добрых и полезных душам нашим просим, Ангела мирна, вернаго наставника просим, прочее время живота нашего просим, христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Судище Христове просим: подай, Господи.
Ты — податель всех благ, Ты, Господи — сокровище благих и самой жизни податель. Ты оживляешь нас и поддерживаешь новую, благодатную жизнь в нас — Твоих чадах.
По Твоей милости Ты спасаешь нас, и поэтому нам нечем гордиться, как нечем было гордиться блудному сыну из евангельской притчи. Мы ничем не заслужили Божественную милость.
Но Бог любит нас Своей непостижимой любовью, которую невозможно понять и невозможно объяснить. Только одно может быть объяснение: Бог есть Любовь. Тайну эту Сам Бог открыл нам через апостола Иоанна.
Дружба между Богом и человеком – существует?
И нам надо ответить на эту Божественную Любовь — нашей любовью и нашей благодарностью Богу за все Его неисчислимые Дары, наипаче же за то, что Он усыновил и удочерил нас. Нищий, получивший милость, не может не благодарить того, кто облагодетельствовал его. А мы получаем милость от Самого Бога! Как же нам не благодарить Его?!
Благодарение стоит в центре христианской жизни. Всякий раз на Божественной Литургии мы слышим этот возглас: «Благодарим Господа». Это мы все, собранные Духом Святым в храме, благодарим Господа устами священника. От нашего имени и от нашего сердца произносит он эти слова.
И ещё надо сказать вот о чём: нищета духовная не связана с обычной нищетой. Духовно нищим может быть и богатый человек, и бедный, образованный и малограмотный, сильный и слабый, знаменитый и неизвестный. Неважно, каков его социальный статус. Важно чтобы он чувствовал себя духовно нуждающимся, зависимым, просящим, получающим и благодарным. То есть, смиренным и значит — нищим духом.
Почему же они блаженны, эти нищие духом? Потому что им обещано Царство, уготованное любящим Бога. То есть, новая блаженная жизнь в Царстве Святой Троицы, «идеже празднующих глас непрестанный, и бесконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную Христе Боже наш». Жизнь, о которой говорим, завершая Символ веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь!».