Проповедь профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Братья и сестры, сегодня мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все важные события Ее земной жизни Церковь отмечает как праздники великие — двунадесятые, и сегодня один из таких праздничных дней. Мы вспоминаем, как Деву Марию привели в храм в трехлетнем возрасте. Рожденная престарелыми родителями, усердно молившимися о ниспослании им ребенка, Она была посвящена Богу. И они привели Ее в храм для того, чтобы Она получила воспитание в самом святом месте, которое тогда существовало на земле.
Это событие оказалось промыслительным, оно обозначало нечто непостижимое — тайну, о которой нам напоминают богослужебные песнопения сегодняшнего праздника. Потому что Она Сама, как оказалось, стала храмом Господним. Пречистый храм Спасов — так именуется Дева Мария в церковных песнопениях.
Таким образом, и Иерусалимский храм был не только местом богослужения, молитвы и жертвоприношения, но и прообразом таинственного и великого события — рождения Девой Марией Самого Христа. Этот Иерусалимский храм был прообразом Девы Марии, Которая послужила истинным храмом Спасителя мира, потому что Он родился от Нее, Девы, образом непостижимым и таинственным — родился без мужа.
Братья и сестры, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы подчеркивает особое значение храма в жизни благочестивых людей, в жизни христиан. И это особенно значимо для нас в нынешние времена, ведь еще недавно церкви в нашей стране разрушались, уничтожались и осквернялись. Немного осталось на нашей земле храмов, в которых совершалось богослужение, в которых совершалась Евхаристия. Но в конце XX века многое изменилось: Церковь получила возможность восстанавливать храмы. И это восстановление храмов, как и восстановление всей церковной жизни, составляет главное содержание нашей жизни в последнее время. Мы наблюдаем за этим уже три десятилетия.
Храмы Божии существуют для того, чтобы в них молился благочестивый православный народ. И мы видим, что сейчас восстанавливаются старые церкви и строятся новые, и они постепенно заполняются верующими. Число православных христиан, которые регулярно посещают церковь и участвуют в церковных Таинствах, постоянно увеличивается, однако в целом их не так много, как нам хотелось бы.
Братья и сестры, на нас, посещающих храмы Божии, лежит особая ответственность. Христос заповедовал нам быть свидетелями веры, поэтому мы должны являть собой пример подлинных христиан. Только так мы сможем привлечь к вере Христовой наших близких, родных, друзей, знакомых, соседей. И в меру своих способностей и сил мы должны проповедовать веру, а для этого нам самим необходимо постичь ее основы.
Часто бывает так, что внешне мы живем благочестивой жизнью, однако своими поступками скорее отталкиваем людей от веры, чем привлекаем к ней. Мы должны помнить об этом, чтобы не быть препятствием для тех, кто стремится к истине и свету.
Этот день, братья и сестры, памятен еще и тем, что девяносто девять лет тому назад была совершена интронизация Святейшего Патриарха Тихона, прославленного в лике святых. У нас более двухсот лет не было патриархов и Первосвятителей, которые совершали Предстоятельское служение в Русской Церкви, и в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он был введен в Успенский собор Московского Кремля, где воссел на патриаршее место.
И это событие было, конечно, очень значимым и знаменательным, потому что впереди была долгая и мрачная пора гонений. Патриарх Тихон после избрания и интронизации говорил об этой наступающей суровой године и о трудном Первосвятительском служении, которое ему предстояло.
И Русская Церковь вступила тогда на путь мученичества и исповедничества, которое длилось почти сто лет. Нужно отметить, что это столетие было наполнено событиями колоссальной важности. В это время произошло много разного — падение, восстание, но самым важным, пожалуй, был подвиг мучеников и исповедников. Сотни епископов, десятки тысяч священнослужителей и, вероятно, миллионы мирян вступили на путь страданий за Христа. Спасительный путь, потому что в этом слава Церкви. «Кровь мучеников — семя христианской веры», — говорили в древности. Кровь новых мучеников и новых исповедников Российских, пострадавших вместе с патриархом Тихоном, и стала тем основанием, на котором возрождается в наши дни церковная жизнь. Аминь.