Как отмечают Рождество Пресвятой Богородицы в католических и православных странах? Митрополит Волоколамский Иларион приглашает зрителей посетить место рождения Девы Марии в Иерусалиме, побывать на Куликовом поле, принять участие в "репинском" Крестном ходе в Курской губернии, совершить прогулку по праздничным улицам Флоренции и Прато. В чем духовный смысл одного из самых любимых в народе праздников? И почему на Руси о даровании детей супруги просили Пресвятую Богородицу и ее мать, святую Анну?
В Евангелии от Луки есть рассказ о том, как Господь пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, развернув ее, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным отпущение, слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное».
Митрополит Иларион (Алфеев): Под «летом», то есть временем, годом Господним, подразумевается прежде всего Царство Небесное, но для христианина лето Господне — это не только та вечность, которая начнется за порогом смерти, это еще и круг церковных праздников, отмечаемых ежегодно. Эти праздники вводят христианина в реальность Царства Небесного, одновременно напоминая ему об основных этапах истории спасения человечества воплотившимся Богом Иисусом Христом. Эти праздники — проекция вечности на время.
Литургический год Православной Церкви строится на основе двух календарей — солнечного и лунного. По лунному определяются даты подвижных праздников: Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы. Во всех православных церквах они совершаются одновременно, потому что разница между новым и старым стилем затрагивает только солнечный календарь и не касается лунного.
А вот праздники солнечного года неподвижны. В Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской Церквах и на Афоне наступают на 13 дней позже, чем в тех поместных Церквах, которые пользуются Григорианским календарем.
Западные христиане высчитывают Пасху тоже по лунному календарю, но не так, как восточные. В результате в некоторые годы Пасха на Востоке и на Западе совпадает, а в другие годы разница может составить несколько недель.
Митрополит Иларион (Алфеев): Церковный год начинается не в январе, как гражданский, а в сентябре. В этом смысле он подобен академическому году. Как школьник 1-го сентября каждого нового года вступает в новый класс, точно также и христианин с сентября вступает в новый литургический год. Но как школьник в течение многих лет изучает одни и те же дисциплины, только задачи перед ним ставятся всё более и более сложные, точно также для христианина каждый новый литургический год становится новым этапом его духовного развития.
Самые древние праздники — те, что отмечались иудеями задолго до пришествия в мир Спасителя. — это Пасха и Пятидесятница. Но для христиан они наполнились новым содержанием. Если для древних евреев Пасха была связана с исходом из Египта, то для тех, кто уверовал во Христа, она стала днём Его Воскресения. А Пятидесятница, напоминавшая об установлении Богом Закона на горе Синай, со времен Нового Завета посвящена сошествию Святого Духа на апостолов.
Во II столетии начали праздновать Рождество Христово и Крещение, причем до конца IV века оба эти торжества назывались Богоявлением и отмечались в один день. В V веке к дням памяти важнейших событий из земной жизни Иисуса Христа и мучеников прибавились даты, связанные с почитанием Божией Матери.
Так постепенно сформировался православный календарь. Сегодня в него входят праздники великие и малые, 12 главных называют двунадесятыми. И первый из них — Рождество Пресвятой Богородицы. Он приходится на 8-ое сентября по старому стилю или на 21-ое — по новому.
Митрополит Иларион (Алфеев): Без Рождества Пресвятой Богородицы было бы невозможно Боговоплощение, а без Боговоплощения невозможно было спасение человечества. Именно поэтому вся история Нового Завета начинается с рождения на свет Пресвятой Девы Марии. Она стала той дверью, через которую в мир пришел Господь наш Иисус Христос. Она примерила с Богом всё грешное человечество. И Она первый человек, который в Своей жизни осуществил цель Боговоплощения — обожение, то есть всецелое соединение человеческого естества с Богом.
Об обстоятельствах рождения Пресвятой Богородицы в Новом Завете ничего не сказано, нет даже имен Ее родителей, но этот недостаток восполняет церковное предание, записанное в древнем христианском апокрифе, который называется Протоевангелием Иакова. Датируется он приблизительно серединой II века. В апокрифе повествуется об Иоакиме и Анне, благочестивой еврейской паре, на протяжении многих лет оставшейся бездетной.
