Посетивший Казань президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров высказал свои соображения по поводу перспектив изучения в школах России предметов, находящихся пока на региональном компоненте, который в перспективе,однако, подлежит упразднению.
Николай Никандров полагает, что "национально-региональный компонент" после принятия в 2007 году законодательных изменений не исчез из содержания федерального закона об образовании. В ходе своей пресс-конференции в Казани 25 сентября академик достаточно подробно обосновал эту мысль. "В законе говорится, - отметил глава РФО, - что есть часть содержания образования, которая определяется участниками процесса обучения".К числу последних относятся "центральные, региональные, школьные власти и учащиеся, которые тоже могут что-то предлагать".
Вместе с тем, выступающий отметил недостаточную чёткость такой формулировки в сравнении с предыдущей редакцией закона: "Когда что-то в явном виде прописано в законе, это делать не только нужно, но и можно, поскольку есть формальные юридические основания, а когда это прописано в гораздо более мягкой форме ("содержание, определяемое участниками образовательного процесса"), - получается несколько аморфно".
Пезидент РАО не исключает возможности приложения усилий для изменения формулировок законодательства: "В явном виде нужно либо использовать термин "национально-региональный компонент" или, не используя его, показать, что это не только желательно, но и обязательно". "Иначе, - как указал академик, - получается так, что участники образовательного процесса могут вносить свои предложения, но вроде бы от них этого и не требуется. Все это создает не очень четкую ситуацию".
В качестве одного из вариантов решения создавшейся проблемы Николай Никандров предложил пойти по пути увеличения сегмента "национальных школ" в общем массиве учебных заведений, если к тому существуют предпосылки, - а именно потребности самих учащихся, их родителей и учителей.
До принятия в конце 2007 г. поправок в федеральный закон "Об образовании", устраняющих с 2009/10 учебного года деление программ на федеральный, региональный и школьный компоненты, в школах российских национальных республик и ряде "русских" субъектов Федерации в рамках "регионального компонента" учащиеся изучали, главным образом, родные языки и родную литературу.
Параллельно этому в моноэтнических русских регионах местные епархии РПЦ МП стали продвигать в качестве предмета регионального компонента "Основы православной культуры" (ОПК). Обязательным предметом в статусе предмета регионального компонента ОПК уже стал для учащихся 2-11 классов в Белгородской области. Движение в том же направлении наметилось в Курской, Тверской, Смоленской, Калужской, Воронежской, Брянской областях. Тем не менее, не везде придание ОПК статуса предмета регионального компонента привело к ожидаемым для РПЦ МП результатам. Так, например, в Воронежской области решение областного управления образования, выделяющее ОПК как предмет регионального компонента одновременно и "факультативный", и "обязательный" (в перечне предметов регионального компонента), не привело к существенному увеличению числа его изучающих: такие показатели по-прежнему остаются крайне низкими.
Саму ликвидацию трёхкомпонентной системы образовательных программ некоторые аналитики впрямую связывали со стремлением федеральной власти, не называя вещи своими именами, не допустить "ОПеКизации" с использованием для этих целей регионального и школьного компонентов.
Власти и общественность Татарстана, как и других национальных территорий, неоднократно выражали озабоченность в связи с произошедшей унификацией общеобразовательной программы на общероссийском уровне, из которой исчезло деление учебных программ на федеральный, региональный и школьный компоненты.
До конца нынешнего года именно в Казани намечено провести совещание руководителей образования национальных республик с включением в повестку дня форума вопроса о перспективах изучения предметов, находящихся пока на региональном компоненте.
Вместе с тем, руководство Татарстана (включая и образовательное ведомство) твёрдо следует курсу на преподавание школьникам, прежде всего, знаний о религии, религиозном многообразии мира, но не самих систем религиозных ценностей. В Поволжском регионе полагают, что: а) религиозные ценности формируют, в первую очередь, сами семьи учащихся и б) отдельное – по группам - изучение вероисповедных традиций (когда татары будут изучать ислам, а русские православие), - на чём, в частности, настаивает РПЦ МП, - приведёт к разобщению учащихся по религиозному и этническим признакам и создаст в перспективе серьёзную базу для конфликтов среди населения не только республики, но и России в целом.