Митрополит Климент: «Интерес к чтению стал расти»

  Количество просмотров

Предлагаем Вашему вниманию интервью митрополита Климента, в котором Его Высокопреосвященство рассказывает о роли книги в жизни современного человека и просветительских проектах Издательского совета Русской Православной Церкви.

— Владыка, в последние годы многие говорят о том, что люди читают заметно меньше, очень мало, а то и вообще не читают. Так ли это?

— В этом вопросе есть два очень важных момента, которые дают повод задуматься. Во-первых, как мне кажется, пик кризиса чтения преодолен, интерес к чтению снова стал расти. Если взять ситуацию в мире, то есть данные, согласно которым интерес к чтению книг (в первую очередь — бумажных) и издание бумажных книг стабилизировалось. Электронная книга, про которую говорили, что она полностью заменит печатную, в США и Европе составляет только 25% от всей книжной продукции.

Издатели находят новые пути привлечения внимания к книге. Современные технологии дали возможность более разнообразно и красочно их оформлять. Появилось много интересных изданий, и тираж многих из них раскупается очень быстро. Если бы люди не читали книги, зачем бы они их покупали?

Во-вторых, думаю, нам стоит задуматься над тем посылом, который формируется в сознании людей, когда мы постоянно заявляем о существовании проблем чтения, выискиваем все новые негативные моменты, говоря, что их надо как-то решать, что-то делать. Но от этого становится еще труднее их решать.

Подумайте, если продавец хочет, чтобы покупали его товар: будь то стиральный порошок или новая модель телевизора, или земельные участки под строительство, — неужели он будет долго и настойчиво публично, в выступлениях перед большой аудиторией, в печатных и электронных СМИ, сетовать: «Никто не хочет использовать стиральный порошок, ведь появились новые моющие средства», или: «Мы выпускаем столько новых телевизоров, а они совсем не востребованы массовым зрителем», или: «Многие уже давно отказались от покупки участков, считая строительство слишком затратным»? — Очевидно, что не будет. Вместо этого он постарается пробудить интерес к использованию порошка или этой модели телевизора, назовет все плюсы проживания в собственном доме.

Если производитель закажет рекламу, то уж никак не такую, где будут говорить, что люди меньше смотрят телевизор, или что объем продаж стирального порошка заметно снизился, или что на рынке недвижимости наблюдается тенденция к спаду и тому подобное. Наоборот, наш заказчик попросит сделать такую рекламу, где будут показывать возможности порошка отстирать самые сложные загрязнения, демонстрировать новые технические преимущества телевизора, предлагать полюбоваться природой в той местности, где предлагается приобрести участки. И, конечно же, в рекламе будут радостные люди (в том числе и известные), которые все это уже приобрели, очень покупке рады и с удовольствием ею пользуются.

Приведу еще пример. Если организаторы концерта, выставки и другого культурного мероприятия хотят, чтобы к ним пришли как можно больше посетителей, они тоже не твердят что-нибудь вроде: «Вдруг на выставку (на концерт, на спектакль) снова придет мало слушателей или зрителей? Ведь такое уже бывало не раз». Напротив, они постараются, чтобы как можно больше людей узнали об этом культурном событии, и не только получили информацию, но и заинтересовались ею, захотели туда прийти.

Так и с чтением. Вместо изучения проблем, считаю, надо больше открыто говорить о том, что нам дает чтение, и обязательно показывать положительный пример, увлекать, «заражать» тягой к повседневному чтению хороших, важных, полезных книг. Мы в Калуге в этом году в дни Великого поста проводили общественную акцию «Книга Жизни. Читаем Евангелие». Это телемарафон, во время которого многие известные в городе и области люди по очереди с добровольцами последовательно отрывок за отрывком читали Евангелие. Это очень хороший опыт.

Возможен иной вариант, когда во время произнесения проповеди священник берет книгу и зачитывает из нее мысль святого отца, рассказывает о ней немного и советует слушателям прочитать полностью. Важно прививать культуру чтения.

