Храм Живоначальной Троицы, село Татарские Челны

  Количество просмотров

Церковь не действует
Престолы: Живоначальной Троицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества Христова
Архитектурный стиль: ампир
Год постройки: 1815-1825 гг.
Адрес: Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Татарские Челны

История храма

Второе название села было Рождественские Челны. Несмотря на заброшенность, у храма удивительная сохранность – даже кресты стоят на куполах. У села и церкви интересная и древняя история, среди священнослужителей предки известного краеведа В.Ф. Кудрявцева, а также представители духовенства пострадавшие за веру в годы репрессий. В настоящее время храм находится на территории Закамского благочиния Казанской епархии.

Целью публикации служит желание автора привлечь внимание неравнодушных людей к проблеме утраты православного памятника и сохранения его для потомков.

В 15 верстах от города Елабуги, по правую сторону трассы Елабуга-Ижевск, на берегу небольшой речки Челнинки, притока Тоймы, расположено село Татарские Челны, одно из древнейших и красивейших сел Менделеевского района. На территории села возвышается большой храм из красного кирпича, построенный в классическом стиле, в виде корабля медленно плывущего по бескрайним полям.

Обращает на себя внимание удивительная сохранность этого заброшенного храма. Несмотря на то, что его состояние не поддерживалось уже многие десятилетия, у храма прекрасно сохранилась трехъярусная звонница и почти полностью цел центральный купол.

Согласно историческим сведениям, каменный Свято-Троицкий храм был построен на средства прихожан, среди которых примерно половину составляли татары-кряшены, и Воткинского завода, к которому было приписано село. В храме находилась почитаемая жителями Елабужского уезда икона Божьей Матери Скоропослушницы, 9 ноября, в праздник этой иконы, в былые времена в село сходились сотни богомольцев со всей округи.

Крыша церкви была крыта железом. Храм был трехпрестольный, с центральным приделом Святой Троицы, и боковыми приделами освященными – левый в честь Рождества Христова, правый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По штату при церкви были положены: священник, диакон и псаломщик. На старинных картах Татарские Челны имели также и второе название – Рождественские Челны.

О существовании прихода в селе Татарские Челны был известно давно. На основании сохранившейся копии Грамоты[1] митрополита Казанского Сильвестра от 20 мая 1731 «о построении в Елабужском уезде, в деревне Челнах вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы», следует, что «12 мая 1731 года били челом Его Архипастырству староста деревни Челнов Федор Федосеевич Штенников, выборной Сергей Константинов, новокрещены деревни Мунай – староста Василий Иванов, деревни Гришкино – Осип Васильев, Василий Кирилов, деревни Сентяку Данилов Петров, Иван Васильев со товарищи», обратились с «Божьей милостью к Великому Господину Преосвященнейшему Сильвестру» о строительстве церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Челны». Там же в Грамоте крестьяне подробно разъяснили, что помянутые из села Челнов крестьяне жили раньше в селе Сарали, но «от хлебного недороду перешли на татарскую покинутую землю лет с десять». Далее сообщается, что помянутых деревень жители русские и новокрещены ходят к церкви Божьей в село Сарали, а до него далеко – около 10 верст, а в вешнее время вообще не добраться[2]. Далее идет подробное описание, как нужно строить новый храм и даются советы Архипастыря по благочестивому отношению к строительству нового храма. Из текста следует, что один деревянный храм в селе Челны уже был, но за его ветхостью жители решили построить еще один – новый! Дело в том, что до XIX века в России в основном велось строительство деревянных церквей, которые быстро ветшали и требовали или обновления или постройки новых. Таким образом, в определенный период времени до 1815 года в селе Татарские Челны было две деревянные церкви.

В 1815 году жители Рождественских Челнов и прихода вновь обращаются за разрешением о строительстве уже новой каменной церкви, в честь Живоначальной Троицы. Сохранился текст Грамоты[3] Преосвященного Гедеона на построение в селе Челнах Елабужского уезда вместо двух ветхих деревянных церквей каменного храма. Инициаторами постройки стали священнослужители и церковный староста Андрей Щеткин. В своем обращении они просили Владыку о «дозволении строительства» вместо двух обветшавших храмов – каменную церковь с одним холодным приделом в честь Святой Троицы и двумя теплыми приделами в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Владыка благословил, строить храм в «удобнейшем и пристойнейшем месте, на восток, по плану и фасаду архитекторскому, выданному в село Качки на построение церкви ж… по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием…». Грамота Преосвященного Гедеона была подписана 29 сентября 1815 года и отослана по почте. Строительство каменной церкви в селе Челны длилось около 10 лети и было завершено в 1825 году.

Небезынтересна и история самого села Татарские Челны. Как русское село с многовековой историей обрело такое название? Согласно историческим данным, на этом месте было татарское поселение. В последующем, в период колонизации края русскими, это место в начале 18 века было обжито выходцами из близлежащего села Сарали, и видимо в память о пустующих татарских землях и по наименованию речки Челны было названо Татарские Челны.