Однажды Иоаким принес жертву в Иерусалимский храм, но она была отвергнута из-за того, что у него нет детей. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился 40 дней и 40 ночей. А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: «Горе мне! Я стала проклятием у сынов Израилевых и с осмеянием меня отторгли от храма». И тогда предстал пред ней Ангел Господень и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всём мире». Такую же весть Ангел передал Иоакиму. Он вернулся домой и через 9 месяцев у праведной четы родилась дочь — Преблагословенная Дева Мария.
Православные и католики Святой земли одинаково придерживаются предания, согласно которому Богородица появилась на свет неподалеку от Львиных ворот и Храмовой горы, возле Овчьей купели. На этом месте у католиков стоит базилика. Крестоносцы возвели ее на основании византийского храма, а рядом православные построили монастырь Святой Анны. Под ним сохранилась пещера, которая некогда принадлежала подземной части комплекса иерусалимского храма. Если что-нибудь угрожало здоровью матери или ребенка, ожидались трудные роды, иудейские женщины приходили рожать сюда, в специально отведенные для того покои. При Овчьей купели, как сказано в Евангелии от Иоанна, была лечебница, по-еврейски называемая Вифезда, Дом милосердия. Вероятно, там можно было найти медицинскую помощь, а главное, роженицы надеялись, что в Своем доме Бог не допустит случиться несчастью.
На иконе Рождества Богородицы Святая Анна, как правило, изображается на высоком ложе, возле нее повивальные бабки, служанки. Многочисленные детали интерьера: стол, сосуды — подчеркивают земной, человеческий характер священного события. Но все эти бытовые подробности преображены светом присутствия Бога.
В Ветхом Завете дети воспринимались как благословение Божие. Когда Господь избрал Авраама и заключил с ним завет, знаком завета и особого благословения стало обещание Аврааму, что у него будет большое потомство, многочисленное, как звезды и морской песок. Бездетность же воспринималась как проклятие.
Митрополит Иларион (Алфеев): В христианской Церкви бездетность не считается пороком, но Церковь призывает супругов молиться о даровании детей. И всякий раз, когда в храме совершается венчание, священник молится о том, чтобы супругам было даровано большое потомство. Если же по каким-либо причинам муж и жена не могут зачать ребенка, то Церковь благословляет им усыновлять детей. В Русской Церкви есть удивительные примеры супружеских пар, которые усыновили десятки детей и через это сами стали счастливыми, и детям подарили счастье.
В детском приюте при Вознесенском Банческом монастыре Украины воспитывается более 400 детей. В начале 90-х настоятель монастыря, тогда еще священник, усыновил первого ребенка — мальчика, страдавшего церебральным параличом. Затем стал усыновлять или брать под опеку еще и еще, больных и здоровых, маленьких и повзрослее. Доброе сердце священника не могло не откликнуться на человеческую беду. Сегодня Владыка Лонгин — герой Украины, счастливый отец огромной семьи.
Рассказ о рождении Пресвятой Девы от неплодной четы отражен во множестве литургических текстов, которые в праздничный день звучат в храме. Отсутствие детей у Иоакима и Анны рассматривается в них как образ духовного бесплодия человечества, а Рождение Богородицы — как разрешение. Потому в этот день принято чтить не только саму виновницу торжества, но и Ее родителей.
Иоаким и Анна прославляются как образец благочестивой семьи. За помощью к ним очень часто обращаются со своей бедой бесплодные пары. Святой Анне посвящен один из афонских скитов, где имеется ее чудотворная икона. К этой иконе постоянно приезжают мужчины, чьи жены не могут родить детей. Тысячи фотографий детей, родившихся после такого посещения, лежат у икон.
На Рождество Богородицы, как и на все Богородичные праздники, священники служат в голубых или синих облачениях. Цвет небесной чистоты указывает на непорочность Богородицы, в богослужении названной Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной славной Владычицей нашей. Святые отцы называют Деву Марию сосудом Духа Святого, ибо Она вместила внутрь Себя Самого Бога.
Рождество Твое, Богородице Дево, возвестило радость всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос, Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Тропарь Рождеству Богородицы — самое древнее из песнопений праздника. Этот же тропарь используется в богослужении у западных христианин — редкий случай совпадения в гимнографии двух Церквей. Тем более удивительней, что как раз в вопросе о Рождении Божией Матери между православными и католиками есть существенные различия.
