Крестовоздвижение

  Количество просмотров

Фильм митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка расскажет об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста. Зрители увидят, как отмечают праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц. Леопольд V в 1188 пожертвовал монастырю самую большую часть Животворящего Креста, которую он получил в Крестовых походах. Герцогу этот крест подарили в Иерусалиме, а он подарил его родной Вене.

И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

Евангелие от Иоанна

Митрополит Иларион (Алфеев): Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в церковном календаре день одновременно радостный и скорбный. Радостный, потому что в этот день христиане прославляют Спасителя, на Кресте победившего смерть, и чудодейственную силу Креста, ограждающего людей от всякого зла. Скорбный, потому что в этот день Церковь вспоминает страдания и смерть Спасителя на Кресте. Поэтому Воздвижение одновременно день строгого поста и один из 12-ти великих праздников церковных. Он приходится на 14 сентября по Юлианскому календарю или 27-ое — по новому стилю.

О том, как появился этот праздник, пишет церковный историк IV века Евсевий Кесарийский в житии императора Константина Великого. В 312 году Константин, который тогда был правителем Галлии и Британии, вёл борьбу с Максентием, правителем Италии. Константин двинулся с войском к Риму и подошел к нему 27 октября. В этот день ему и его приближенным было чудесное явление — прямо на солнечном диске появился крест. Это зрелище объяло ужасом и его самого, и всё войско. Ночью во сне Константину явился Спаситель и повелел начертать знамение креста на щитах и шлемах воинов. Константин исполнил повеление и на следующий день разбил Максентия и торжественно вступил в Рим. С этой поры, по словам епископа Евсевия, Константин твердо уверовал во Христа.

На следующий год он издал свой знаменитый Миланский эдикт, благодаря которому христианская Церковь получила полную свободу на всей территории империи. Именно за это деяние Церковь впоследствии причислила Константина к лику святых. Константин не просто дал свободу Церкви, он активно занялся ее строительством в разных городах империи. Одним из пунктов его программы стало возрождение Иерусалима как города христианских святынь. Константин начал восстанавливать его и прежде всего решил заняться поиском тех мест, где происходили описанные в Евангелиях события. Для этой цели он направил туда свою мать, благочестивую царицу Елену. Главной целью поисков был Крест Христов, благодаря которому Константин, как он верил, одержал историческую победу над Максентием.

По сведениям церковных историков IV-V века Елена обнаружила у Голгофы три креста и отдельно лежавшую табличку с надписью на еврейском, греческом и латыни: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Опознать Крест Спасителя удалось благодаря тому, что три креста, один за другим, были возложены на тяжело больную женщину, находившуюся при смерти. По другой версии кресты были возложены на мертвеца. В обоих случаях от прикосновения к Кресту Христову совершилось чудо: больная выздоровела, а мертвый воскрес.

Узнав об обретении Креста, несметные толпы людей стеклись к Голгофе. Дабы Крест был виден всем, Патриарх Иерусалимский Макарий стал поднимать его, а народ восклицал: «Господи, помилуй!».

Вскоре в Иерусалиме началось возведение храма Воскресения Христова. Его освящение произошло 13 сентября 335 года — в тот же день, что и освященного древнего храма царя Соломона, разрушенного римлянами. Поэтому и событие было названо «Обновлением храма Воскресения Христова в Иерусалиме».

Этот праздник и сегодня существует в Православной Церкви. В просторечии он называется Воскресением Словущего и празднуется 26 сентября по новому стилю. На Святой Руси немало храмов, посвященных Воскресению Словущего. В одной только Москве их несколько, в том числе знаменитая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке.

На следующий день после Воскресения Словущего празднуется Воздвижение Креста Господня. На архиерейском богослужении в этот день в конце утрени совершается чин Воздвижения в память о том, как Патриарх Макарий впервые воздвиг Крест перед народом. Архиерей 5 раз осеняет Крестом народ, а хор при всяком осенении многократно поет: «Господи, помилуй!», при этом священники возливают на Крест воду с розовым маслом. Когда служит не архиерей, а священник, чина Воздвижения не бывает, но в каждом храме обязательно настоятель выносит из алтаря Крест, держа его над головой, и кладет его на аналой, чтобы все верующие могли поклониться Святому Кресту.

