Разочарование и боль — так можно охарактеризовать реакцию на решение Генерального секретариата Вселенской Патриархии 6 июня с. г. не проводить дополнительных консультаций по замечаниям, поданным Поместными церквами к проектам соборных документов. «С удивлением и недоумением», как говорится в официальном сообщении Фанара, но не со вниманием и пониманием, увы, Священный Синод под председательством Патриарха Варфоломея воспринял озвученные в последнее время позиции и мнения ряда братских Православных Церквей, и констатировал, что пересмотр уже запланированного соборного процесса… выходит за пределы всех институциональных рамок. Суммируя коротко, «возражения не принимаются, явка строго обязательна».
Предложения Синода Русской Православной Церкви о проведении дополнительного круга предсоборных консультаций в срок до 10 июня категорическим образом отвергнуты. Вселенский Патриархат «призывает… в установленные ранее сроки принять участие в работах Святого и Великого Собора, согласно всеправославным решениям, подписанным как Предстоятелями на их Собраниях, так и уполномоченными представителями Церквей на протяжении долгого процесса предсоборной подготовки». Институциональные рамки оказываются важнее доверия. Так раскрывается истинная цена уверениям в братском взаимопонимании и близости.
На что же рассчитывает константинопольская дипломатия в столь непростой ситуации? На то ли, что документы с их многочисленными противоречиями и недостатками, вызвавшими самые острые нарекания, окажутся неожиданно приняты общим консенсусом? На новый ли скрупулёзный согласовательный процесс? Но согласования и правки — дело рабочих групп и специально назначенных представителей. Споры и столкновения позиций в присутствии Предстоятелей церквей и многочисленных членов делегаций, корпуса наблюдателей, прессы и приглашённых лиц — далеко не самое удачное решение, особенно если мы говорим о демонстрации всеправославного взаимопонимания.
«Поспешай, не торопясь», — предупреждает старинная мудрость. Процесс согласования повестки собора, по свидетельствам участников переговоров, превратился в гонку, в гонку престижа для главного инициатора и устроителя мероприятия, Константинопольского Патриархата. В течение 7 лет, начиная с 2008 г. велась подготовительная работа. Нелепо и смешно, что нескольких месяцев теперь не хватает для едва ли не главного — ознакомления с текстами проектов в Поместных церквах.
В итоге, Патриарх Варфоломей и его ближайшие помощники оказываются под шквалом критики, и сам момент оказывается максимально неудобен для проведения столь важной исторической встречи. Признавать публично собственные ошибки удаётся не каждому. В создавшемся против желания Русской Православной Церкви, Грузинской Православной Церкви, Болгарской Православной Церкви, Элладской и Антиохийской Православных Церквей искусственном кризисе велик соблазн провоцирования открытого конфликта и даже досрочного прекращения работы Собора с самыми тяжкими непредсказуемыми последствиями для будущего Вселенского Православия.
Вполне вероятно, что выходом из создавшегося невыгодного для неё положения дипломатия Константинополя сочтёт путь скандала. Обвинения в адрес Москвы сформированы, об этом свидетельствуют многие признаки. Неоднократно представители Фанара выказывали своё раздражение. Беспрецедентной в плане нападок и хамских измышлений стала публикация протопресвитером Константинопольской патриархии Георгий Цецисом статьи под названием «Является ли решение Грузинской церкви правильным или провокационным?». В ней он позволяет себе рассуждать о том, что грузинские делегаты «замучили их», что поведение грузинских представителей «раздражает и вводит в тупик». Цецис позволяет себе такие оценки внутренних дел независимой и самоуправляемой Грузинской Поместной Церкви, что берёт оторопь. По его словам, «Грузинская церковь находится в плену фундаменталистских кругов», автор использует заезженные штампы и устрашительные фигуры речи, наподобие «возвращение страны в средневековье». За всем же вместе, по мнению Цециса, являющегося, к слову сказать, одним из центральных деятелей предсоборного процесса от Константинополя, маячит, как и полагается в новомодной политической риторике, тень Москвы.
Подобные выпады вызвали справедливое негодование в Грузии. Трудно вообразить себе мирное течение Собора при подобном накале эмоций. Использовав ту же логику, что у прот. Г. Цециса, несложно задаться вопросом, в плену у каких кругов находится Константинопольская Патриархия и чего стоят в действительности фальшивые благостность и братолюбие современного экуменического богословия митр. И. Зизиуласа и прот. Г. Цециса.
Оставшиеся дни до 19 июня, даты начала Собора, к сожалению, вполне вероятно, задают обратный отсчёт до вступления в действие негативного сценария. Инициатива Синода Русской Православной Церкви содержала в себе реальную возможность спасти ситуацию. Молимся, чтобы Господь внушил Его Всесвятейшеству Патриарху Варфоломею сознание подлинной, не риторической «особой ответственности за поддержание единства Православия».