В селе проживали государственные крестьяне. В конце XIX века было 203 двора, все поселение было русское. Мужского пола 503, женского 582 души. Всего земельных угодий 1 3523 десятин. В среднем на двор приходилось 17 десятин (более 21 га.). Скота крупного в среднем 3 на двор, мелкого около 7 штук. Многоземельных – 146 дворов, безземельных 22 – двора. Жители села кроме земледелия и скотоводства занимались овощеводством. Особенно славилось село выращиванием капусты (только 3 – 5 тысяч вилков шли на продажу). Кроме этого красили холсты у купцов Стахеевых, работали на химическом заводе Ушковых, на пристани и на мельнице. В селе работали: 3 водяные мельницы, 3 обдирки, 3 кабака, 2 школы, во время летней страды в селе действовали ясли и детский сад.

В 1859 году о Рождественских Челнах писали:

«Село на возвышении, красивое место, по середине протекает река Челнинка, расположено на Елабужско – Сарапульском тракте, в двух верстах от села есть каменная гора, священник Икский живет в помещении церковно- приходской школы, дьякон Попов – на частной квартире. Земельное училище основано в 1868 году, церковно-приходская школа – 1889 году».

В храме служили известные и малоизвестные в свое время священники. Многие имена уже забыты, а большинство известно нам благодаря архивным данным.

Так самыми известными представителями священнослужителей села Челнов являлись священники династии Кудрявцевых. Считается, что им и принадлежит основная заслуга в строительстве каменного храма. Одним из представителей этой семьи был Василий Федорович Кудрявцев (1843-1910) – авторитетный историк, краевед, статист, оставивший потомкам много трудов по древностям Елабужского края. Самым знаменитым его произведением стала публикация под названием «Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края»[4].

Генеалогия Кудрявцевых детально изучена елабужским историком Корниловой И.В., что нашло свое отражение в многочисленных публикациях автора по этой теме, с выдержками[5] из которых хочется познакомить читателя поближе: «В XVIII в. Кудрявцевы жили в селе Челны Елабужской округи Казанской губернии (только в 1780 г. Елабуга и Елабужский уезд вошли в состав Вятской губернии – И. К.). В Христорождественской церкви названного села, Кудрявцевы занимали разнообразные должности церковного причта – пономарей, дьячков, дьяконов, иереев. В частности, нам известны, пять поколений священнического рода Кудрявцевых: Иван Кудрявцев (родился в начале XVIII в.), его сын Егор Иванович (1735-1790), внук Иоанн Егорович (1762-1816), правнук Филипп Иоаннович (1792-1854) и праправнук Стефан Филиппович (1815-1870).

Егор Иванович и Иоанн Егорович Кудрявцевы, не имея специального духовного образования, оставили большой след в истории села и церкви, собирая сохранившиеся в памяти народа местные предания и легенды. Оба были свидетелями страшных событий Пугачевского бунта, прошедшего волной через многие населенные пункты Поволжья. Известно, что 28 июня 1774 г. с громадными полчищами войск, состоявших из казаков, башкир и татар, Е. Пугачев подступил к Елабуге. Все окружающие город селения – Челны, Сарали, Качка и Танайка сдались самозванцу и вынуждены были принимать участие в нападениях на Елабугу.

Особых успехов в продвижении по духовной службе добился Иоанн Егорович Кудрявцев. В 1791 г. Казанским архиепископом преосвященным Амвросием он был назначен иереем Христорождественской церкви с. Челнов. Еще по указу 1722 г. церковные места являлись собственностью семьи и переходили по наследству. Сын престарелого священнослужителя являлся первоочередным кандидатом на замещение отцовского места. Подтверждением тому служат записи в клировых ведомостях Христорождественской церкви с. Челнов. Так, например, в 1798 г. причт церкви представлен родственниками иерея И. Е. Кудрявцева, унаследовавшего это место от своего отца. Пономарем был родной дядя Алексей Иванович Кудрявцев (1733 г.р.), а дьячком его сын Моисей (1761 г.р.)…

… Известно, что Егор Кудрявцев был женат на Дарье Кузьминой (Кузьминичне — И. К.) (1736-1816), дочери иеромонаха Вознесенской Седмиозерной пустыни Казанской округи… Анисья (1763 г.р.), дочь Е. И. Кудрявцева, была выдана замуж за елабужского купца Ивана Прокопьева в 1784 г., а другая дочь – Марья (1771 г.р.) в 1792 г. – за Петра Петрова, пономаря села Можировки Мензелинской округи Уфимского наместничества.

Филипп Иоаннович Кудрявцев (1792-1854) – сын сельского священника Иоанна Егоровича (1762-1816), иерея Рождественской церкви с. Челнов Елабужского уезда Вятской губернии и дочери священника г. Елабуги Никиты Ястребского Анисьи Никитичны (1762-18?)…

Многие священнослужители стремились дать своим детям духовное образование вопреки всему. В связи с этим, младшие братья Филиппа – Федор (1794-1860) и Гавриил (1804-1860) – получили возможность закончить Вятскую духовную семинарию».

