Сергий (Голубцов) (1906 — 1982), архиепископ б. Казанский и Марийский, реставратор, иконописец
В миру Голубцов Павел Александрович, родился 16 апреля 1906 года в Сергиевом Посаде, в семье Александра Петровича Голубцова (1860 — 1911), профессора Московской духовной академии по кафедре литургики и церковной археологии. В семье Голубцовых было 12 детей. Четверо из них затем полностью посвятили себя служению Церкви (протоиереи Николай, Серафим, монахиня Сергия и архиепископ Сергий). Мать, Ольга Сергеевна Голубцова (1867 — 1920), была глубоко верующей христианкой, преданной воле Божией. Все силы она отдавала воспитанию своих детей, а скончалась, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии.
В отрочестве на Павла большое влияние оказало знакомство с иеросхимонахом Алексием (Соловьевым), о котором впоследствии он отзывался как о выдающемся благодатном старце.
«Отец Алексий был замечательным духовником: строгим, но в то же время и ласковым, духовным отцом в полном смысле этого слова... От него всегда выходил я с некоторым чувством благоговения, страха и внутренней радости. Отец Алексий был очень внимателен ко всем подробностям, интересовался всеми кажущимися «мелочами». Происходило это, по-видимому, от его большой внутренней собранности и понимания, что всякая мелочь может таить в себе большее, чем мы думаем».
Иеросхимонах Алексий советовал своему духовному сыну «учиться реставрации поглубже, не разбрасываться, чтобы потом быть серьезным специалистом». Сестре Павла Н.А. Голубцовой, отец Алексий предсказывал, что ее брат будет епископом и прибавлял: «только бы он не возгордился», о предсказании этом сестра рассказала владыке Сергию лишь в 70-е годы, когда он пребывал на покое.
В 1920-е годы П.А. Голубцов был также духовно близок с лаврским духовником игуменом Ипполитом и иеромонахом Досифеем, который в Зосимовой пустыни исповедовал народ. Простота и смирение отца Досифея были необычайны. Укоряя себя в лености, отец Досифей говорил: «А что, брат Павел, хорошо лежа говорить: помилуй мя, Боже».
В 1923 году Павел окончил среднюю школу в Сергиевом Посаде и в 1923-24 годах начал учиться живописи в у художников М.В. Боскина и Столицы.
В те же годы он познакомился с жившим в Сергиевом Посаде священником Павлом Флоренским, который в 1918-1920 годах был ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В домовой церкви Убежища (приюта) престарелых сестер милосердия Красного Креста, где служил о. Павел, Павел иногда читал Шестопсалмие. Богослужения, совершавшиеся отцом Павлом в том храме, запомнились Голубцову на всю жизнь глубоким благоговением, одухотворенностью и красотой. Отец Павел оказал большое влияние на Павла Голубцова. Однажды, придя домой к отцу Павлу, юноша сказал: «Я хочу творить!» «В ответ мне, — вспоминал владыка Сергий, — отец Павел сказал: Павлик! Надо знать, что творить! Вскоре после беседы он отправился со мною к своему знакомому художнику В.А. Фаворскому (1886-1964), который через художников П.Я. Павлинова (1881-1966) и Л.А. Бруни (1894-1948) помог мне заняться домашним обучением рисованию и живописи». В середине 1920-х годов Павел Александрович познакомился с другими членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, — Ю.А. Олсуфьевым, П.Н. Каптеревым, М.В. Шиком, священником Сергием Мансуровым. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения юноши.
В те годы в Сергиевом Посаде жило и много монахов из лаврской братии, которых П.А. Голубцов хорошо знал. Он был близко знаком с наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым), который благословил его еще в 1923 году на монашеский путь. В последнюю их встречу, вспоминал владыка Сергий, смиренный наместник пал в ноги смущенному юноше и сказал: «Прощай, брат Павел! Прости меня».
В 1924 году Голубцов переехал в Москву и поступил внештатным сотрудником в Государственный исторический музей, где работала его старшая сестра Мария, практикантом по зарисовке экспонатов отдела крестьянского быта. С 1925 года — внештатный технический сотрудник в читальном зале библиотеки музея, с 1 марта 1926 года — штатный сотрудник в читальном зале.
