Слово в праздник Воздвижения Креста Господня и 1600-летие Миланскаго эдикта, произнесенное казанским священником Александром Воронцовым 14-го сентября 1913-го года
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дивны дела Твои, Господи! Ты смиряешься до смерти крестной — и поражаешь начальника смерти — диавола; древо казни стало древом жизни; орудие мучения претворилось в источник радости; мрачный позор рабов и злодеев стал лучезарной славой царей и святых. «Крест— хранитель всея вселенныя; крест — красота Церкве; крест — царей держава; крест — верных утверждение; крест — Ангелов славами демонов язва» (Светилен Кресту).
Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19); в нем — похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Плоть похотливая бежит от страдания; око завистливое отвращается от нищеты; жизнь горделивая не терпит смирения. Крест Христов чужд и тяжел для человека плотского, алчного, надменного; «слово крестное погибающим юродство есть» (1 Кор. 1, 18). И вот, люди мира сего — языческие цари и мудрецы — собирают и напрягают все силы духа тела против служителей Креста — христиан: три века после Христа полны всяческих страданий для верных рабов Его. Темницы, плети, цепи, крючья, ножи, копья, секиры, раскаленное железо, расплавленное олово, смоляные столбы, змеи, тигры, львы, — все против поклонников Креста. Ты христианин? значит, ты преступник. Ты перекрестился? — иди к допросу. Ты воспел славу Христу? — ступай на пытку, — тебя истерзают, — а потом, пожалуй, и вылечат... чтобы терзать снова и по-новому. Ты молишься в храме с братьями по вере? Храм ваш разрушат, а то — и сожгут вместе с вами.
Знамя Креста
Но велико слово Божественного Крестоносца: «Созижду церковь мою, — и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Стадо Доброго Пастыря живет по слову апостольскому: «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, — но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4, 8—9). Мучители один за другим сменяются, умирают, — а вера Христова не гибнет, — напротив кровь мучеников становится семенем христиан; древо креста расширяет и возвышает свои ветви.
И вот, за 16 веков до настоящей годины под сень этого древа склоняется державная глава всемирного властителя. Является «в царях Апостол» Господень — великий Константин, — как и великий Павел, он получает призвание не от человеков, но чрез явление Христово (Тропарь на 21 мая; Гал. 1, 11—12). Царь Константин идет с малым воинством против полчищ гонителя Максентия — и вместе с дружиною видит на небесах звездное знамение Креста и лучезарные слова: «Сим побеждай». Видение изумляет и царя, и воинов, — ведь, они еще не христиане, а пока только добрые язычники, — и для них крест еще страшен и непонятен. Но вслед за скипетром Небесного Царя — крестом и Сам Царь небесный в ту же ночь является царю земному; Константин повинуется велению Христа, воздвигает Крест на воинских знаменах — и его силою побеждает тьмочисленных врагов, а вождь их Максентий гибнет в волнах, как древний фараон. Царь победитель воздвигает на стогнах царственного Рима знамение победы— святой Крест и восписует ему хвалу. Так сила Креста побеждает и того, кто ею победил врага. Сбывается вещее слово Исаии: «Придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» (Ис. 60, 14).
Об осмысленном несении жизненного креста
Покорный кресту царственный апостол снимает тяжкое трехвековое иго с поклонников креста. Из города Милана раздается по всему царству властное слово правды и милости к христианам: теперь они — не бесправные преступники, а полноправные граждане, не узники, а свободные, — могут безопасно веровать и молиться по закону христианскому, в их веру может безбоязненно перейти всякий, им возвращены отнятые храмы. По слову Константина рабы Христовы радостно восклицают: «Пастыри наши! без страха пребывайте в молитве и служении слова: вас не изранят, не положат в темницу на острые камни, как святого Лукиана — не бросят зверям, как святого Игнатия Богоносца. Мать — христианка! славь Господа во всеуслышание вместе с чадами своими: тебе с ними не грозит лютая мука святой Софии с дочерями. Храбрый воин! смело воздавай Кесарево — Кесарю, а Божие — Богу (Мф. 22, 21): тебя не ожидает земной удел святого Георгия Победоносца — железо, тяжелый камень, острое колесо, жгучая известь, раскаленные сапоги, воловьи жилы, острый мечь. Юноши и девы, старцы с юношами, да восхвалят имя Господне (Псал. 148, 13). При гонителях Церковь распиналась и погребалась со Христом; при Константине еще здесь на земле исполнилась речь апостола: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2,11—12).
Да будет же отныне и во веки слава, благодарение и поклонение Распятому Начальнику жизни и святому равноапостольному царю Константину за торжествуемое ныне земное воскресение многострадального великого тела Христова — Церкви вселенской!
Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресение Твое славим! Аминь.