Слово архиепископа Казанского и Свияжского Никанора в Седмиозерной пустыни, 28 июля (10 августа по н.ст.) 1908 года.
Шедше, научите вся языки, сказал Господь наш Иисус Христос Своим ученикам — апостолам. Сначала Он избрал их 12-ти, потом 70-ти, в числе коих был Евангелист Лука, которому приписывается написание Смоленской иконы, копия с которой составляет здешнюю святыню, т.е. Седмиезерная икона Божией Матери. К числу 70-ти относятся и чтимые ныне апостолы архидиаконы: Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и другие; им было особое поручение заведовать церковным имуществом, раздачею его бедным. Но и они не освобождались от обычных трудов для всех апостолов, т. е. хождения с проповедью о Христе Спасителе, рекшем: шедше, научите вся языки. Святой архидиакон Стефан был замучен за свою проповедь в Иерусалиме, а другие ходили в разные далекие края, возвещая повсюду о Христе, подвергаясь тоже разного рода мучениям. Посему они равночестно чтутся со всеми апостолами, ибо архиерейство явилось после, как и пресвитерство. Апостольство — слово греческое. Оно значит посланничество. По латыни оно называется миссионерство. Итак, апостолы Христовы были первыми посланниками, миссионерами.
Они поставили пресвитеров-священников и епископов, которых по заслугам и важности городов именуют архиепископами, митрополитами, патриархами. Последние степени считаются важными, высокими, но апостолы Христовы были выше их, как посланные Самим Иисусом Христом. И в обычной мирской жизни всякий посланник тем выше, чем более высок посылающий его. Посему, например, посланники царские чтутся очень высоко, смотря по важности того или другого царя или императора.
Рассуждая так, должно сказать, что миссионерство, как первичное служение по заповеди Христовой: шедше, научите вся языки, очень достопочтенно, но оно так же необеспеченное и бедно, как и апостольство. Вот почему и мало ныне истинных миссионеров, и взгляд на них невысокий и внимание к ним неособенное. Между тем это дело апостольства или миссионерства неотложно необходимо у нас почти так же, как тысячу лет тому назад. Около тысячи лет тому назад просветил верою Христовою Русь нашу Святой равноапостольный князь Владимир, как Красное Солнце согревший Русь Святую.
В Казанском крае вера Христова начала обильно насаждаться около трехсот лет назад святыми святителями: Гурием, Варсонофием, Германом, их преемниками и разными сотрудниками. Здесь веру Христову насаждал около двухсот лет назад преподобный Евфимий, основатель этой обители, в которую он принес святую чудотворную икону Смоленскую, так называемую Седмиозерскую, ибо обитель находится у семи озер. Обитавшие здесь язычники отчасти приняли христианство, отчасти же подвинулись немного далее, так что они сохранились и до наших дней, почему и до нас всех касается близко слово Господне: шедше, научите вся языки. И вы, иноки пустыни сей, как преемники посольства основателя сей обители, должны потщиться, по мере сил ваших, исполнить апостольство его, которое он принял, по Божию Промыслу, от одного из святителей Казанских.
В Казани для апостольства или миссионерства существует Братство святителя Гурия, которое уже давно трудится над просвещением язычников, с разной ревностью, силой и вниманием. К несчастию были люди, которые общему делу оказывали не только противодействие, но и прямой вред, употребляя средства братства на свои прихоти, чем наносилось горе, как всем членам братства, так и самому святому делу миссии.
По всему этому паки и паки зову вас, братие и все христиане, оказать возможную помощь и содействие святому делу апостольства, совершаемому современными миссионерами, действующими от лица достопочтенного Братства святителя Гурия. Как и чем можете послужить святому делу вы, иноки, это подскажет каждому из вас сердце ваше и то, что вы — преемники преподобного Евфимия, пришедшего сюда для просвещения язычников по определению Казанского святителя. А как могут служить этому делу все прочие — это может понять всякий, могущий пожертвовать на это святое дело рубль или только копейку, ибо Господь и лепты бедняков принимает с любовью, когда они жертвуются от трудов праведных с сердечно-искренним расположением.
Все же могут и должны различно выражать сочувствие миссионерскому делу и молиться, чтобы оно преуспевало все более и более, чтобы таким образом заповедь Христова: шедше, научите вся языки, исполнялась в полноте и совершенстве через всех нас, чтобы наш двадцатый век не оставил язычников непросвещенными светом евангельского учения, ибо это было бы великим укором всем нам и в особенности вам, насельники этой местности, где весьма недалеко имеются даже языческие мольбища, в которых темные люди, язычники, приносят жертвы несуществующим богам, а вернее служат злым духам.
Сносно ли это, стерпимо ли это, чтобы много столетий среди христиан оставались идолопоклонники, подобные тем, которых здесь обращал в христианство преподобный основатель этой обители Евфимий и правнуки коих должны быть окружены вашим самым высоким вниманием и любовью, чтобы в лице их получились такие же труженики апостольства, какими были воспитанники Фрументия, просветившие дикарей африканских оазисов пустыни.
Тогда исполнится заповедь Христова: шедше, научите вся языки; благодать Господа нашего Иисуса Христа будет с местом сим; любовь Бога Отца, Причастие Святаго Духа со всеми вами и Покров Богородицы не отнимется от места и края сего во веки!
Язычники — это заблудшия овцы, о которых приходил позаботиться Сам наш Пастыреначальник Христос, Который посему и изображается несущим на Своих раменах заблудшую овцу. А святой Иаков сказал, что кто заблудшего направит на путь истинный, тот спасет душу и покроет множество грехов. Итак, братие, спешите спасать заблуждающихся и тем устроят и свое спасение во Христе Иисусе, Ему же честь и слава да будет во веки веков! Аминь.