С 1925 по 1929 год по совместительству с работой в ГИМе трудился внештатным сотрудником в Отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских под руководством академика И.Ю. Грабаря. Там его учителями в реставрации были такие мастера, как Г.О. Чириков и И.И. Суслов.
В 1929 году поступил на второй курс Московского государственного университета по отделению теории и истории изобразительных искусств этнологического факультета.
С 1 декабря 1929 года — научный сотрудник второго разряда реставрационно-муляжного отдела Государственного исторического музея.
26 марта 1930 года был арестован по доносу одного из сокурсников по университету за критическое высказывание в отношении сноса храмов в Москве. В июне того же года был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Первоначально жил в поселке Коноша Архангельской области, состоял на хозяйственных работах. С 5 ноября 1931 года жил в поселке Няндома, работал художником-оформителем в клубе железнодорожников.
В 1933 году вернулся из ссылки в Мытищи Московской области, работал по разовым трудовым договорам с ГИМом и другими государственными учреждениями в качестве художника и реставратора.
С 1940 года — научный художник-реставратор Государственного исторического музея.
Среди реставрационных работ П.А. Голубцова в 1920-40-е годы:
В те же годы он написал несколько научных работ.
Павел Голубцов был участником событий тайного сокрытия главы преподобного Сергия Радонежского. После изъятия ее о.Павлом (Флоренским) и Ю.А.Олсуфьевым в 1921 г. глава долго хранилась в доме Олсуфьевых в Сергиевом Посаде, затем была закопана в саду. В конце лета 1928г. Павел Голубцов перевез главу в Люберцы, где уже тогда жил Олсуфьев Ю.А. В поезде Павел ходил по вагонам взад и вперед или стоял и никуда не ставил сумку из уважения к мощам. Зимой 1938 г. Олсуфьев Ю.А. был арестован. После начала войны хранить главу в Люберцах было слишком рискованно, т.к. С.В.Олсуфьеву также могли арестовать (что и случилось 1 ноября 1941г.), а Павла каждый день могли призвать в армию. Было решено перенести главу в другое место и Павел Голубцов перенес главу из Люберец к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову) в с.Виноградово. Там она хранилась под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери до конца войны, а после войны ее перевезли на московскую квартиру Е.В. Васильчиковой.
С 20 августа 1941 года служил солдатом, а затем сержантом в шестом запасном автомобильном учебном полку, где был батальонным, а затем полковым художником. Демобилизовался 20 октября 1945 года, вернулся в Москву.
В том же году поступил на второй курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую духовную семинарию. После окончания ее в 1947 году поступил в Московскую духовную академию.
Перейти на церковное служение Голубцова благословил его старец — схиархимандрит Иларион (Удодов) (+ 1951). Отец Иларион, с которым Павел Александрович познакомился в конце 20-х-начале 30-х годов, оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря.
В марте 1950 года Павел Александрович вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. 2 апреля того же года был пострижен в монашество архимандритом Иоанном (Разумовым) с наречением имени в честь преподобного Сергия Радонежского.
7 апреля 1950 года рукоположен во иеродиакона, а 28 мая — во иеромонаха патриархом Алексием I.
В 1950-1953 годах — ответственный представитель от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Лавры. В «Отзыве о П.А. Голубцове» от 11 августа 1949 года академик И.О. Грабарь писал, что «в его лице объединяются знающий археолог, и наделенный большой интуицией искусствовед, и практик-реставратор». Иеромонах Сергий убедительно доказал государственной комиссии необходимость полной росписи стен Троицкого осбора в стиле сохранившихся фрагментов фресок ХVII века.
С 1951 года нес послушание духовника богомольцев Лавры и ежедневно проводил исповедь перед ранними литургиями. Кроме того, дважды в неделю и в воскресенье он служил молебны у мощей преподобного Сергия. На него было возложено также послушание экскурсовода иностранных гостей.
Помимо реставрационных работ в Троицком соборе, иеромонах Сергий с группой семинаристов в конце 40-х-начале 50-х годов провел большую работу по реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма в Новодевичьем монастыре (1946), возглавлял группу по реставрации «Царских чертогов» Московской духовной академии (1946-1947), за что получил благодарность от академиков И.О. Грабаря и А.В. Щусева, возглавлял бригаду художников по реставрации живописи главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве (1947), вел ответственную работу в качестве помощника главного художника по реставрации настенной живописи Богоявленского патриаршего собора (1954), руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону (1954).