Преподаватель воскресной школы приняла участие в круглом столе

— Вот и возникает вопрос: почему бы в позитивном ключе не уделить больше внимания книгам в СМИ? Почему бы не говорить о книгах с известными людьми? Почему бы не показать их собрания книг?

— Я вовсе не призываю проблему «замалчивать». Если проблема чтения есть, ее логично обсуждать в первую очередь в кругу специалистов: библиотекарей, педагогов, издателей, писателей, других специалистов в области филологии. Обсуждение это должно носить конструктивный характер, а не оставлять после себя общее гнетущее впечатление в отсутствие всякой конкретики. Необходимо делиться опытом, предлагать конкретные шаги, анализировать результаты, вырабатывать действенные пути решения проблемы.

Считаю принципиально важным собирать положительный опыт. У нас много хороших библиотекарей, которые могут любому читателю открыть увлекательный мир книги. Они чутко реагируют на запросы читателей, стараются помочь им найти в библиотеке именно те книги, к которым они проявляют интерес. У нас много хороших педагогов, которые ведут за собой учащихся в сокровищницу литературы и взращивают юных читателей на самых лучших образцах словесности. У нас много хороших семей — и это главное, потому что именно семья больше всего влияет на человека! — В них читают взрослые и дети, собирают прекрасные библиотеки и ценят книги. Как важно доносить этот разнообразный и крайне полезный опыт до огромных читательских и зрительских аудиторий!

— Создается впечатление, что все, о чем мы с Вами сейчас говорим, основано на Вашем жизненном опыте…

— Так и есть. Но я еще делюсь опытом, который мы приобрели во время проведения выставок-ярмарок «Радость слова». К тому же я делюсь опытом знакомых мне людей: родителей, преподавателей, библиотекарей, которые могут научить детей и подростков любить чтение и ценить книги.

На мой взгляд, бесконечные сетования и разговоры (особенно те, которые адресованы большой аудитории) на тему: «люди стали меньше читать, молодежь почти не читает, книги уже не ценятся и т.п.», — пользы никому никакой не приносят. Акцентирование внимания на негативе вообще вряд ли кого-то на что-то вдохновит.

Кроме того, подростки, юноши, сколько бы они ни твердили, что они «особенные», «не похожие на остальных», на самом деле в значительной мере стараются как раз быть «как все». А если они постоянно слышат, что «люди перестают читать, а молодежь — уже практически не читает», то значительная их часть постарается и здесь быть «как все». Если «никто не читает», то и им вроде бы незачем…

Вот почему я против постоянных сетований по поводу проблемы чтения и за конкретные дела, которые помогли бы людям прийти к чтению. Тем более в семье нужно не твердить что-то вроде: «Что за дети? Совсем читать не хотят! А ну читай, тупица, кому говорят!!!», — а направить интерес, внимание ребенка к книге. Развивать любовь к чтению криком и угрозами не получится. Родителям следует быть рядом с ребенком, заниматься с ним одним любимым делом — тем, которое ближе ребенку по его характеру: совместным чтением, семейными разговорами (воспоминаниями) о книгах, использованием книг при проведении в семье детских праздников, поездками всей семьей на книжные выставки, в библиотеки, книжные магазины.

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви и глава Татарстанской митрополии совершили всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани

— Так как же помочь ребенку полюбить книгу?

— Многое зависит от возраста ребенка. Пока он маленький, очень важно читать ему детские книги. Опыт читающих семей показывает, что понемногу читать можно начинать, когда малышу еще нет и года — месяцев с девяти. А впоследствии чтение должно стать регулярным. Если ситуация такова, что взрослым некогда подолгу читать ребенку дошкольного возраста, то надо уделять этому хотя бы 15—20 минут по вечерам. За это время вполне можно прочитать несколько стихотворений, небольшую сказку или часть сказки, если сказка длинная, или небольшой рассказ. Немного почитав, лучше отложить книгу и поговорить о прочитанном. Пусть ребенок расскажет, что ему запомнилось. Это можно сделать даже перед сном.