Митрополит Иларион (Алфеев): В булле Папы Пия IX, опубликованной в 1854 году, говориться, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента своего зачатия особой благодатью и расположением Всемогущего Бога ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена незапятнанной никаким пятном первородного греха. Православная Церковь не приняла этого учения, потому что если бы Пресвятая Богородица не нуждалась в Искупителе, тогда обесценивался бы для Нее искупительный подвиг Господа Иисуса Христа. Пресвятая Богородица была от рода человеческого, Она имела ту же природу падшего Адама, в которой рождаются все люди, и как и все другие люди Она нуждалась в Искупителе.
Западные источники упоминают о Рождестве Девы Марии начиная с VII века, но обязательным для всех католиков праздник стал лишь в середине XIII столетия. После его установления Джотто покрыл стены капеллы Скровеньи знаменитыми фресками с историей Иоакима, Анны и Богоматери.
На новый праздник был заложен собор Санта-Мария-дель-Фьоре — Богородицы с цветком. Это произошло в 1296 году. С тех пор Рождество Богородицы отмечается как одно из главных флорентийских торжеств. Много веков к нему была приурочена ежегодная ярмарка. Крестьяне, ночью привозившие товары и накрывавшие столы, шли к соборной площади с фонариками. По другой версии они наряжались так пышно, что «фонариками» горожане называли их самих. Как бы там ни было, в память о ярмарке сегодня крестный ход идет по цветущему городу с огоньками.
У жителей соседнего Прато Рождество Девы Марии — это день, когда можно прикоснуться к поясу Богородицы. По легенде, в середине XII столетия местный купец Микеле де Комаре отправился паломником в Святую землю и нашел там себе невесту — поповну, дочь православного иерусалимского батюшки, у которого в домовом храме и хранилась святыня. Возможно, это была копия того самого пояса, который Божия Матерь вручила после Своего Успения апостолу Фоме, а может быть, и его подлинная часть.
Джанкарло Каламаи, церемониймейстер: Когда пилигрим возвращался с реликвией домой, его корабль попал в сильный шторм, однако гибели удалось избежать благодаря чуду, которое произошло от этого пояса. Этот гражданин принес святыню в кафедральный собор. В последующие годы в Прато происходили многочисленные чудеса. Слава пояса росла, и по этой причине в городе была выстроена базилика, где в настоящее время и хранится пояс.
После праздничной службы начинается торжественная церемония — вынос пояса. Сотни человек в средневековых нарядах в сопровождении оркестра трубачей, почетных гостей, туристов и паломников проходят по улицам Прато, стремясь к соборной площади. Когда она заполняется, епископ выносит на балкон, который специально был спроектирован Донателло для этой цели, старинный ларец.
Джанкарло Каламаи, церемониймейстер: Для того, чтобы открыть ковчег с поясом, необходимы 3 ключа: 2 находятся в собственности общины, 3-им владеет Церковь. На праздник мэр и пастырь складывают свои ключи, и собравшиеся могут поклониться святыне.
Другая часть того же самого пояса Божией Матери хранилась долгое время в Константинополе, а теперь находится на Афоне, в Ватопедском монастыре. В 2011 году святыню впервые привозили в Россию. Это событие стало одним из самых знаковых за всю современную историю Православной Церкви. Во всех городах от Калининграда до Владивостока пояс встречали тысячи и тысячи верующих, всего же к святыне приложилось более 3 млн. человек. Люди выстаивали в очереди по несколько часов. Многие просили о даровании детей. Известно, что Пресвятая Богородица всегда помогала бездетным супругам. И на этот раз молитвы россиян были услышаны. Как показывает статистика, за год рождаемость в тех регионах, где побывал пояс, выросла примерно на 10%. Так Матерь Божия помогает решать проблемы демографического кризиса — самого серьезного кризиса современной цивилизации.
Митрополит Иларион (Алфеев): Причины этого кризиса лежат не столько в экономической, сколько в нравственной плоскости. Главная его причина — в эгоизме, который возводится в основополагающий принцип человеческого бытия. «Живи не для других, а для себя», «Бери от жизни всё» — вот основной принцип современной потребительской цивилизации. В этой цивилизации всё меньше и меньше места остается для идеалов самопожертвования и бескорыстной любви — тех идеалов, на которых на протяжении веков строилась семейная этика в христианских странах.