В 1951 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». Был оставлен в Академии преподавателем церковной археологии и древнееврейского языка.
За два учебных года (1951-1953) написал курс лекций по церковной археологии с привлечением новых данных из области русской живописи и архитектуры, а также составил краткий курс лекций по древнееврейскому языку. Кроме того, в Московской духовной семинарии вел преподавание Священной истории Ветхого и Нового Заветов.
Еще будучи студентом П.А. Голубцов предложил администрации Академии создать живописный кружок и организовать Церковно-археологический кабинет. Эти идеи получили поддержку со стороны священноначалия. Первую небольшую витрину П.А. Голубцов поставил в классной аудитории и поместил в нее несколько древних церковных предметов, ему лично принадлежавших. В 1953 году иеромонах Сергий возглавил ЦАК и кружок.
3 марта 1954 года Советом МДА иеромонаху Сергию было присуждено звание доцента.
18 июля 1954 года возведен в сан архимандрита.
17 октября 1955 года Св. Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским.
30 октября 1955 года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Покровском академическом храме совершили патриарх Алексий I, митрополит Пражский Елевферий (Воронцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов), епископ Волынский и Ровенский Палладий (Каминский), епископ Алексий (Дехтерев).
22 ноября 1956 года Новгородская епархия была выделена в самостоятельную епархию, и епископ Старорусский Сергий был назначен временным управляющим Новгородской епархией. Он организовал в Новгороде епархиальное управление, а при нем — мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, реставрации икон, столярную мастерскую и бригаду рабочих по ремонту храмов епархии.
В 1959 году были проведены большие реставрационно-живописные работы в новгородском Никольском соборе, в результате которых была выявлена художественная стенная темперная живопись ХVIII в. Для проведения художественных и реставрационных работ в епархии привлекались музейные специалисты и художники. Учету, охране и реставрации подлежали древние иконы в различных приходах.
Помимо больших реставрационных работ, епархиальная деятельность епископа Сергия характеризовалась прекрасно поставленным богослужением. По установленному правилу, дни памяти новгородских святых отмечались всенощными бдениями с пением величаний. Соборная память всех новгородских святых отмечалась дважды в год: в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и 4/17 октября, согласно древней местной традиции. «Праздничные службы в некоторой степени напоминали давние новгородские традиции уставностью и торжественностью своих богослужений и особенно украшались хором старейших новгородских певчих, весьма церковно исполнявших традиционные новгородские напевы священных песнопений» (из епархиального отчета за 1957 год). Всего за года управления Новгородской епархией владыка Сергий совершил около 1850 всенощных бдений и Божественных литургий, не считая выходов на полиелеи, акафистов и молебнов. Однако будничные службы были более по душе владыке как монаху. Тогда он, облаченный в простую иноческую одежду, принимал участие в службе как псаломщик, читая или исполняя церковные песнопения на клиросе. На эти службы он приходил как обычный прихожанин, пешком, обычно без сопровождающих, часто останавливаемый на пути знакомыми и незнакомыми людьми, желавшими получить его благословение или совет по какому-либо делу или просто приветствовать архиерея. Его искренность и сердечность неизменно влекли к нему людей.
Обстановка его епархиального управления была по-монашески скудной и простой. Келейников у него никогда не было, кроме последних месяцев жизни в Лавре. Старик со старушкой, у которых он приобрел маленький домик для епархиального управления, в Новгороде, остались жить там же и были единственными помощниками его в хозяйственных делах. Двери его дома так же, как и его сердце, были для всех открыты. Владыка вел переписку со многими людьми. Чтобы всем дать ответ, он был вынужден часто засиживаться за столом ночами.
С 5 по 30 мая 1958 года принимал участие в юбилейных торжествах по случаю 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Он сопровождал тогда Армянскую делегацию, которую возглавлял верховный патриарх-католикос всех армян Вазген I.
23 августа 1959 года епископ Старорусский Сергий был утвержден в звании епископа Новгородского и Старорусского.
25 февраля 1963 года возведен в сан архиепископа.
С 14 октября 1964 года — почетный член МДА.