Ребенок раннего и дошкольного возраста воспринимает то, что видит в своей семье, как норму, образец. Если ему читают, то чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Если в семье читают взрослые, он будет тянуться к самостоятельному чтению и естественно, без напоминаний сядет за книгу. Двухлетний малыш, которому ежедневно читают вслух, увидев, что мама взяла в руки взрослую книгу, также возьмет одну из своих книжек, будет листать и скажет: «Мама, я тоже читаю!» Малыш подражает тому, что видит. Он видит, что мама увлечена чтением, и он тоже хочет полистать книгу. Если родитель готов вместе с ребенком увлеченно читать, собирать что-то из конструктора, рисовать и тому подобное, то и ребенок будет этим заниматься с интересом, в дошкольном возрасте уж точно.

К школьному возрасту очень хорошо научить ребенка самостоятельному чтению. Реалии школьной жизни таковы, что ученику начальных классов довольно скоро придется читать самому немалые тексты и не только по литературному чтению, но и по другим предметам. И чтобы его силы расходовались преимущественно на усвоение, понимание материала, а не на сам процесс чтения, надо к первому классу научить его читать, желательно уже не по складам, и понимать смысл прочитанного.

Если ребенка в семье увлекли чтением еще в дошкольном возрасте, то к начальной школе потребность читать в нем сформирована, ребенок любит книгу. Но с началом посещения школы в его жизнь входят новые реалии: учеба становиться основным видом его деятельности и требует от него постоянных усилий, занимая немало времени. Авторитет родителей уже несколько «потеснен» авторитетом учителя. Появляются новые занятия, кружки и секции, которые иногда загружают каждый день ребенка. На чтение может оставаться объективно мало времени. Тем не менее, нужно обязательно продолжить домашнее чтение. Сам ребенок должен ежедневно читать, что необходимо и для совершенствования его навыков чтения, и для знакомства его с миром литературы. Также, если ребенок просит, надо оставить совместное чтение на вечер, перед сном.

Есть еще один момент, который важно не упустить именно в этом возрасте. Дети начинают получать на дом задание прочитать что-либо по внеклассному чтению. Взрослому человеку важно с самого начала относиться к этим заданиям как к обязательным, и такое отношение к ним выработать у ребенка. Пока тексты небольшие, их чтение легко проконтролировать, их нетрудно прочитать вслух вместе — вот когда и следует сформировать правило: все тексты по литературному чтению, которые заданы на дом, обязательны к прочтению. И сделать это нужно, подчеркну, в начальной школе. В средних и старших классах, когда тексты станут намного объемнее, будет гораздо сложнее настоять на том, чтобы школьник прочитал все, что ему задали, если раньше на это смотрели сквозь пальцы.

В старшем возрасте надо присматривать, чтобы ученик не забывал прочитать все, что включено в школьную программу. Таких произведений не так уж много, их чтение вполне по силам школьнику, при том условии, что выработке у него навыков чтения в свое время уделялось должное внимание. Если ребенок не знает текста, что ему делать на уроке, когда об этом произведении будут говорить? Если школьник читал мало, поверхностно, а спохватился уже только перед самыми выпускными и вступительными экзаменами, когда он успеет усвоить произведения классиков в необходимом объеме? Кроме того, у старшеклассника обязательно будут трудности с цитированием, аргументацией, с последовательным и ясным изложением своих мыслей, и с самими мыслями тоже будут определенные проблемы, если у него отсутствуют минимальные познания в области отечественной литературы классической и современной.

