Типикон знает несколько заупокойный суббот. Есть две субботы, носящие статус вселенских — это мясопустная суббота, которая служится за неделю до начала Великого поста и Троицкая, служащаяся перед днем Пятидесятницы. Также уставом отдельно оговариваются заупокойные богослужения во вторую, третью и четвертую субботы Великого Поста. Хотя, если в такую субботу попадается святой, имеющий полиелейную и бденную службу, то заупокойная служба оставляется.
Есть еще несколько дней в году, когда заупокойные богослужения проходят вне связи с субботой — это Радоница, которая обычно бывает на девятый день по Пасхе, во вторник, а также дни памяти усопших 9 мая, 11 сентября (ныне уже забывшийся, но имеющий особую отметку в служебнике) и воскресенье, когда поминаются новомученики и исповедники Российские и когда совершается панихида в память о всех, замученных в годы безбожной власти.
Но Типикон и здесь преподносит сюрприз, который открывается настойчивому читателю. Тринадцатая глава Устава, которая носит название: «Подобает ведати, аще прилучится в субботу пети аллилуиа», позволяет служить заупокойные службы в любую субботу, если в эту субботу не случится праздничная служба. Конечно, можно служить и обычные, не заупокойные субботние службы. Но возможность именно сугубого заупокойного богослужения специально прописана в Уставе. Суббота — последний день седмицы и в память о субботнем покое в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.
9 января 1592 года святитель Ермоген, в ту пору архиепископ Казанский и Астраханский, направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь свою положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ всероссийский Патриарх прислал указ от 25 февраля 1592 года, в котором предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботный день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Именно с этого времени служение особого дня поминовения усопших в Казанском крае стало постоянным.
Согласно указу Патриарха Иова и историческому ходу событий, взятие Казани было в день Покрова, и панихида по павшим воинам никак не могла служиться до этого дня, а только позже, Покровская родительская суббота должна служиться в ближайшую субботу после дня Покрова Пресвятой Богородицы. Но, по аналогии с Димитриевской родительской субботой, празднуемой в субботу перед днем великомученика Димитрия Солунского, и Покровская суббота стала праздноваться не после Покрова, а в ближайшую субботу перед Покровом Пресвятой Богородицы.
Сейчас обычай служения этого заупокойного дня перешагнул пределы Казанской епархии и распространяется по России. Но вопрос об истории установления этого дня остается обычно за кадром. Поэтому в данном материале была предпринята попытка докопаться до событий установления особого заупокойного дня в Казанской митрополии.