Управляя Новгородской епархией, владыка Сергий не оставлял иконописания. В 1959 году он написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского. При этом владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам. 28 сентября 1962 года церковная община Новгорода была переведена из Никольского собора, переданного музею для реставрации, в церковь во имя святого апостола Филиппа на Ильинской улице. До 1965 года архиеп. Сергий написал иконостас для верхнего придела — во имя святителей Николая и Никиты в новгородской церкви во имя апостола Филиппа. В 1965 году он начал большую работу по устройству иконостаса в Благовещенском приделе Георгиевской церкви в г. Старая Русса, сам написал для иконостаса четыре иконы.
Служебная перегрузка, множество хозяйственных дел, большие и малые недомогания привели к резкому переутомлению архиерея. В начале 1967 года у него произошел инсульт и открылся правосторонний паралич. Несмотря на постельный режим в течение четырех месяцев, он продолжал руководить епархиальными делами, а в мае снова начал совершать богослужения.
25 октября 1967 года назначен на Казанскую кафедру. В связи с болезненным состоянием он испросил благословения у патриарха Алексия на предоставление ему трехмесячного отпуска, который провел в Успенском мужском монастыре в Одессе. Лечащий врач признал его нетрудоспособным, и в январе 1968 года архиеп. Сергий был уволен за штат, с определением его на местожительство в Троице-Сергиеву Лавру.
Пока позволяло здоровье архиеп. Сергий продолжал служить и проповедовать.
В 1969-1974 годах он совершил в Лавре 36 рукоположений: 23 в сан иеродиакона и 13 в сан иеромонаха (общее количество рукоположений за все годы: в сан диакона — 44; в сан иерея — 34; количество ставленников — 65).
С 1970 года в качестве монастырского послушания занимался иконописанием. Он писал почти исключительно иконы преподобного Сергия по заказу священноархимандрита Лавры патриарха Пимена и его наместника. Всего за 1970-1981 годы он написал, по его собственному подсчету, свыше 500 икон.
Обладая музыкальным слухом, он с детства любил песнопения церковные, особенно монастырского напева. Он в течение многих лет, пока позволяли силы, пел в братском лаврском хоре под руководством архимандрита Матфея. Его очень высокий тенор заметно выделялся в хоре. Он ценил в песнопениях простоту и молитвенность и был против увлечения сложными для понимания композициями.
Работал по 10-14, а иногда и по 16 часов в сутки. До тяжелой болезни, случившейся от сильного переутомления и длившейся с августа по ноябрь 1980 года, распорядок дня был приблизительно следующий: вставал он в 2-3 часа ночи, до братского молебна с полунощницей, начинающихся в лавре в 5.30 утра, владыка совершал все свое монашеское правило. После полунощницы он поминал и молился за ранней литургией, а если было много работы, шел сразу в келью. Почти никогда архиеп. Сергий не пропускал ранних литургий в праздники и всенощных бдений, за которыми он читал братские синодики. После литургии он работал до братской трапезы, которую пока были силы, всегда старался посещать. В ней видел не только трапезу телесную, но и духовную: общение монашеской семьи — братии между собой и с отцом наместником, с наставлением из жития святого или от святоотеческих слов. Очень ценил то благочиние и благоговение за братской трапезой, которое установилось в Троице-Сергиевой лавре. После трапезы отдыхал около 1-2 часов, а затем вновь принимался за работу и чтение святых отцов, из которых ему особенно близки были преподобные авва Дорофей, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Иоанн Кассиан Римлянин и Симеон Новый Богослов. На будничные вечерние богослужения Владыка Сергий обычно не ходил; подобно своему старцу схиархимандриту Илариону, он любил иногда совершать монашеское правило так, что за прошедший день оно кончалось к 12 часам ночи, и тут же снова начинал его — за следующий день.
После болезни летом и осенью 1980 года такой распорядок дня, как с сокрушением говорил владыка, «нарушился», и он вынужден был меньше посещать богослужения. Во время болезни он записывал себе для самоконтроля: «вставать не раньше 4.15 утра. Ложиться не позже 10. Спать не меньше 6 часов». Но даже в первую седмицу Великого Поста 1982 года не было утра, в которое бы владыка Сергий не пошел на братский молебен в Троицкий собор или на утреню в трапезный Сергиевский храм.