Если к школьному возрасту ребенок имеет потребность в чтении, то в дальнейшем ее нужно просто поддерживать: проявлять интерес к книжным новинкам, обсуждать книги, делиться впечатлениями. Нельзя сравнивать, сколько читает ваш ребенок, с тем, сколько читали вы в его возрасте, или сколько читает соседский ребенок. На объем прочитанного влияет не только желание читать, но и общая загруженность, темп жизни, область увлечений. Например, вы посещали только одну секцию, а литература всегда была вашим любимым предметом. Соседский ребенок в кружки и секции не ходит, по характеру он скорее мечтатель. А ваше чадо ходит в воскресную школу, занимается в школе искусств и еще в двух секциях. Конечно, у него намного меньше времени на чтение, помимо своего желания он будет меньше времени проводить за книгой. Это не значит, что читать вовсе не нужно. Обязательно нужно! Но не надо при этом скрупулезно высчитывать, сколько книг за месяц читали вы в этом возрасте, сколько читает сосед, а сколько — ваш школьник.

— Но бывают же ситуации, когда родители сами надолго забросили чтение, и своих детей они до какого-то возраста растят без книг или с минимальным их количеством…

— Совершенно верно. Но в ряде случаев эти же родители поняли, что и сами себя обделили, перестав читать, и детям не привили интерес к книге, а теперь им стало ясно, что читающий ребенок во многом интереснее, успешнее, богаче как личность, чем такой же ребенок, не читающий книг. Если родительский читательский опыт скромен, не надо стараться предстать перед детьми читателем с огромным стажем и увлеченным библиофилом. Дети все равно поймут фальшь, а ложь — не лучшее средство воспитания детей.

Скажите честно: «Сынок (дочка), я недавно вспомнил свою любимую детскую книгу (или встретился со школьным другом, и мы вместе вспомнили, как в библиотеке записывались в очередь, чтобы прочитать новые интересные книги, или как я ему на день рождения принес сборник повестей, которые тогда было трудно купить, и тому подобное) и понял, как же давно я не читал книг. Затянула круговерть жизни, все спешили куда-то, про любимые книги не вспоминал… Давай вместе читать. Можно вслух, по очереди». Младшие школьники обязательно откликнутся на родительскую инициативу. Найдите каждый день хотя бы немного времени перед сном и начните читать вместе.

Если нужен совет о выборе книг, можно ориентироваться на школьный список по внеклассному чтению, на рекомендации библиотекаря, мнение читающих родных и знакомых. Сейчас много переиздается книг, которые когда-то радовали современных родителей, дедушек и бабушек. Можно вместе с подросшим ребенком пойти в книжный магазин и найти с детства знакомую вам книгу, взять ее со словами: «У меня такая была!» или «Я так хотел именно такую, когда был как ты!» — приобрести ее и именно с нее начать каждодневное чтение.

Возможно, когда-то родители и дети читали постоянно, а потом началась школьная жизнь, все осуетились: у родителей много работы и дел по дому, у детей много домашних заданий, кружки, общение со сверстниками… А потом вдруг родители обнаружили, что и они сами читают совсем мало, и дети с трудом читают только то, что задано в школе — не больше.

Кроме того, если дети стали подростками, на них уже и общее мнение давит («сейчас никто книг не читает, есть интернет!»), нередко бывают и «протестные» настроения («я — личность и ни за что не буду делать то, на чем настаивают родители»). Самое главное: не надо начинать «войну». Если семья читающая, дети, «переболев» подростковыми протестами, возьмут книгу, придут за советом, что почитать, если родители компетентны в этом вопросе. Ну а пока… ведите разговоры о книгах между собой за общим столом, в присутствии подростков обсуждайте прочитанное с родными и со знакомыми, когда они приходят в гости.