Действительно, сегодня многие молодые пары откладывают рождение ребенка по разным причинам: жилья нет, зарплата маленькая, сидеть с ребенком будет некому. Стараются сначала создать максимальный комфорт для себя, достичь успехов в бизнесе, карьере, накопить деньги, а потом уж, в последнюю очередь обзаводятся ребенком, как правило, одним — воспитывать двух или трех хлопотно, накладно. А Церковь продолжает учить, что в семье должно быть столько детей, сколько Господь пошлет, а не сколько родители запланируют, и что в рождении и воспитании детей заключается величайшее человеческое счастье.
Для Святой Руси Рождество Богородицы стало еще и праздником воинской славы. В 1380 году в этот день развернулось великое сражение между русскими воинами и превосходившей их по численности армии Мамая. Это была не только война за независимость, это была борьба со злом, русский Армагеддон. Войско князя Дмитрия понесло колоссальные потери, да и он сам ненадолго пережил своих соратников — умер 2 года спустя от ран. Но добро победило, и эта драгоценная победа положила начало духовному возрождению нации.
Первым памятником героям Куликова поля стал храм Всех Святых на Кулишках, построенный Дмитрием Донским на вечный помин души павших воинов. В 1386 году мать Владимира Храброго княгиня Мария Серпуховская возвела в Москве Богородице-Рождественский монастырь, где нашли приют вдовы — те, кто не дождались своих кормильцев. И наконец, на самом Дону в начале XX века прекрасный храм Рождества Божией Матери построил архитектор А.В. Щусев.
С праздником Рождества Богородицы связан и знаменитый крестный ход в Курской губернии, известный многим по одноименной картине Репина. Тысячи верующих и сегодня проходят по нему с чудотворной Курской Коренной иконой Богоматери. Она была найдена в конце XIII века на корне дерева в лесу в день Рождества Богородицы. На месте ее обретения забил святой источник, а затем был основан монастырь Коренная пустынь.
Этот образ называется «Знамение». Он иллюстрирует бессмертные слова пророка Исаии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
Курская икона была защитницей русских границ. Ей благословляли донское казачество. Кутузов взял в армию список с Коренной, когда пришли французы. В годы Гражданской войны образ был в войсках генерала Деникина, с которыми она и оставила Россию, став главной святыней Русской Зарубежной Церкви. В наши дни она хранится в кафедральном соборе в Нью-Йорке, но каждый год путешествует по городам и весям русского зарубежья.
Во время курского крестного хода получил исцеление опасно больной мальчик — Прохор Мошнин, будущий Серафим Саровский. В молитве перед этой иконой тихо отошел к Господу другой удивительный наш святой — архиепископ Иоанн Шанхайский.
Благодарный русский народ во все века старался подарить Божией Матери на день Ее Рождения всё самое прекрасное, на что только был способен его гений. Один из красивейших уголков России — Феропонтово. В XIV веке друг и ученик преподобного Сергия Радонежского построил этот прекрасный монастырь, а к 8 сентября 1802 года великий иконописец Дионисий со своими сыновьями закончил расписывать его главный собор — Рождества Божией Матери. Ансамбль фресок состоит из 300 композиций и занимает площадь в 600 м². Это единственная сохранившаяся в первозданном виде авторская роспись русского Джотто.
Пресвятая Богородица является нашей матерью и матерью Церкви, ибо Она достигла в своей жизни таких вершин святости, которых не достигал ни один человек. Но Ее жизнь, как и жизнь Ее родителей, учит нас тому, что задачей каждого человека является рождение детей и воспитание их в вере.
Митрополит Иларион (Алфеев): Человек приходит в этот мир не только для того, чтобы прожить свою собственную жизнь, но и для того, чтобы передать жизнь своим детям, а вместе с жизнью он призван передать им и веру, которую получил от родителей. В праздник Рождества Богородицы самое время вспомнить об этой истине. Мы учим наших детей многим наукам и премудростям, но самое важное, чему мы можем и должны их научить, это вере в Бога. Если в жизни человека присутствует Бог, то никакие опасности им не страшны. Ибо если Бог с нами, то кто против нас?