Митрополит Иларион (Алфеев): Почитание Креста имеет в христианской традиции многовековую историю. Еще Апостол Павел в своих посланиях говорил о том, что: «Крест для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божья». Павел говорит о гонении на Крест Христов, о врагах Креста Христова. О себе он пишет: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». По учению Апостола Павла Бог истребил и пригвоздил ко Кресту рукописания грехов человеческих. Всё творение земное и Небесное примирилось с Богом через Христа кровью Креста Его.

В богослужении праздника лишь некоторые тексты посвящены тому событию, в честь которого он установлен, основная же часть текстов посвящена прославлению Креста как орудия смерти. Большое внимание уделено основным Ветхозаветным прообразам. По учению Грегория Паламы Крест был орудием спасения еще до распятия Господа. Силой Креста спасались многие Ветхозаветные праведники.

Прообразами Креста являются: медный змий, которого Моисей выставил на знамении, об этом Христос говорил в беседе со Своим тайным учеником Никодимом; Иисус Навин, простирающий руки крестообразно и останавливающий солнце, тоже символизирует Крест; пророк Иона, проведший три дня и три ночи во чреве кита, прообразует Христа, распятого на Кресте и воскресшего в третий день.

В праздник Воздвижения в храме звучат слова из книги пророка Исаии: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих». Из этих благороднейших пород строили дворцы, стволы их часто становились боевыми трофеями наравне с золотом. Кипарис, кедр, певг украшали Соломонов храм. Сравнивая с ними Крест, Библия подчеркивает его великую ценность.

Крест является универсальным символом христианства. Каждый православный храм и каждый его купол увенчивается крестом. Священник носит на груди крест с изображением распятого на нём Христа. Распятие — Крест с изображением Спасителя, нередко стоит на видном месте внутри храма. Каждый христианин носит на теле нательный крест, который защищает его от всякого зла.

Митрополит Иларион (Алфеев): В христианской литературе I-II веков слово «крест» употребляется как синоним страданий Спасителя, но уже в IV веке христианские писатели говорят о Кресте как о святыне, обладающей особой силой. Вероятно, на это оказало влияние обретение Креста святой царицей Еленой. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Есть у нас два духовных заклинания — имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста».

Православная Церковь сохранила древний обычай совершения крестного знамения. Этот обычай восходит к ранней христианской Церкви. Святитель Василий Великий в IV веке свидетельствует о нём как о неотъемлемой части древнего церковного предания.

Каждый христианин многократно в течение дня осеняет себя крестом: при входе в храм и при выходе из него, перед целованием икон, во время чтения молитв дома и за богослужением. Когда священник благословляет людей, он делает это, начертывая в воздухе крестное знамение правой рукой, а архиерей за богослужением благословляет народ двумя руками, но тоже начертывая крестное знамение. Приложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, освящение воды — всё это происходит в тот момент, как священник или архиерей осенит святые дары или воду знаком Креста.

Священное древо Креста Христова хранилось в Иерусалимском храме Воскресения до 1187 года, когда Иерусалим был завоеван войсками Саладина. С этого мгновения великая святыня христиан считается утраченной. Сохранились, однако, многочисленные фрагменты Креста Господня, которые еще до XII века разошлись по разным частям света.

Три фрагмента хранятся в римской церкви Санта Кроче, там же, в капелле Реликвий за стеклом размещена табличка с надписью на еврейском, греческом и латинском языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», причем все 3 надписи читаются справа налево — именно так писали иудеи времен Христа не только на еврейском, но и на других языках. Все эти святыни были обнаружены в 1492 году во время реставрации церкви. Они оказались замурованы в стене. Дело в том, что базилика Санта Кроче была построена на месте резиденции матери императора Константина. Как считают историки, в Рим реликвии привезла сама святая равноапостольная царица.

В той же капелле бережно хранятся шипы из тернового венца Спасителя и гвоздь, которым Он был распят. А сам терновый венец хранится в парижском соборе Нотр-Дам. В начале XIII века он был вывезен из Константинополя крестоносцами, которые доставили его королю Людовику святому. С тех пор терновый венец — одна из главных христианских святынь Франции. В 2007 году перед ней молился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II.

Больше 8 столетий часть Животворящего древа хранится и в Австрийском аббатстве в Хайлигенкройце, монастыре Святого Креста. Он был основан в 1133 году и с тех пор он действует без перерыва.