Это только кажется, что подростки стремятся сбежать от взрослых родственников, не воспринимают их мнение. На самом деле они ценят время, которое родители и другие родные проводят с ними. И вариант, когда за столом, в гостиной, у костра, в саду говорят о прочитанном, а он не может поддержать разговор, так как не знает текста, не читал этого автора, ненавязчиво подтолкнет подростка к осознанию, что читать нужно, поможет понять, что утверждение «никто не читает» — это миф. Только не надо в ходе этих разговоров подчеркнуто обращаться к ребенку со словами вроде: «А ты не читал, неуч». Нельзя обличать, особенно прилюдно, создавать неловкую для подростка ситуацию, не надо упрекать. Он и сам все поймет в доброжелательной обстановке.

— Очень ценный совет. Надеюсь, многие родители возьмут себе на заметку. А есть ли еще какие-то нестандартные решения для привлечения внимания подрастающего поколения к книге?

— Школьника можно привлекать к покупке книжных подарков для родных и друзей, советоваться с ним, вместе подбирать книги в магазинах. Можно быть почти уверенным, что это вызовет интерес к содержанию подарка у него самого.

Еще коснусь следующей более сложной ситуации. Предположим, семья практически не читает, дети в ней растут почти без книг, а бабушка и дедушка, тетя и дядя, крестные, кто-то из близких друзей хочет помочь ребенку узнать и полюбить книгу. Конечно, никакого осуждения нежелающих читать родителей не должно быть высказано ребенку или в его присутствии: авторитет родителей совершенно незачем ставить под сомнение.

Можно предложить ребятам игру, которую организуют для своих учеников неравнодушные педагоги. Вокруг стола садятся от двух до шести участников. Если детей больше, их надо поделить на команды. Каждый участник или команда получает список вопросов и заданий. По условиям игры запрещено пользоваться любыми электронными средствами. Зато в распоряжении детей книги, в которых можно найти ответы на вопросы. Сначала надо сообразить, в какой книге, какие сведения можно найти, а потом уже листать саму книгу. Если играют совсем неопытные читатели, книги лучше положить стопкой и придумать вопросы и задания, которые требуют обращения к самым интересным книгам. Если участники игры имеют небольшой читательский стаж, задачу легко усложнить, оставив нужные книги на полках, среди других изданий.

Можно «между делом» предложить ребенку пойти с вами в книжный магазин, «заглянуть» туда, когда идете мимо. Если есть финансовые возможности, можно купить ребенку в подарок интересно оформленное издание. Примером может служить книга «В грозную пору» М.Г. Брагина, вышедшая в издательстве «Лабиринт». Наверное, многие взрослые вспомнят, сколько ребят лучше узнали историю Отечественной войны 1812 года благодаря изданиям этой книги в 70-е годы прошлого века. Современное издание заинтересует любого читателя: хороший текст, множество иллюстраций, карты, конверты, сюрпризы и многое другое. Опытные читатели (и опытные родители) говорят, что они не знают ни одного взрослого и ни одного ребенка, которого бы не заинтересовала эта книга.

Прочитав ее, можно пойти дальше: например, предложить ребенку вместе составить викторину по событиям 1812 года и «обнаружить», что хотелось бы узнать больше исторических фактов, одной книги мало. И тогда можно перейти к вышедшей в издательстве «Детская литература» книге «С Богом, верой и штыком!» (Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях).

— Пока мы говорили о чтении вообще. Как привести ребенка к чтению христианской литературы?

— Ответ простой: своим примером. Если ребенок видит родителей с молитвословом в руках, он тоже будет читать молитвы. Если ребенку читают подходящие по возрасту православные книги, такое чтение станет для него нормой жизни. Если семья только приходит к вере, стоит признаться детям: «Мы с вами хотим больше знать о нашей вере, правда? Давайте вместе почитаем об этом».

Многим взрослым знакомство с верой полезно начинать с азов, с чтения Библии для детей. Эту книгу очень важно читать малышам с самого раннего возраста, чтобы они знали сюжеты Ветхого и Нового Завета. Эта книга как никакая другая дает повод для глубоких размышлений. В ней можно почерпнуть множество тем для серьезной взрослой беседы со своим ребенком. У него с детства должно выработаться представление, что Евангелие — главная книга в жизни христианина, что она дает совет в любой жизненной ситуации, помогает поступить так, как хочет от нас Господь. И еще она раскрывает великую тайну: как сильно Бог любит человека.

