Межрегиональный Союз национально-культурных объединений кряшен обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать в получении кряшенами статуса отдельного народа.
Авторы письма, текстом которого располагает “Интерфакс”, напоминают, что возвращения такого статуса общественные организации кряшен добиваются уже четыре года и что, согласно выводам российских этнографов, кряшены вне всякого сомнения являются самостоятельным, самобытным народом”.
В октябре 2001 года кряшены приняли декларацию о своем этническом самоопределении, а годом позже ее одобрила межрегиональная конференция кряшен России.
“Несмотря на это, - пишут далее авторы обращения, - национал-шовинистические силы Татарстана чинили и продолжают чинить всевозможные препятствия для осуществления воли кряшенского народа, утверждая, что кряшены - это крещеные татары, а их желание самоопределиться якобы провоцируется Москвой”.
Межрегиональный Союз кряшен также просит о заступничестве патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В обращении к патриарху, которое также было передано в “Интерфакс”, сообщается об открытых призывах в адрес кряшен отвергать православие и принимать ислам.
Такая ситуация, свидетельствуют авторы письма, не изменилась даже после заявления Алексия II, в котором он “обратил внимание на далекий от нормы уровень межнациональных и межрелигиозных отношений в республике Татарстан”.
В этой связи кряшены выражают надежду на то, что молитвы патриарха, а также его мнение и голос “в защиту святого права выбора веры позволят окончательно восстановить статус кряшен как самостоятельного народа в семье других братских народов России.
Эксперты утверждают, что сегодня в России проживает от 200 до 300 тысяч кряшен: в основном в Татарстане и Удмуртии. По свидетельству активистов кряшенского движения, во время последней переписи населения были приняты меры к тому, чтобы занизить численность кряшен, которых вынуждали записываться татарами или русскими.
Между тем, заявил “Интерфаксу” один из научных сотрудников Института этнологии и антропологии РАН, “если кряшены будут посчитаны отдельным народом, то это приведет к принципиальному изменению конфессиональной ситуации в Татарстане, так как появятся реальные основания утверждать, что в этой республике православные составляют 60 процентов населения и что этот регион, таким, образом не является мусульманским”.
Другой эксперт Института этнологии напомнил “Интерфаксу”, что кряшены, будучи тюркским народом, никогда не исповедовали ислам, а перешли в православие прямо из язычества практически одновременно с жителями Древней Руси. “Вот почему, - сказал собеседник агентства, - выглядит странным, что кряшен в Татарстане призывают “вернуться в ислам” или хотя бы не раскалывать единый татарский народ”.
В заключение эксперт-этнограф сообщил, что, хотя кряшены составляют в Татарстане до 8 процентов населения и имеют регионы компактного проживания, на местном уровне власти они нигде не представлены”.
* * *
Русская православная церковь поддерживает стремление кряшен обрести статус самостоятельного народа, об этом заявил “Интерфаксу” в понедельник официальный представитель Московского патриархата Роман Силантьев.
По его словам, в прошлом году, накануне Всероссийской переписи, кряшены обращались к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой оказать помощь в получении самостоятельного статуса, и предстоятель Церкви в ответном послании высказал мнение, что в соответствии с Конституцией РФ кряшены имеют право на этническое самоопределение, тем более что все ведущие ученые-этнографы признают за ними это право.
Изначально, напомнил Р.Силантьев, в Перечне национальностей, который был подготовлен в преддверии переписи, кряшены упоминались как отдельный народ. “Не совсем понятно, - добавил представитель Церкви, - на каком основании была изменена последняя редакция Перечня и кряшен из него исключили”.
Р.Силантьев также напомнил, что до 1926 года кряшены имели самостоятельный статус, однако затем их причислили к татарам - Сталин требовал уменьшить этническое разнообразие России.
Ссылаясь на мнение ведущих российских этнографов, собеседник агентства отметил, что с чисто этнографической точки зрения общность кряшенского языка с татарским не может быть достаточным условием для того, чтобы причислить этот народ к татарам.
