Богослужебный образ апостола Поволжья

  Количество просмотров

К дню преставления святителя Гурия, архиепископа Казанского

Гимнографические тексты, посвященные праздникам или памяти тем или иным святым, являются не только молитвенным текстом, которые побуждают или должны побуждать к молитве. Стихиры, тропари канона, акафисты помимо всего прочего являются замечательным историческим источником. Они помогают исследователю-историку и литургисту раскрыть исторические факты, которые доселе могли быть неизвестными. В истории Русской Церкви бывало так, что именно богослужебный текст являлся основным и главным источником для детального изучения жития святого или истории обители. Чаще всего и это очень правильно — молитвословия святому, жившему в определенную историческую эпоху, в определенном месте рассматривались как вспомогательный источник к существующим историческим фактам. Они иногда носят хрестоматийный характер, их текст употребляется в качестве эпиграфов и цитат, например в гомилетике.

Особое значение приобретают богослужебные тексты, которые раскрывают отношение инославных к православной вере и которые помогают раскрыть эти отношения в контексте сегодняшних событий. Речь идет об одном из самых любопытных текстов посвященных святителю Гурию Казанскому — первому архиерею, просветителю казанских татар и язычников Поволжья и иных народностей, населявших берега Волги.

Святитель Гурий, Казанский и Свияжский чудотворец (1630 г.)

В 2013 году исполнилось 450 лет со дня праведной кончины апостола Поволжья. В контексте богослужебных песнопений, посвященных святому, рассмотрим интересные факты, которые упоминаются в тексте.

Память святителя Гурия совершается трижды в год (по старому стилю):

  • 5 декабря — преставление;
  • 20 июня — перенесение мощей;
  • 4 октября — Собор Казанских святых.

Помимо этого, имя святителя Гурия упоминается в богослужении, посвященном Собору Тверским святым в неделю после 29 июня. 

Службы на преставление и на перенесение мощей составлены святителем Димитрием Ростовским. Канон на перенесение мощей в 60-е годы XVII века написал Казанский митрополит Лаврентий. Автором акафиста святителю является Евлампий, архиепископ Тобольский и Сибирский.

Составление служб и неоднократное поминовение святителя Гурия в годовом круге богослужения свидетельствует о его широком почитании. Почитание на наш взгляд произошло не без основания. Одной из причин могло быть особое положение Казанской епархии, которая  была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Первоначально она включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 г., и Вятскую землю. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII вв. — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. Таким образом, святитель Гурий почитался и почитается как первосвятитель, миссионер и апостол градов и весей, расположенных в районах Средней и Нижней Волги.

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский сыграл также немаловажную роль в канонизации святителя Гурия. Сам, будучи выходцем из Казани он, вероятно, был рукоположен святителем Гурием в пресвитерский сан, он же позднее составил житие первого архиерея Казани. И уже несколько позднее татары, марийцы, удмурты и чуваши, принявшие Христову веру, восприняли его как своего небесного покровителя, о чем свидетельствуют многочисленные храмы, посвященные Гурию.

Имя святителя почиталось наравне с именем святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Поскольку святитель Гурий прославился своими мироточивыми мощами, он сравнивается со святителем Николаем: «Радуйся мироточце новый, благоухаяй чудесы», — поется в службе Гурию [1]. Он называется «новым чудотворцем» [2], даже окончание кондака напоминает кондак Николаю, где он назван «таинником Божия благодати» [3]. Можно сказать, что между святителем Гурием и святителем Николаем существовала некая мистическая связь: Гурий преставился 5 декабря, тогда как память Николая Чудотворца приходится на 6 декабря.

Поскольку свой святительский путь Гурий начинал в Иосифо-Волоцком, затем продолжал в Селижаровом монастыре, он почитаем и за пределами своей епархии. Местом его рождения был г. Радонеж, и хотя он не получил здесь особого почитания, сам факт его происхождения из земли преподобного Сергия весьма любопытен и обращает внимание при прочтении его жития [47]. Радонеж в XVII в. был уже известен своими святыми и, как нам кажется, данный факт сыграл бы свою положительную роль при составлении эпитетов службы святителю Гурию, однако, три известных автора почтили его молчанием. Из вышеназванных географических мест, по имени называется только Селижарова обитель [4]. Хотя в одном месте святитель Димитрий Ростовский не ограничивается пределами, но называет Гурия «всея России украшением» [5].

