Традиция крестных ходов испокон веков известна на Руси, и всегда привлекает множество богомольцев. Центром крестного хода обычно является какая-либо икона или другая святыня. Необычный водный крестный ход прошел в День Крещения Руси в Менделеевском районе Закамского благочиния со Смоленской иконой Божией Матери. Сплавы со святынями по воде являются наиболее древней формой крестных ходов, ведь раньше реки были в некоторых местностях единственными путями между населенными пунктами.
Почитаемая икона Пресвятой Богородицы прибыла водным путем по Каме из села Икское Устье в Менделеевский порт 28 июля. После молебна святыня крестным ходом в сопровождении верующих проследовала в Богоявленский храм города через селение Тихие Горы.
Настоятель храма в честь Богоявления Господня протоиерей Алексей Загуменнов предложил логически дополнить традицию ежегодного Тихогорского крестного хода с образом Смоленской иконы, который проходит 10 августа, принесением ее в Менделеевск из Икского Устья в День Крещения Руси. До 10 августа святыня будет находиться в Богоявленском храме для поклонения верующих, а затем отправится пешим крестным ходом в храм села Икское Устье, где она постоянно пребывает в память о некогда разрушенном храме Смоленской иконы Божией Матери.
Желающие принять участие в Тихогорском крестном ходе могут следить за информацией на сайте Богоявленского храма, или обращаться непосредственно в храм.
Известно, что в Елабужском уезде Вятской губернии, куда исторически относился Богоявленский храм села Тихих Гор, помимо крестного хода с иконой Елабужского Спаса, особым почитанием жителей пользовался крестный ход по воде с иконой святителя Николая Чудотворца, хранящейся в то время в Никольской церкви. Эта икона была обретена в местности Святая Чаша близ Мамадыша в первой половине XVIII в. и с ней ежегодно совершались крестные ходы в Мамадыш, собиравшие большое количество богомольцев. А вот везли в Мамадыш икону по воде. При этом проводы ее в городе Елабуге сопровождались огромным стечением народа. Сохранились фотографии тех лет, на которых видно, как провожают икону жители Елабуги и как духовенство погружает ее на барку.