Как пояснил Р.Силантьев, “гораздо более близкие к татарам по своей культуре этнические группы, говорящие на сходном языке, такие, как крымские татары, карачаевцы и балкарцы, бесспорно считаются отдельными народами”.
Сказав, что ранее кряшены уже неоднократно обращались с жалобами в Московскую патриархию, представитель Церкви выразил сожаление по поводу того, что “ситуация не изменилась в лучшую сторону, о чем свидетельствуют нынешние обращения кряшен к президенту и патриарху”.
Мы попросили прокомментировать это обращение наших земляков, в той или иной мере заинтересованных в решении этой проблемы.
Геннадий МАКАРОВ, руководитель общественной организации кряшен Казани:
- Об этом обращении я впервые слышу. Казанская кряшенская организация в последний раз собиралась 28 апреля, после чего начались своего рода летние каникулы. Во всяком случае, упомянутого документа мы не видели и не обсуждали его. Полагаю, что причиной его появления именно в это время, накануне Дня Республики, стали подводные политические течения.Но это лишь одна сторона медали. То, что определенные люди обращаются за разрешением проблем кряшен в Москву, к Президенту Путину и Патриарху Алексию II, вызвано тем, что здесь, в республике, недостаточно удовлетворяются наши культурно-религиозные потребности. Так, в Академии наук РТ нет отдела, который занимался бы историей и культурой кряшен, в правительстве не создано подразделение, которое прогнозировало бы перспективы их развития, финансирование связанных с этим проектов явно недостаточное. Поэтому и возникает необходимость в особом статусе кряшен.Трудно однозначно ответить на вопрос, можно ли считать нас отдельным народом, - есть доводы в пользу разных точек зрения. Лично я ответил бы на этот вопрос так: корни у нас с татарами одни, а вот культурная модель в прошлом разная. В едином российском государстве культурные модели населяющих его народов, особенно в советский период истории, заметно сблизились. На мой взгляд, на нынешнем этапе развития человечества не так уж важно понятие “нация”, зато весьма значимо понятие “культурная модель”, определяющая образ жизни и характер развития народа.Мне кажется, все проблемы можно снять, если удовлетворить религиозно-культурные потребности кряшен. Сделать так, чтобы мы, которые столько лет писались татарами, не чувствовали себя в рамках этой нации никому не нужными квартирантами. А для этого чиновники должны перестать отмахиваться от проблем кряшен.Рашид ЯГАФАРОВ, пpедседатель ВТОЦ:
- Попытки обpащения в pоссийские пpавительственные стpуктуpы о пpовозглашении отдельного наpода - кpяшен были и pаньше. Это не новость. Я очень хоpошо знаю этот наpод, pаботал вместе с их учеными, поэтому я не веpю, что здешнее кpяшенское общество писало Путину какое-то письмо. Есть гpуппа людей, котоpые хотят такого повоpота событий, хотя для этого никаких оснований нет. Самое главное опpеделяющее наpода - язык. А кpяшенский и татаpский языки - одно и то же. Есть некотоpые pазличия в искусстве, культуpе. Самое большое pазличие - конфессиональное. Hо если в миpовом масштабе посмотpеть, то таких наpодов очень много. Есть аpабы-хpистиане. В одном наpоде могут быть и буддисты, и хpистиане, и мусульмане. Поэтому, думаю, обpащать внимание на конфессию не нужно.Мы будем вести пеpеговоpы с кpяшенскими обществами. Осенью даже намеpеваемся пpовести совместную конфеpенцию кpяшенских и татаpских обществ. Будем там объясняться. Я, напpимеp, и не только я, был огоpчен, когда во вpемя пеpеписи некотоpые записались кpяшенами, хотя таких было и немного.Hо пpоблема, конечно, есть. Это надо воспpинимать, учитывать.Юнус КАМАЛУТДИНОВ, заместитель пpедседателя ВТОЦ: “
- Даже стpанно пpоводить какую-то pазделительную линию. Зачастую кpяшены говоpят по-татарски даже лучше татаp. Политика муссиpования этого вопpоса идет из Москвы. Выдают желаемое за действительное.
Статья опубликована
в газете «Время и деньги»,
г. Казань, 27 августа 2003 года.