После подготовки к печати работы «Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева» архиеп. Сергий начал обдумывать новый труд по иконоведению. Сохранились тезисы, наброски и черновики ряда статей: «Духовный реализм в византийском искусстве»; «О древнерусской иконе ХII-ХIII вв».; «Во Христе новая тварь»; «Тезисы по древнерусской иконописи», «Столпники в изображении росписи 1378 г. Феофана Грека в церкви Преображения в Новгороде». Кроме того, сохранился ряд заметок («Свои мысли») об исторических путях иконописи, в которых, в частности, выявляется ценность живописных икон ХVIII века и икон афонского письма. Все эти статьи перекликаются с незаконченным трудом архиеп. Сергия, которым он ранее занимался — в 1953-1962 годах, — »Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка (материалы для магистерской работы).»
Кроме иконописания и работ по иконоведению, на покое занимался духовничеством, которое было его призванием. С детства он привык и умел руководствоваться наставлениями духовников-старцев, старался впитывать их благодатный опыт и знание жизни и людей. Поэтому духовное окормление архиеп. Сергия всегда очень ценилось теми, кто приходил к нему за помощью.
15 ноября 1971 года указом патриарх Пимен поручил архиепископу Сергию «осуществлять общее руководство братскими духовниками Троице-Сергиевой Лавры». Владыка прежде всего поставил перед духовниками Лавры вопрос о соразмерности общей и частной исповеди. Он писал тогда: «У меня составилось невольное впечатление, что краткая такая общая исповедь ничего не дает при простом, по книжке или наизусть, перечислении грехов. Она не пробуждает душу, не углубляет в ней чувство глубокого раскаяния, формально проводится. То, что допустимо в монашеской исповеди, не достигает впечатления в общей исповеди мирян». Владыка Сергий составил три образца общей исповеди для разнообразия и углубленности ее проведения, а также с целью ускорения, в соразмерности с Божественной литургией, совершающейся в другом храме. Особое значение он придавал частной исповеди, «как таинству, в котором душа теснейшим образом связуется, сродняется с духовным отцом, в котором хочет видеть и любовь к ней и авторитет духовный». В наложении епитимии владыка был чрезвычайно осторожен, опасаясь, чтобы епитимия не привела к отчаянию или унынию. Он предпочитал давать епитимию на короткий срок и, если кающемуся данная епитимия была по силам и приносила пользу, продлевал ее. Архиеп. Сергий сообразовал епитимии не только с духовным возрастом и физическими силами исповедуемого, но и с его образом жизни: близостью или удаленностью от храма, семейной обстановкой, условиями работы, возможностью молиться в одиночестве или только на людях.
В Великий пост 1982 года архиеп. Сергий заболел воспалением легких, которое отяготилось приступами астматического удушья. 30 марта 1982 года, в ночь кончины наместника Лавры священноархимандрита Иеронима, у владыки произошло нарушение мозгового кровообращения. Состояние его было почти безнадежным. В тот же день архиеп. Сергия соборовали и причастили. Братия Лавры приходили к нему прощаться. Он всех узнавал, называл по имени и давал каждому духовные наставления и советы. Но к Пасхе он выздоровел, и на пасхальную службу его привезли на коляске в Троицкий собор. После этого он стал поправляться и даже стал ходить самостоятельно. На престольный праздник обители, в День Живоначальной Троицы, владыка Сергий причастился святых Таин.
Скончался он совершенно неожиданно 16 июня 1982 года, около 3 часов дня, от четвертого инсульта, когда находился в келии один. Отпевание состоялось 18 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры по монашескому чину, службу возглавили митр. Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) и архиеп. Волоколамский Питирим (Нечаев). Архиеп. Сергий погребен в Троице-Сергиевой Лавре, у алтаря церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Церковные
Светские
Использованные материалы
Биография на сайте «Русское Православие» http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3629
БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZ...d**
М.Е. Денисов. Сергий (в миру Павел Александрович Голубцов) // Московская энциклопедия. Т. 1. Лица Москвы. Кн. 4. Р – Т. / Под ред. С.С. Собянина. — М., 2012. – С. 240-241 http://centre-of-history.ru/openBook.php?id=17