Христианский пост — это наше участие в посте Христа, которым мы освобождаемся от совершенной зависимости от пищи и материи. Для нас самое главное и трудное — понять и принять это освобождение.
В то же время прикрываться духовной стороной поста и отказываться от его телесного, материального выражения — это тоже не пост. Самое лучшее — это разумное сочетание этих двух составляющих — духовной и телесной. И здесь интересно и полезно было бы поговорить о представлениях и личном опыте.
Наш собеседник – насельник Раифского Богородицкого мужского монастыря иеромонах Марк (Гоголашвили).
— Отец Марк, Вы помните, как провели впервые свой первый сознательный пост? Как думаете, есть вообще люди, держащие пост так, как того завещал Господь?
— Я неоднократно, живя в миру, пытался поститься. Но это у меня плохо получалось. Всегда находился повод нарушить пост. То чей-то день рождения, или поездка куда-либо. Лишь после того, как я стал послушником и понял по-настоящему значение поста, стал и по-настоящему постится. Собственно, что такое пост, и для чего он нужен? Пост — не просто ограничение себя в пище, разгрузка организма, очищение от шлаков и тому подобное, как многие считают в миру. Пост без молитвы и без внутреннего содержания и смысла невозможен. Ограничение в пище в период поста, не основанное на духовном фундаменте не только бесполезно, но даже опасно.
Пост для того, чтобы усугубить молитву, сделать ее более осмысленной, более глубокой. Ведь молиться после того, как ты плотно поел, и молиться на тощий желудок — совершенно разные действия. Поэтому, если пост не сопряжен молитвой, то тогда, действительно, это просто разгрузка, очищение от шлаков, желание сбавить вес.
— А с кем или чем у Вас ассоциируется время поста? Если ли пример для подражания? Или какой-то конкретный случай из реальной жизни?
— Если ты помнишь, то в одном из номеров газеты был мой рассказ о том, как девочка принесла в монастырь горячий хлеб, по молитвам настоятеля монастыря. Вот как раз это случай постной молитвы, с глубокой верой, когда молитва была настолько сильной и искренней, что Бог явил чудо.
Примером подражания для меня всегда служили афонские монахи, ныне здравствующие: мой духовник, отец Макарий; иеродиакон отец Паисий, иеромонах отец Виталий, который вот уже двадцать лет на Святой Горе. Однажды, когда я пришел в Великий пост на Святую Гору (а свое паломничество я всегда начинал с Хилендарского сербского монастыря, потом переходил в Зограф — болгарский монастырь). Так вот, когда я пришел в Зограф, то там служил отец Виталий. Зограф — очень малочисленный монастырь, тогда там было всего пять монахов, и те —старцы. Естественно, они сами уже не могли совершать службы, и попросили помощь у Свято-Пантелеимонова русского монастыря. Туда и послали на помощь отца Виталия. И он один служил полностью богослужебный круг, а ведь постные службы на Афоне длятся по восемнадцать часов. На сон остается всего несколько часов. Это был подвиг. Такое возможно только тогда, когда молитва сопряжена с духовным постом.
— Отец Марк, скажите, а почему многие стремятся исповедоваться и причаститься именно в пост?
— Молитва — это беседа с Богом. Она всегда должна быть откровенной и искренней. Пост и делает ее таким. Поэтому, когда люди постятся, то стремятся в храм, для того чтобы исповедь в пост была бы более полной, искренней и откровенной. В обычные дни, хотя люди и приходят на Божественную Литургию для того чтобы исповедоваться и причаститься, исповедь бывает похожа на простое информирование Бога о своих грехах. Бог и такую исповедь принимает, потому что видит душу кающегося. А вот постная исповедь очень глубокая. Особенно в Великий пост, когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского, душа молящего человека, просто трепещет от глубины чувств покаяния, заложенного в этом каноне. Конечно же, не все и не всегда по-настоящему постятся. Но, если действительно человек по-настоящему постится, то священники это определяют сразу же по его духовному состоянию и по искренности покаяния, с которым он пришел в храм.
Но исповедоваться только в пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами поста.
— Отец Марк, чтобы Вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или, еще не решился на этот духовный подвиг.
— Первые посты всегда трудные. Я бы посоветовал первый свой пост всегда начинать с благословения духовника или священника. И не сразу же с глубокого поста. На первый раз можно, особенно тем, кто трудится, детям после двенадцати лет, отказаться на время поста от мясной пищи, а молочные продукты, яйца и отварную пищу принимать кроме среды, пятницы и воскресного дня. Также стоит отказаться на время поста от супружеских отношений. В следующий пост уже можно будет исключить из рациона мясо-молочные продукты, оставив только отварную рыбу, по тем же дням. Но обязательно должна присутствовать молитва. Очень полезно чтение Псалтыри. Читать надо тогда, когда у постящегося есть время, пусть коротко, но не в ущерб семейным делам и семейным отношениям.
Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост: «...Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися...»
Так что, Бог всем нам в помощь в Рождественский пост!