Выступление профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина на актовом дне Казанской православной духовной семинарии
Ваше Высокопреосвященство!
Для меня большая честь присутствовать на этом акте. Я не первый раз посещаю Казанскую духовную семинарию, и вижу, как учебное заведение восстанавливается, растет и развивается. Наверное, и в этот раз я увижу очередные положительные изменения.
Казанская духовная семинария — это наследница не только прежней семинарии, но и наследница одной из самых авторитетных и влиятельных духовных школ Русской Церкви — Казанской духовной академии, являвшейся центром богословского образования и церковной науки. Но не только церковной, ведь в академии, как и в казанском университете, было немало видных ученых — синологов, арабистов. В Казани на самом высоком уровне изучался Восток со всем его религиозным, этнографическим и языковым богатством. Мне бы очень хотелось, чтобы семинария со временем стала полноценной наследницей Казанской духовной академии. Стала духовным, богословским и научным центром Русской Церкви.
В настоящее время отношения, складывающиеся между христианским миром и исламским, занимают главное место в мировой политике. Татарстан в этом смысле является уникальным регионом, ведь здесь бок о бок живут христиане и мусульмане. Казань — это место соприкосновения двух цивилизаций. Здесь мирно сосуществуют Запад и Восток, Православие и Ислам.
Нужно отметить, что Казанская духовная академия была миссионерским центром Русской Церкви. Современное миссионерство по причине отпадения миллионов людей от веры сильно отличается от миссионерства, скажем, XIX века. В наше время православные и мусульмане не ставят перед собой задачи похищать паству друг у друга. Православные миссионеры, например, сейчас работают с неверующими людьми, чьи предки исповедовали Православие, а мусульманские — с теми, чьи предки исповедовали Ислам.
Миссионеры в настоящее время не работают с инаковерующими — они пытаются приобщить к Богу тех, кто по каким-либо причинам отпал от веры своих предков.
За последние 100 лет наша страна и Церковь пережили многое. Самым трагическим в этот период было расцерковление, которое началось после революции. Однако следует отметить и положительный момент — обратной стороной этого расцерковления был триумф Церкви, связанный с подвигом новых мучеников и исповедников. Этот период напоминал времена ранней Церкви, гонимой язычниками, римскими императорами и другими врагами Христа. Этот подвиг, как и подвиг первых мучеников, по мнению знаменитого христианского писателя Тертуллиана, стал «семенем Церкви».
И государство наше тоже знало и бедствия, и триумфы. Если говорить о триумфах, то это в первую очередь победа в Великой Отечественной войне, ведь тогда было поставлено под угрозу само существование нашей страны и народов, ее населяющих. Как вы знаете, начало XX столетия было для России катастрофическим. Сначала произошла Февральская революция, а затем — Октябрьская. Точка отсчета трагических событий — это, конечно, февраль, ведь государственный строй в стране поменялся именно тогда, а не осенью.
Думаю, что нам сегодня нужно осмыслить причины бедствий, обрушившихся в XX веке на нашу страну. Одной из основных причин, вызвавших революцию, являлось участие России в войне. В стране провели всеобщую мобилизацию, и все здоровое мужское население оказалось на фронте. Это была очень тяжелая и изнурительная война, но, помимо войны, существовали и другие предпосылки для революции. Самая главная из них — отпадение значительной части общества от Церкви и многовековых национальных традиций, что обернулось нападением Государственной Думы на правительство и императора. Времена были неспокойные, и лица, еще вчера являвшиеся защитниками престола, дрогнули. Правые депутаты стали оппозицией: они произносили речи, призывавшие к перевороту. В заговор оказались вовлеченными даже генералы.
Как я уже сказал, главной причиной трагических событий стало отпадение народа от веры. Братья и сестры, мы должны приложить все силы, чтобы избежать повторения подобных исторических катастроф, а для этого нам нужно приобщить людей к вере, которую исповедовали их предки.