Персоналии «П»

Борис (Плотников) (1855 — 1901), епископ Ямбургский

  Количество просмотров

Борис (Плотников) (1855 — 1901), епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии, выпускник Казанской духовной академии

Родился в 1855 году в семье столоначальника Красноярского духовного правления.

Окончил Красноярское духовное училище и Томскую духовную семинарию.

В 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую духовную академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни держал себя в стороне, редко принимал участие в товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что он обладал выдающимися умственными дарованиями и весьма основательной научной подготовкой. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И. Будуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований.

Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера», который был им напечатан в «Филологических записках»(1879 г., вып. II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках».

На третьем курсе темой для кандидатского сочинения избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».

В 1880 году по окончании Академии со степенью кандидата богословия, Плотников должен был перейти на кафедру словесности и истории литературы и работать в сфере науки, наиболее сродной его натуре, но неожиданное обстоятельство совершенно изменило его положение. В июне 1880 года, вскоре по окончании выпускных экзаменов в Академии, в Казань приехал начальник Японской миссии еп. Николай (Касаткин). Его беседа, раскрывшая блестящую перспективу миссионерской деятельности в отдаленной Японии, произвела на Плотникова столь сильное впечатление, что он, забыв об обещании, данном Академии, сразу дал свое согласие на поступление в миссию. Но этому желанию не суждено было осуществиться, т.к. поступить в Японскую миссию можно было не иначе, как только с принятием монашества, тогда Плотников не был готов к такой перемене своего звания и наотрез отказался.

Потеряв и приват-доцентуру, он вынужден был в том же 1880 году принять назначение на должность преподавателя словесности с историей русской литературы и логики в Томской семинарии. Служба в Сибири была для него временем тяжких испытаний и лишений. Талантливая натура молодого преподавателя не могла ограничиваться рамками семинарской программы, а неутомимая жажда знаний и ученых работ не находили себе удовлетворения при сравнительной бедности семинарских библиотек. Все это создавало мрачное настроение и притупляло дарование.

В 1884 году Совет Казанской духовной академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора.

Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой метафизик энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого». Одновременно с этой диссертацией он представил новую работу: «Вопрос о классиках» (Взгляд на его историю, его современное состояние и значение). Пока эти его сочинения находились на рассмотрении рецензента, он успел продолжить свой труд и довел историю христианского просвещения до конца царствования Юстиниана. Сочинение удостоено похвального отзыва со стороны рецензента, указавшего в числе многих достоинств автора «замечательную ясность и широту его взгляда, умение разбираться в самых сложных и трудных вопросах, способность к синтезу, обобщение разнообразных мнений и суждений, необыкновенную ясность и отчетливость изложения». Плотников удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента Академии.

Холостая одинокая жизнь тяготила его, страшно мучила тоска и неудовлетворенность жизнью и он ухватился за мысль о монашестве.

29 марта 1886 года принял монашество с именем Бориса. Вскоре затем он был рукоположен во иеродиакона и ко дню Св. Пасхи — во иеромонаха.

В октябре того же года он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Одновременно с инспекторством ему была назначена кафедра «Введения в круг богословских наук».

В 1888 году был переведен на должность ректора Киевской духовной семинарии. Вместе с этим он сделался редактором издаваемого при Семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей» и председателем Комитета по изданию журнала «Воскресное чтение» с повременными выпусками «Киевских листков» религиозно-нравственного содержания.

В конце 1888 года был назначен председателем Киевского епархиального училищного совета, а в августе 1892 года — старшим цензором Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры и членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, но занимал эти должности до момента назначения на пост ректора Санкт-Петербургской духовной академии.

«Академия, говорил он, должна стать рассадником общественных деятелей, сильных убеждением в высоте и святости того дела, которому они будут служить, устойчивых в борьбе со злом, проникнутых любовью к людям, способных быть не только учителями, но и действительными духовными врачами народа, для которых жизнь была бы поприщем неустанного труда, посвященному не достижению собственного только благополучия, а, главным образом, благу Церкви, общества, и народа».
Разные служебные неприятности и огорчения, а также сырой климат северной столицы вредно отразились на слабом здоровье архимандрита Бориса и он вынужден был просить место настоятеля миссии в Константинополе. Согласно прошению, с декабря 1893 года он был назначен на эту должность, где пробыл до 1899 года.

17 февраля 1899 года снова назначен ректором столичной Санкт-Петербургской духовной академии, на которой состоял до 20 января 1901 года.

9 мая 1899 года был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию в Исаакиевском кафедральном соборе совершали: митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский); архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев); архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) и др. архиереи.

В 1901 году был назначен председателем училищного Совета при Свят. Синоде и членом Синода.

В сентябре — почетный член Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Скончался 18 ноября 1901 года в Крыму от острых приступов астмы. Погребен в Симферополе.

Глубокий знаток слова Божия, умевший своим красноречием привлекать к себе слушателей. Обладал феноменальной памятью, даром слова убеждения. По жизни был аскет и молитвенник. Он был, по выражению современников его, «украшением Церкви».

