В редакцию «Русской линии» поступило обращение представителей православной общественности Казани, в котором, в частности, говорится:
«Местные СМИ распространили информацию о том, что 29 августа 2008 года в Казани состоится освящение новопостроенного католического храма Воздвижения святого Креста Господня. Сообщается, что в ней примет участие декан коллегии кардиналов, бывший государственный секретарь Святого Престола кардинал Анджело Содано, а также «иерархи Русской православной церкви и представители Духовного управления мусульман Татарстана». Желание принять участие в этой церемонии, как пишут некоторые информагентства, выразил и президент республики Минтимер Шаймиев, по причине чего было принято решение о её переносе с 28 на 29 августа.
Несмотря на известную политическую подоплёку строительства католического храма на бойком месте в самом центре Казани, осуществлявшегося при активном содействии местных властей, мы, представители православной общественности, не имели и не имеем никаких возражений против того, чтобы казанские католики получили нормальную возможность отправлять свои религиозные потребности. Вместе с тем, нас не может не удручать состояние находящегося в пяти минутах ходьбы от него здания бывшей Духосошественской церкви, в котором с советских времён располагается театр кукол.
Бывшую Суконную слободу, на территории которой сейчас развёрнуто интенсивное строительство, раньше населял в основном русский рабочий люд – православные и старообрядцы, и представить её без православного храма невозможно. На протяжении нескольких лет те из нас, кто продолжает жить в этом районе, наблюдают, как отстраивается и украшается здание католического храма, восстанавливаются и реставрируются расположенные рядом старообрядческие церковь Во Имя Казанской иконы Божьей Матери и Покровский Кафедральный собор. А совсем рядом продолжает пребывать в забвении построенный и освящённый в 1730-х годах православный Духосошественский храм, который имел до революции самый многочисленный приход в городе. Тогда как на крыше католического храма простирает руку к небу скульптурный ангел, на фасаде бывшего православного храма, там, где раньше находились святые образа, корчатся фигуры четырёх кукольных персонажей, один из которых – шурале (злой лесной дух в татарской мифологии). Больно и страшно православным людям наблюдать такое. Получается, что одним – ангел на крыше, а другим – бес на фасаде.
Мы не хотим лишать наших детей кукольного театра, поэтому уже долгие годы ждём когда местные власти построят для него новое здание, и вернут, наконец, Духосошественскую церковь верующим. Но неужели нельзя за несколько лет хотя бы привести в потребное состояние фасад храма, убрав с него кощунственные изображения? Мы призываем сделать это немедленно, ибо все слова об исторической справедливости и толерантности, которые будут произнесены на церемонии освящения католического храма, окажутся лишь «медью звенящей и кимвалом бряцающим».
Просим «Русскую линию» опубликовать наше обращение».
Помещая это обращение, «Русская линия» выражает свою солидарность с выраженным в нём требованием и, надеется, что кощунство в отношении православного храма будет пресечено, а сам он в ближайшее время возвращён верующим.
Наша справка:
Духосошественская церковь была построена купчихой Е.И.Михляевой в Суконной слободе города Казани в 1731 – 1735 гг. для рабочих бывшей казённой суконной мануфактуры, переданной Императором Петром I в управление её мужу – купцу и фабриканту И.А.Михляеву. Освящена в августе 1735 г. Главный придел – сошествия Святого Духа на апостолов, левый – во имя священномученика Харлампия. В 1832 – 1833 гг. храм был перестроен и расширен, в Харлампиевском приделе пробиты новые окна и сделаны росписи. В 1897 г. храм был реконструирован и удлинён, в начале 1900-х гг. с западной стороны пристроена каменная церковь. В отличие от большинства церквей города, храм никогда не горел. Во время занятия города войсками Е.И.Пугачёва, местные жители спасли Духосошественскую церковь от разграбления. В юности в её церковном хоре пел великий русский бас Ф.И.Шаляпин – уроженец Суконной слободы. До революции приход Духосошественской церкви – самый многолюдный в Казани – объединял до четырёх тысяч верующих.
Крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объёмов. Высокий четверик храма был перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главой. В советское время были разрушены верхние ярусы колокольни, главка и часовня, стоящая отдельно от церкви, облик храма был искажён позднейшими пристройками, утрачено множество ценных икон и утвари (более древних, чем сам храм). После закрытия в конце 1930-х гг. храм был приспособлен под клуб, а позже в нём разместился кукольный театр, который находится в этом здании и по сей день.
Русская линия/Православие в Татарстане