Безусловно, гимнографический текст является продолжением агиографического, и один другому, как правило, не противоречит. В службе святителю Гурию, мы, однако находим противоречия. Так, неоднократно в тексте говорится о том, что на Казанский престол он был избран по жребию, причем говорится, что кроме него было еще три кандидата, но без упоминания имен [6]. В другом месте, напротив, нет речи о жеребьевке, а указано, что поставлен он был непосредственно по повелению царя [7]. А иногда добавляется указание на участие митр. Макария [8]. Такое расхождение в текстах служб объясняется тем, что твердого ответа нет и в самом житийном материале. Е.В. Липаков, исследователь истории Казанской епархии отмечает, что в контексте летописей говорится о том, что святителя Гурия в качестве апостола Поволжья хотел видеть сам царь Иван IV, который был знаком с ним задолго до этого. Поэтому правильнее считать, что поставление на Казанский архиерейский престол святителя Гурия произошло по воле монарха.

К святителю Гурию не принято привязывать чина «равноапостольный», в то время как сегодня мы называем, к примеру, святителя Николая Японского или Нину Грузинскую. Тем не менее, Гурий ничем не хуже просветителей Грузии и Японии. В богослужебных текстах прямо указывается на его миссионерское служение, ради которого он и был прославлен. Он называется «апостолом сопрестольник» [9]; «трудов проповеднических причастник»; «нравов апостольских подражатель» [10]. Достаточно осмысленно преподносится апостольство святителя Гурия в стихире 3-го гласа на литии. Автор данного гимнографического текста узрел тонкую параллель между Гурием и апостолом Петром: «подобниче верховнейшаго Петра: якоже бо тому паству словесных овец Христос вручил есть, сице поставил тя пастыря новопросвещенным людем  Своим…» [11].

Святитель Гурий сравнивается и с ап. Павлом: «…Богу угодив, и терпением твоим темницу отверзл еси; чудно же и преславно и Той о тебе содела, аки другаго Павла с Небеси познав» [12]. Данный текст раскрывает две стороны: во-первых, Гурий, как и Павел был избран и просвещен Богом и как следствие посылается на проповедь язычникам и магометанам; во-вторых, Гурий, как и Павел был посажен в темницу (Деян. 16, 26) и чудесным образом был освобожден. В житийном сказании о святителе Гурии действительно упоминается такой случай. Будучи молодым юношей, Гурия (тогда Григория) несправедливо обвинили в прелюбодеянии с женой хозяина, у которого он работал, и заточили в темницу. Через два года двери темницы по молитвам Григория чудесным образом открылись, он вышел и отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и произошло его пострижение.

Святитель Гурий в терпении уподобляется праведному Иову [13]; в силе, исходящей от мощей уподобляется силе, исходящей от милоти пророка Илии [14]; в чистоте и неправедном посаждении в темницу уподобляется Иосифу Прекрасному[15].

Возвращаясь к теме апостольского служения святителя Гурия, следует указать на один интересный аспект — просвещение казанских татар светом Христовой веры. Иван IV, отправляя в покоренный им новый город святителя Гурия послал с ним архимандритов Варсонофия и Германа и дал «наказную память»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников. Гимнографические тексты придают личности Гурия характер лояльного и доброго пастыря, приводившего ко Христу магометан не огнем и мечом, но личной жизнью: «трубою же духовною глас веры всем провозвещая и сим агарянское злочестие отсекая» [16]. «Учением Божественных словес твоих, аки мрежею рыбы, агаряны привлачал еси во святое Крещение» [17]. И в другом месте: «Тобою же приведошася ко Христу множество неверных и неимущим неоскудное подавание, алчущим кормитель и питатель, и в бедах помощник, и всем к тебе прибегающим богатное приобретение» [18].