Труды

  • О сравнительной мифологии Макса Мюллера. Изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов. Воронеж, 1880
  • Среднеболгарский Служебник 1532 года Палеографико-глоттологическиое исследование. Воронеж, 1880.
  • Из церковно-общественной жизни в Сибири. Сборник статей. Томск, 1884.
  • Вопрос о классиках. Взгляд на историю, его современное состояние и значение. Введение в историю христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1884.
  • История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Первый период — От начала христианства до Константина Великого. Казань, 1885. См. «Прав. Собес.» 1886, июнь.
  • Период второй — От торжества христова при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313—529 г.г.). Казань, 1890.
  • Период третий — Византийский — От Юстиниана до падения Константинополя (529—1459 г.г.).
  • Опыт объяснения XIX главы книги Бытия с обращением особого внимания на апологетическое ее значение. Москва, 1888.
  • О значении и пользе образования. Речь к учащимся. Киев, 1888.
  • Космология или метафизическое учение о мире. Выпуск первый. О пространстве времени. Москва, 1888.
  • Выпуск второй. О движении материи и силе. Харьков, 1889.
  • Основные принципы научной теории литературы. Методологическое исследование. Воронеж, 1888.
  • Задачи метафизики. Введение в курс метафизики. Харьков, 1889.
  • В каких отношениях особенно важно для пастырей Церкви обладать научным знанием богословия? Киев, 1889.
  • Общее введение в круг богословских наук. Киев, 1890.
  • К учащимся. О побуждениях к усердным занятиям науками, по учению слова Божия. Беседа, Изд. 2-е, СПб., 1893.
  • Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности. Воронеж, 1890.
  • Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания. Воронеж, 1890.
  • О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека. Апологетическое исследование. Харьков, 1890.
  • «О начале мира». Апологетическое исследование. Киев, 1891.
  • Записки по пастырскому богословию. Вып. I—IV. Киев, 1892.
  • Речь, напечатанная в «Церк. Вестн.» № 46, 1892.
  • «О свете духовном». Прощальная напутственная беседа окончившим курс студентам СПБ Духовной Академии. Изд. СПб., 1893.
  • В чём искать счастья в жизни. Изд. 2-е, СПб., 1893.
  • Очерки по истории просвещения в период Византийский. Вып. I, Киев, 1893.
  • К учащимся. «О значении и пользе образования». Беседа. Изд. 2-е, СПб., 1893.
  • Слово, сказанное в церкви С.-Петербургского клинического военного госпиталя. СПб., 1899.
  • «Об употреблении времени». Речь студентам СПБ Духовной Академии пред молебствием в начале учебного года. СПб., 1900.
  • Прощальная речь профессорам и студентам СПБ Духовной Академии, сказанная перед последним служением в Академической церкви. II. П. 1901 года. СПБ.
  • Записки по Пастырскому богословию, сделано к английскому сочинению Hopins’a «Pasteral Theology».

Свои статьи епископ Борис помещал в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, как-то:

  • «Томские Епархиальные Ведомости»,
  • «Филологические записки»,
  • «Руководство для сельских пастырей»,
  • «Вера и Разум»,
  • «Прибавление к творениям св. отцов»,
  • «Православное Обозрение»,
  • «Чтение Общ. Любит. Дух. Просвещ.»,
  • «Православный собеседник»,
  • «Труды Киевской Духовной Академии» и др.

Отзыв проф. Ф.А. Курганова на книгу ректора Киевской Духовной Семинарии архимандрита Бориса: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности». Период второй. «Прав. Собес.» 1912, ноябрь.

Литература

  • «Церк. Ведом.» 1890, № 20, с. 183.
  • — « — 1901, № 4, с. 21.
  • «Приб. к «ЦВ» 1899, № 20, с. 786-789.
  • — « — 1901, № 39, с. 1426-1430.
  • «Прав. Собес.» 1897, декабрь, с. 22.
  • — " — 1899, январь, с. 26, отчет.
  • — " — 1900, февраль, с. 215.
  • — " — 1900, март, с. 28, отчет.
  • — " — 1901, ноябрь, с. 733-742
  • «Церк. Вестн.» 1892, № 46.
  • — " — 1893, № 50.
  • — " — 1891, № 1, с. 11.
  • — " — 1899, № 17.
  • -" — 1901, № 7 и 8.
  • «Истор. Вестн» 1890, сентябрь, с. 685.
  • «Мис. обозр.» 1901, март, с. 297.
  • «Изв. каз. еп.» 1886, № 18, с. 479.
  • «Христ. Чтение» 1900, март, с. 487, 497— 498.
  • — " — 1901, апрель-июнь, с. 56, 97.
  • — " — 1902, март, с. 351— 354.
  • «Красный Архив» 1930, т. 40, с. 104-105.
  • Булгаков с. 1412.
  • БЭС т. 1, с. 390.
  • БЭС т. II, с. 1816.
  • БЭЛ т. II, с. 968-971.
  • Наречение и хиротония Преосвященного Бориса, и епископа Ембургского и первое архиерейское служение его преосвященства в Церкви СПБ Духовной Академии. СПб., 1899.
  • Брадович И. «Прощание ректора Киевской Духовной Академии, преосвящ. Бориса, с Академией и духовенством в г. Киеве.» Киев, 1902.
  • Венгеров С.А. Критич.— библиогр. словарь русских писателей и ученых. т. V, с. 328-337.
  • Терновский. Историч. записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892 г. г.), с. 328-361.
  • Булашев Г.О. «Десятилетие учено-литературной деятельности епископа Бориса». Киев, 1890, авг., с. 39. (Оттиск из «Рук. для сельских пастырей» 1890).
  • «Состав Свят. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1901 год», с. 212-213.

Использованные материалы

  • Биография на сайте "Русское Православие" http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4914
Вернуться к списку

Последние добавления