Здесь были и турки, и нацисты. Это были страшнейшие времена. Однако жизнь монастыря никогда не прерывалась. В 1188 году Леопольд V пожертвовал обители самую большую часть Животворящего Креста, которую он получил в крестовом походе за 5 лет до утраты святыни. Эта реликвия очень важна для нас. Она напоминает нам о том, что Христос умер за нас на Кресте. Мы верим, что это не сказка и не миф, а действительно Сын Божий из-за любви отдал жизнь за людей.

В день Воздвижения по католическому календарю в аббатстве проходит торжественное богослужение и крестный ход с выносом главной святыни. Монахи с песнопениями следуют вдоль стен монастырского дворика, вспоминая о том, как Христос, падая от изнеможения, нёс Свой Крест на Голгофу. После крестного хода, как и на православной службе праздника, верующие получают возможность поклониться Кресту. Реликварий подносят каждому, кто в этот день вместе с братией молится в храме.

Митрополит Иларион (Алфеев): Крест напоминает нам о том, что Бог стал человеком ради нашего спасения, что Он пострадал на Кресте ради нашего искупления от грехов, что после Своей крестной смерти Он сошел во ад для того, чтобы мы не сходили туда после нашей смерти, что Он воскрес из мертвых для того, чтобы открыть нам путь к Воскресению. Честной и Животворящий Крест — это символ любви Божией к человеку, любви, которая настолько велика, что Бог не остановился перед страданиями и смертью ради нашего спасения.

Наряду с подлинным древом христиане почитают рукотворные образы Креста Господня. В московском храме преподобного Сергия в Крапивниках находится знаменитый Кийский крест. Он был изготовлен по заказу Патриарха Никона в Палестине из дерева кипарисного в высоту и в ширину «во всём подобен мерою Кресту Христову». Это крест-мощевик, он хранит 108 частиц святых мощей и камни, привезенные со Святой земли. В центре — серебряный ковчежец с частицами ризы Христовой и Животворящего древа.

Кийским крест стал по названию Онежского монастыря, расположенного на острове Кий, для которого он и был сделан. Однажды Никон, тогда соловецкий монах, попал в бурю и чудом спасся благодаря, как он говорил сам, силе Креста Христова. Став Патриархом, он получил у царя разрешение на строительство на Кий-острове монастыря. В советские годы Кийский крест был передан в антирелигиозный музей Соловецкого лагеря, а затем в запасники Государственного исторического музея Москвы. Оттуда в августе 1991 года святыня была возвращена Церкви.

В долине у подножия высокогорья Монте Пизано раскинулся итальянский город Лукка. Над черепичными крышами домов и лабиринтами средневековых улочек возвышаются башни крепостной стены, кафедральный собор и древние церкви. От одной из них — базилики святого Фредиана — всего через несколько часов двинется праздничная процессия в честь Воздвижения Креста Господня.

Весь маршрут, по которому в течение двух часов будет следовать крестный ход, озарят тысячи огоньков, символизирующих победу света над тьмой. Под крыши домов фонарики развешивают работники городских служб при помощи подъемных кранов. И каждая семья зажжет свечи на своих окнах.

После захода солнца в ночь с 13 на 14 сентября начинается праздничное шествие, в котором принимает участие весь город. День Крестовоздвижения тут выходной. Некогда участники процессии несли чудотворное резное распятие, привезенное из Иерусалима в 742 году. Данте говорит об этом в «Божественной комедии»: «Сейчас ввиду большой древности Святой Крест остается в часовне, а молящиеся приходят к нему».

У каждого верующего есть всего пара секунд для того, чтобы приложиться к святыне, но ради этого мгновения люди готовы стоять на площади всю ночь. За прошедшие столетия этот чудотворный крест не раз служил образцом для распятий, созданных в разных уголках Европы.

Начиная с XV столетия в Ростовских землях недалеко от Переславль-Залесского в Никольском храме села Годенова хранится византийский резной образ. Годеновский крест прославился многими исцелениями. Чудеса от этого креста совершаются и в наше время.

В православной традиции встречается несколько видов изображения Креста. В древней Церкви наиболее часто использовался простой четырехконечный крест, состоящий из двух перекладин. На Руси получил распространение восьмиконечный крест, где верхняя перекладина символизирует дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», а нижняя — подставку для ног Спасителя.

В православных храмах, как правило, присутствует и Голгофа — изображение Спасителя на Кресте, у подножия которого изображена голова Адама. По преданию, останки первого человека были похоронены под лобным местом в Иерусалиме. Во время смерти Спасителя на Кресте произошло землетрясение, земля под распятием расселась, и Кровь Искупителя, устремившись вглубь скалы, достигла черепа Адама.