К самим же татарам в тексте служб мы можем встретить подчас резкие эпитеты. Авторы стихир и канонов, прославляют свт. Гурия за просвещение «во тьме седящих» [19], «неверных человек» [20], «нечестивых агарян» [21], «бесерменьстих языков» [22]. Само учение мусульманское называется «агарянским суетогласием и тщетным буесловием», а Гурий в свою очередь предстает перед молящимися как «обуздатель» [23]. Некоторые тропари выглядят слишком радикально, в частности в каноне на перенесение мощей агаряне уподобляются «гордому Голиафу духовному, властвующему» [24] своим «злочестивым» и «нечестивым» учением [25]. Встречаются и другие подобные эпитеты: «языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение» [26]; «Органе доброгласный, возгремевый Христово Евангелие исмаильтяном» [27].

Но святитель Гурий столкнулся не только со «злочестивым магометанским учением», территория новообразованной епархии была полна различными языческими течениями чуваш, удмуртов, марийцев и поэтому в гимнографии не случайно первосвятитель Казанский называется попирателем язычества наравне с магометанством: «Лютого змия под нозе попрал еси и идолы серл еси…» [28]. Нельзя забывать, что создание Казанской епархии связано с политическими целями — присоединение этого города к России. К моменту прибытия святителя Гурия обстановка в Казанском крае  была непростой, да и вообще Казань с трудом можно было назвать городом. «Казанская война» продолжалась [29]. Это было движение коренного населения Казанского края: татар, марийцев, удмуртов и чуваш — против присоединения к России. Соответственно Гурию пришлось приложить немало трудов для просвещения инородцев, для которых христианство носило не идеологический, но политический характер, означавший потерю свободы.

В связи с этим, новопросвещенной Казани придаются соответствующие названия: «Древле помраченный змиевою прелестию, ныне же просвещенный христовою благодатию град Казань» [30]; «Святая и великая Церковь славнаго града Казани»; «град святителя Гурия» [31]. Казань – «верный град» [32], «первопрестольный» [33]. Очень поэтичной звучит славник на стиховне в службе на перенесение мощей святителя Гурия. Его мощи были обретены в 1595 году. В этом же или в следующем году указом патриарха Иова святитель Гурий был канонизирован [34]. Мощи его хранились в соборе Спасо-Преображенского монастыря, а в 1630 году были перенесены в кафедральный Благовещенский собор. В упомянутой стихире Благовещенский собор одушевляется, и как бы трепещет, готовясь принять апостола Поволжья под свои своды: «честные его мощи в первопрестольную церковь славно принесошася, и украсися паки престол своим первоседателем, весело ликуя, Церковь прият своего святителя и воззва глаголя: откуду мне сие, да прииде служитель Господа моего ко мне? Се бо, яко коснуся рака твоя прага (порога) моего, взыграша чада моя радощами о тебе, отце своем, аз же тя любезне приемлю в недра моя…» [35].

В богослужении всех трех служб — на преставление, перенесение мощей и на Собор Казанских святых основной акцент ставится на одном историческом факте, а именно — на мироточении его мощей, которое продолжается до сих пор.

В 1595 году велись работы по расширению собора Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Для этого необходимо было перенести останки первого Казанского архиеп. Гурия и бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря и Тверского еп. Варсонофия. 4 октября 1595 захоронения были открыты [46]. Мощи святителей Гурия и Варсонофия были не просто обретены нетленными — они плавали в благоухающем мире [36]. «По тридесяти и двою летех в земли нетленны обретошаяся мощи Гурия святителя, верху мира, якоже губа, носящися», — поется в стихирах на обретение мощей [37]. И в другом месте: «Девственное тело его, сосуд духовнаго мира, того ради почтеся от Бога нетлением чудным» [38]. В тропаре на перенесение говорится что мира в раке было настолько много, что его могли почерпать все приходящие к мощам: «По преставлении твоем много лет сокровенное твое тело от недр земных на удивление явися, и благоуханного мира гроб наполнися приходящим с верою, взимающим миро от раки честных мощей твоих» [39].