— Когда ребенку надо самому начинать читать Евангелие?

— Как ребенок научится самостоятельно читать, он должен и сам читать Библию для детей. Четвероевангелие, т.е. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, он должен сам начинать читать к двенадцати годам. Читать должен глава за главой, и сам должен следить, что он прочитал. Прочитав Евангелие от одного евангелиста, начинать читать от следующего евангелиста. И так прочитать полностью Евангелие – глава за главой. Закончив чтение всего Евангелия, начать по новой.

Я помню, когда был такого возраста, мы всей семьей ездили в Троице-Сергиеву лавру, и там архимандрит Тихон (Агриков) мне как-то сказал, что я до четырнадцати лет должен прочитать всё Евангелие (Евангелие от всех четырех евангелистов) четыре раза. И я сам следил, чтобы мне выполнить это благословение. Ребенок, прочитав в этом возрасте все Евангелие четыре раза, запомнит его на всю жизнь.

— Владыка, спасибо за совет. А что Вы еще посоветуете для семейного чтения?

— Для православного человека семья — это малая Церковь. И подобно всей Церкви Христовой она объединяет живущих на земле людей и святых, пребывающих в Небесных обителях. Мы, живущие в борьбе с грехом, нуждаемся в помощи святых. И первым семейным чтением после Евангелия должны быть жития святых. Это традиция, пришедшая из глубины веков: на Руси издавна излюбленным чтением были Четьи Минеи, Патерики, Лавсаик, Луг духовный, Пролог в поучениях и другая житийная и нравоучительная литература. Одна из таких книг так и называется «Училище благочестия», и повествует она о том, как жили благочестивые христиане прежних веков. Читая эти книги, понимаешь, что имена этих людей сохранились в веках, потому что они больше всего на свете любили Бога и помогали окружающим людям, не жалея себя.

Как еще можно научиться у них добру, если не чтением о их жизни, которое порождает пламенное желание подражать их благородным поступкам, смелым словам, бесстрашию перед мучителями. Это замечательное чтение, просветляющее душу читателя, наделяющее огромным желанием и силами быть христианином сегодня. Необходимо, чтобы все члены семьи, включая детей, знали о жизни святых, чьи имена они носят. Ребенок должен знать и о святых, которые являются покровителями его родителей, братьев и сестер. Это тема для семейных бесед и размышлений. Также всей семьей можно узнавать и о святых покровителях того места, где они живут. Через это чтение и через стремление живущих подражать, насколько это возможно, подвигам своих святых покровителей объединяются малая земная Церковь и победная Церковь Небесная.

— И последний вопрос: а много ли делает Православная Церковь для поддержки чтения?

— Думаю, здесь уместно сказать о нескольких направлениях нашей работы в этой области, помимо непосредственно издательской деятельности. Существует Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая вручается писателям за вклад в развитие русской литературы. Ежегодно Церковью проводится издательский конкурс «Просвещение через книгу», в котором более 10 номинаций. Постоянно растет популярность нашего детского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

Множество разнообразных мероприятий проходят в рамках празднования Дня православной книги. Нельзя не упомянуть и о таком грандиозном проекте как выставка-ярмарка «Радость Слова», организуемая в разных регионах России и уже даже в странах СНГ, которую посещают много людей, желающих познакомиться с новыми православными изданиями и встретиться с современными авторами.

Это только несколько примеров реальных дел Церкви в деле привлечения внимания самой разной аудитории к православной книге. На самом деле их гораздо больше. И мы готовы поддержать новые инициативы в этом направлении на местах. Главная задача, чтобы хорошая книга дошла до читателя.

Вернуться к списку

Последние добавления