Борис (Плотников) (1855 — 1901), епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии, выпускник Казанской духовной академии
Родился в 1855 году в семье столоначальника Красноярского духовного правления.
Окончил Красноярское духовное училище и Томскую духовную семинарию.
В 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую духовную академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни держал себя в стороне, редко принимал участие в товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что он обладал выдающимися умственными дарованиями и весьма основательной научной подготовкой. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И. Будуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований.
Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера», который был им напечатан в «Филологических записках»(1879 г., вып. II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках».
На третьем курсе темой для кандидатского сочинения избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».
В 1880 году по окончании Академии со степенью кандидата богословия, Плотников должен был перейти на кафедру словесности и истории литературы и работать в сфере науки, наиболее сродной его натуре, но неожиданное обстоятельство совершенно изменило его положение. В июне 1880 года, вскоре по окончании выпускных экзаменов в Академии, в Казань приехал начальник Японской миссии еп. Николай (Касаткин). Его беседа, раскрывшая блестящую перспективу миссионерской деятельности в отдаленной Японии, произвела на Плотникова столь сильное впечатление, что он, забыв об обещании, данном Академии, сразу дал свое согласие на поступление в миссию. Но этому желанию не суждено было осуществиться, т.к. поступить в Японскую миссию можно было не иначе, как только с принятием монашества, тогда Плотников не был готов к такой перемене своего звания и наотрез отказался.
Потеряв и приват-доцентуру, он вынужден был в том же 1880 году принять назначение на должность преподавателя словесности с историей русской литературы и логики в Томской семинарии. Служба в Сибири была для него временем тяжких испытаний и лишений. Талантливая натура молодого преподавателя не могла ограничиваться рамками семинарской программы, а неутомимая жажда знаний и ученых работ не находили себе удовлетворения при сравнительной бедности семинарских библиотек. Все это создавало мрачное настроение и притупляло дарование.
В 1884 году Совет Казанской духовной академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора.
Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой метафизик энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого». Одновременно с этой диссертацией он представил новую работу: «Вопрос о классиках» (Взгляд на его историю, его современное состояние и значение). Пока эти его сочинения находились на рассмотрении рецензента, он успел продолжить свой труд и довел историю христианского просвещения до конца царствования Юстиниана. Сочинение удостоено похвального отзыва со стороны рецензента, указавшего в числе многих достоинств автора «замечательную ясность и широту его взгляда, умение разбираться в самых сложных и трудных вопросах, способность к синтезу, обобщение разнообразных мнений и суждений, необыкновенную ясность и отчетливость изложения». Плотников удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента Академии.
Холостая одинокая жизнь тяготила его, страшно мучила тоска и неудовлетворенность жизнью и он ухватился за мысль о монашестве.
29 марта 1886 года принял монашество с именем Бориса. Вскоре затем он был рукоположен во иеродиакона и ко дню Св. Пасхи — во иеромонаха.
В октябре того же года он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Одновременно с инспекторством ему была назначена кафедра «Введения в круг богословских наук».
В 1888 году был переведен на должность ректора Киевской духовной семинарии. Вместе с этим он сделался редактором издаваемого при Семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей» и председателем Комитета по изданию журнала «Воскресное чтение» с повременными выпусками «Киевских листков» религиозно-нравственного содержания.
В конце 1888 года был назначен председателем Киевского епархиального училищного совета, а в августе 1892 года — старшим цензором Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры и членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, но занимал эти должности до момента назначения на пост ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
«Академия, говорил он, должна стать рассадником общественных деятелей, сильных убеждением в высоте и святости того дела, которому они будут служить, устойчивых в борьбе со злом, проникнутых любовью к людям, способных быть не только учителями, но и действительными духовными врачами народа, для которых жизнь была бы поприщем неустанного труда, посвященному не достижению собственного только благополучия, а, главным образом, благу Церкви, общества, и народа».
Разные служебные неприятности и огорчения, а также сырой климат северной столицы вредно отразились на слабом здоровье архимандрита Бориса и он вынужден был просить место настоятеля миссии в Константинополе. Согласно прошению, с декабря 1893 года он был назначен на эту должность, где пробыл до 1899 года.
17 февраля 1899 года снова назначен ректором столичной Санкт-Петербургской духовной академии, на которой состоял до 20 января 1901 года.
9 мая 1899 года был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию в Исаакиевском кафедральном соборе совершали: митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский); архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев); архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) и др. архиереи.
В 1901 году был назначен председателем училищного Совета при Свят. Синоде и членом Синода.
В сентябре — почетный член Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Скончался 18 ноября 1901 года в Крыму от острых приступов астмы. Погребен в Симферополе.
Глубокий знаток слова Божия, умевший своим красноречием привлекать к себе слушателей. Обладал феноменальной памятью, даром слова убеждения. По жизни был аскет и молитвенник. Он был, по выражению современников его, «украшением Церкви».
Труды
Свои статьи епископ Борис помещал в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, как-то:
Отзыв проф. Ф.А. Курганова на книгу ректора Киевской Духовной Семинарии архимандрита Бориса: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности». Период второй. «Прав. Собес.» 1912, ноябрь.
Литература
Использованные материалы