Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Называя его именем следующий за Неделей Торжества Православия календарный период, Православная Церковь подчеркивает тем самым особую ценность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное осмысление. Эта форма христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого «исихиа» — «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора — «паламизм». Святой научил Церковь верить, что человеку возможно освятиться светом, подобным Фаворскому свету Преображения. Такая возможность открывается на пути аскетического делания, по сути — дорогой поста.
На богослужении второго воскресенья Великого поста к песнопениям воскресным добавляются торжественные песнопения, посвященные святителю Григорию Паламе, они величают святителя как «богословия трубу», «огнедохновенные уста благодати», «реку премудрости», «света светильник, звезду ясную, тварь просвещающую». А приблизительно в середине богослужения поется праздничное песнопение (тропарь), посвященное святому: «Православию наставниче, святителем украшение, богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвале, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Следующие семь дней приведут нас к середине поста — Крестопоклонному воскресенью. Богослужебные тексты понедельника вспоминают притчу о блудном сыне. Это напоминание о возможности подняться над грехом с помощью покаяния. В песнопениях, относящихся к среде, появляются предвестники памяти о страшном и великом событии — Распятии Христовом: «Господии, Крестом убивый льстиваго, от прелести его избави мя...» До воскресенья темы песнопений на церковных службах во многом посвящены тому, как верующему преодолеть свою падшую природу (блудный сын) и с помощью поста сделаться достойным созерцать и поклоняться Кресту Спасителя.
Евангелие от Марка, 7 зач., II, 1–12
1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.