Древняя Церковь не знала специальных молитв на освящение креста. Считалось, что крест сразу после своего изготовления становится местом Божественного присутствия.

Митрополит Иларион (Алфеев): Преподобный Исаак Сирин, монах-затворник, живший в VII веке, писал, что как только крест изготавливается из дерева, серебра или золота или из какого-либо другого материала, он тотчас же наполняется Божественной силой. Преподобный Исаак пишет: «Когда мы смотрим на Крест во время молитвы или поклоняемся его изображению, Божественную силу получаем мы через него, и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся».

По учению Святого Исаака в Кресте живет та же самая сила, которая в Ветхозаветные времена присутствовала в Ковчеге Завета. Перед Ковчегом народ простирался в страхе и трепете, его носили на руках священники, он был главной святыней еврейского народа. «Но что делало его столь священным?», — спрашивает Исаак Сирин. Таинственная шехина Божия, присутствие Божие, которая через Ковчег совершала чудеса и знамения. Эта же самая шехина вселилась нынче в крест, который совершает чудеса и исцеления.

Преподобный Исаак пишет: «Многие силою Креста укрощали зверей, показывали дерзновение перед лицом огня, ходили по водам, воскрешали мертвых, останавливали чуму, заставляли источники течь в иссохшей и дикой местности, полагали границы морям, приказывали потокам великих рек течь в обратную сторону, обращали реки вспять. Да что говорить об этом! Даже сам Сатана со всей его властью страшится образа Креста, когда он начертывается нами против него».

Крест Господень будет венчать все храмы христианского мира вплоть до Второго Пришествия Спасителя. Крест как духовный маяк — светит и для тех, кто уже пришел в Церковь и живет согласно Заповедям Господа нашего Иисуса Христа, и для тех, кто еще ищет Бога».

Святой Иоанн Златоуст писал о том, что при Втором Пришествии Христа Крест явится вместе с Ним подобно тому, как при входе царя в город предшествующие ему войска несут знамена, точно также Христос явится в преднесении Креста. На Страшный суд Христос принесет с Собой Свой Крест и Свои раны, дабы показать, что Он действительно Тот, Кто был распят.

Беседуя с учениками незадолго до Своей смерти и как бы предвидя Свой собственный путь на Голгофу, когда Он будет сгибаться под тяжестью огромного деревянного креста, Иисус Христос сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Эти слова ученики тогда не поняли, их смысл открылся им только после того, как Христос пострадал и умер на Кресте.

Митрополит Иларион (Алфеев): У каждого из нас свой крест. Он складывается из скорбей, выпадающих на нашу долю, из преследующих нас болезней и трудных обстоятельств, из окружающих нас людей, с которыми иногда трудно или невозможно бывает найти общий язык. Но Господь никогда не посылает нам Креста, который был бы выше наших сил. И тот малый Крест, который Он нам посылает и возлагает на наши плечи, мы должны нести достойно, помня о том, что без соучастия в Голгофе не может быть и нашего соучастия в воскресении из мертвых.

Примером того, как каждый верующий человек должен нести свой Крест, стала жизнь праведников, мучеников и исповедников. Нелегкие испытания выпали на долю святителя Иоанна Златоуста, чья кончина пришлась на день Воздвижения Христа. Великий оратор, красноречию которого рукоплескал Константинополь, публика и двор, по зависти людской был лишен столичной кафедры и отправлен в изгнание. Однако вместо того, чтобы жаловаться, святитель в письмах своих к диакониссе Олимпиаде утешал и укреплял ее. Истощенный после долгих месяцев пути, сломленный физически, но не духовно, Златоуст умер по дороге в ссылку. Его последние слова: «Слава Богу за всё».

Митрополит Иларион (Алфеев): Христос пострадал и умер на Кресте не за абстрактные людские массы, не за всё человечество в целом. Он умер и пострадал за каждого из нас. И поэтому Тайна спасения, заключенная в Кресте Христовом, имеет прямое отношение к каждому человеку. Христос напоминает нам, что мы призваны в этот мир не для того, чтобы прожить жизнь в удовольствиях, но для того, чтобы жить в сострадании и любви к другим людям. Величайшим символом любви является Крест. Он напоминает нам о том, что мы должны любить друг друга. И он напоминает нам о Боге, воплотившемся, пострадавшем и умершем на Кресте ради всех людей, которые когда-либо жили, живут и будут жить на земле.

Вернуться к списку

Последние добавления