Сегодня, 9 февраля, Святая Церковь совершает память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя. Мы знаем его как изгнанника и исповедника, борца за церковную истину. Знаем также как автора глубоких толкований на книги Священного Писания. Само имя Златоуст, которое стало нарицательным, говорит о его таланте церковного красноречия. Но, может быть, важнее всего, что он является одним из составителей главного богослужения Православной Церкви — Божественной литургии.
Святитель Иоанн родился в 347 году. Пятидесяти лет отроду, то есть 16 веков назад, стал Патриархом Константинопольским. Разумеется, в современном смысле слова, Иоанн Златоуст не был автором Литургии, преемственно передававшаяся со времен Христа и апостолов. Литургия в каждой из церковных областей имела свои традиции и особенности. Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст предали ей те основные формы, в каких мы теперь ее знаем.
Литургия означает в переводе с греческого языка «общее дело», то есть всенародное богослужение. Общее дело наше состоит в Евхаристии, по-гречески «благодарности», в том, чтобы вознести нашу благодарность Богу. За что? За то, что Бог сошел с небес и стал человеком ради того, чтобы человек стал богом. Как может каждый из нас стать богом? Только приобщившись, причастившись таинственно, в хоте великого Таинства Тела и Крови Христа Бога, ставшего человеком.
И сам Христос где он сегодня в мире? Только в верующих, скрепленных причастием как бы в единое тело. Потому в день Пасхи, главного праздника церковного года, читается в храмах огласительное послание святителя Иоанна Златоуста.
«Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»
Иоанн Златоуст был одним из первых представителей той религиозной и культурной традиции, которая связывается с историей Византийской империи. Почти тысячу лет просуществовала православная Византия, но и на самом излете этого периода в XIV столетии религиозный гений византийцев как будто вспыхнул с новой силой в богословских исканиях афонских иноков исихастов, то есть молитвенников безмолвников. Самым крупным представителем исихастского богословия XIV столетия был святитель Григорий Палама.