Последствия кровавого переворота 1917 года не обошли стороной и село Татарские Челны. В годы гражданской войны село было и во власти отрядов Колчака, и отвоевывалось отрядами красных террористов. В 1918 году священник Свято-Троицкой церкви отец Петр Гаврилов вынужден был бежать с отступающими частями Белой армии в Сибирь. В храме служили после него прикомандированный священник отец Димитрий Дубковский, а диаконом с 1916 по 1918 год служил Игнатий Федорович Месеев, будучи уже в священническом сане пострадавший за веру и подвергшийся аресту в конце 30-ых годов. Окончательная судьба его так и не известна.

В храме служили и другие исповедники веры. Так с 1922 года в храме служил священник Кошурников Леонид Иванович, 1880 г.р., уроженец села Умяк Елабужского уезда Вятской губернии. Проживая в Елабуге он был арестован 17 мая 1931 г. и приговорен тройкой ОГПУ ТАССР 9 сентября 1931 г., обв.: 58-11, 58-12. с формулировкой «религиозная агитация, провокационные слухи» к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет концлагерей, с конфискаций имущества и высылки семьи в Северный край. Священник Леонид Кошурников был реабилитирован 21 августа 1989 г.

По сведениям за 1925 год, земли при храме состояло: под церковью 15 саж. длины и 7 саж. ширины. Пахотная и сенокосная земля в количестве 33 дес. 400 кв. саж. отошла вся во время революции во владение граждан села Татарские Челны. Квартиры раньше были, но отошли в местный Волисполком. Священник сам платил за квартиру.

Расстояние от храма до Епархиального города Сарапула 200 верст. До благочинного, который находится в селе Гари Елабужского уезда – 12 верст, до уездного города Елабуги – 15 верст. Ближайшие храмы находятся в селах Сарали, Тихоново и Тихие горы, до них по 7 верст пути.

Дальнейшие сведения о судьбе храма скудные. Антицерковная политика советской власти привела к повсеместному закрытию храмов в селах Елабужского района. По воспоминаниям старожилов, в Свято-Троицкой церкви одно время располагалось колхозное зернохранилище, а с 1960 года церковь пустовала. Подверженный всем стихиям природы каменный храм стал медленно разрушаться.

Последнее время с экранов телевизора на самом высоком правительственном уровне много говорится о сохранении памятников культуры и нашего народного наследия. К сожалению мало что делается на самом деле, особенно в провинции и в глубинке. Свято-Троицкий храм села Татарские Челны тому наглядный пример. Имея удачное расположение – на насыщенной трассе, он прекрасно виден издалека. В зоне видимости находится Новоменделеевский химический завод, который динамично развивается в последние годы. А храм в селе Татарские Челны, лишившись с годами большого объема кровли (обескровленный!) медленно разрушается. А ведь это одно из старшейших храмовых зданий нашего района, если уж говорить с чисто культурно-архитектурной точки зрения, не касаясь духовной стороны вопроса, к сожалению все реже понятной пониманию в современном обществе. Вместо разговоров о сохранении памятников, было бы добрым жестом выйти с инициативой на местном или федеральном уровне, чтобы в добровольно-законодательном порядке довести до сознания руководства крупных предприятий, которые в большинстве случаев лишь одним своим появлением нарушают гомеостаз окружающего их пространства, что они должны способствовать сохранению и развитию окружающей их инфраструктуры. В некоторых случаях речь даже может не идти о полном восстановлении объектов культурного наследия, а просто об их сохранности – заделать дыры в стенах, поменять кровлю, а остальное, видя такой почин, с уверенностью можно сказать, подхватили бы заинтересованные люди. Ведь не все еще настолько равнодушны, как нам это пытаются внушить представители либеральных кругов. А такой созидательный труд на благо сохранения наших исторических ценностей приносил бы только позитивные результаты, как по отношению к делателям, так и по отношению к нашему народу еще не утратившему способность видеть красивое и замечать позитивные изменения.

Автор-составитель диакон Алексий Комиссаров

Примечания:

[1] Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии (сост. В.Шабалин). – Вятка, 1914 г., – с.124-127.[2] Этот исторический факт упоминается и среди преданий жителей села Сарали – в весенние разливы местной речки Каринки село бывало практически отрезано от уездного города на 1-2 месяца, пока не уходила весенняя вода, и река не обретала обратно свое русло.

[3] Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии (сост. В.Шабалин). – Вятка, 1914 г., – с.428..

[4] Кудрявцев В.Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края. Очерк. – Вятка,1901.

[5] Корнилова, И.В. Священнический род Кудрявцевых в Вятском крае: опыт семейного портрета / И.В. Корнилова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №7-3. С.93-97

Вернуться к списку

Последние добавления