Пятое воскресенье Великого поста — словно бы период затишья перед великими событиями. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Празднование памяти преподобной не случайно. Это напоминание об усилии, которое требуется для покаяния. Пост заканчивается, и хочется ослабить напряжение в воздержании, но преподобная Мария словно зовет пройти путь до конца.
На богослужении слышим тропарь преподобной Марии Египетской, начинающийся со слов «В тебе мати спасеся еже по образу...», содержание которого — прославление аскетического подвига преподобной. А во время утрени внимательный молящийся услышит очень многое. Богослужение этого воскресенья словно совместило в себе три события.
Во время канона мы слышим тексты, восхваляющие подвиг преподобной Марии Египетской, это словно богослужение настоящего, того, что празднуется в данный момент. И тут же звучат имена двух Лазарей. Одного — из евангельской притчи о Лазаре, страдавшего у дверей дома богатого человека и попавшего после смерти «на ложе Авраамово», то есть почтенного наградой за страдания и терпение. Упоминание этого Лазаря — словно прошедшее, ведь и праведники Ветхого Завета до пришествия Христа к людям не попадали в Рай. Второй Лазарь, вспоминающийся на каноне в этот день, — праведный, тот, которого воскресил Иисус Христос лично, своим словом. И празднование этого события предстоит в ближайшую, грядущую субботу. Таково будущее. Тексты последующих семи дней, называющихся седмицей ваий (ветвей), отправляют нас к Лазаревой субботе и Вербному воскресенью.
В пятницу вечером пост завершается. Впереди Страстная седмица, но это уже отдельная история. А событие, предваряющее Страстную, — воскрешение праведного Лазаря. Оно вспоминается в Лазареву субботу.
Евангельская история такова. Христос узнал о смертельной болезни Лазаря, сына фарисея Симона из Вифании, в доме которого Господь часто бывал. Христос любил Лазаря, но пришел к нему только через четыре дня после того, как тот умер. Повелев отвалить камень от погребальной пещеры, где был упокоен Лазарь, Господь помолился и сказал: «Лазаре, гряди вон!». То есть «Ступай из гроба!». И воскресший Лазарь в погребальных пеленах покинул свою пещеру смерти.
В Лазареву субботу пищевой пост ослабляется. На трапезе едят рыбную икру, можно употребить вина. Еще в этот день запасаются ветками верб. На вечернем богослужении под воскресенье они понадобятся.
Источник: журнал «Великий пост»
Еванеглие Недели
От Марка, 47 зач., X, 32–45
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.