Эти события были записаны священномучеником Ермогеном, Патриархом Московским и всея Руси. Будучи Казанским священником, святителя Гурия он знал лично, и как уже говорилось, был рукоположен им в пресвитеры. Это житие является ценным историческим источником. Часть его составляют жизнеописания преподобных Ионы и Нектария Казанских, которые впоследствии были канонизированы как преподобные. Это было также зафиксировано в службе святителю: «Монаха два подвигшася к Богу добре, Иона и Нектарий, един единого родивый, тебе же послужиша в мире верно, и по смерти твоей веру к тебе держаста несумненну и храмину каменну над гробом твоим соградиста: в тойже и сами близ тебе погребошася святии тии, многим нетлением от Бога почтени быша» [40].

Служба святителю Гурию помогает ответить на вопрос: каковы причины нетления мощей? Авторы гимнографических текстов указывают на главную причину — образ жизни святого: «подвигов твоих ради и трудов, преподобне, тело твое нетленно показа Подвигоположник, гробу же и ризам вместо тления крепость дарова» [41].

Помимо прочего, Гурий проявил себя как замечательный администратор, учредитель новых зданий и земель: «архиепископу Гурию пришлось проявить себя настоящим иосифлянином, то есть умелым хозяйственником и администратором, заботящимся об экономическом процветании монастырей и архиерейских домов», — пишет в своем исследовании Е.В. Липаков [42]. В молитвословиях свт. Гурию отмечается как хозяйственная роль — забота об устроении новой епархии, так и созидание им внутреннего своего дома. Последнее особо описывается в службе на Собор Казанских святых, где Гурий предстает как настоящий аскет и именуется наравне со свт. Варсонофием «преподобным» [42]. В другом месте говорится, что Казанский первосвятитель молился за вверенную ему новую паству день и ночь: «неленостно попечение творяше о стаде Христовых словесных овец, наипаче же во всенощных бдениях присно Богови предстоя, моляшеся о обращении в веру агарянских чад» [43].

Таким образом, анализ гимнографии посвященной первому архиерею града Казани и апостолу Поволжья позволяет нам взглянуть иначе на жизнеописание святого. Богослужебные тексты, богатые эпитетами и другими замечательными лексическими инструментами были составлены в разное время, имеют своих творцов, но имеют одно большое сходство — святитель Гурий  предстает в текстах как молитвенник за землю Казанскую. Он, как и прежде, является одним из самых почитаемых святых Поволжья. На территории уже новых епархий — Казанской, Альметьевской, Чистопольской, Марийской, Симбирской, Чебоксарской и др. продолжает возноситься молитва святителю Гурию. Нетерпимость, которую можно заметить текстах служб по отношению к иноверным является сегодня парадоксальным явлением, поскольку ситуация такова, что данные молитвы о приведении ко Христу агарян и язычников читаются на территории где мирно сосуществуют две религии — православие и ислам.

Гимнография в честь святителя Гурия на наш взгляд имеет перспективу. Служба Собору Казанских святых на сегодняшний взгляд требует переработки, тем более что как таковой ее не существует. При составлении молитвословий Казанским святым, в том числе и новопрославленным, видную роль занимала бы личность святителя Гурия. Кроме этого, на 5 декабря выпадает память архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (+1952) [45], которого сегодня готовят к канонизации. Если владыка Сергий будет прославлен в лике святых, то составление новой службы на 5 декабря потребует двойственного числа.

Источники:

  1. Минея Июнь, 20-й день, стихира на «Слава» на «Господи воззвах».

  2. Минея Июнь, 20-й день, стихира на «Господи воззвах», гл. 2.

  3. Минея Июнь, 20-й день, кондак, гл. 6.

  4. Минея Июнь, 20-й день, седален по 3-й песни, гл. 5-й.

  5. Минея Июнь, 20-й день, стихира на «Господи воззвах», гл. 2.

  6. Минея Июнь, 20-й день, седален по 3-й песни, гл. 5-й.

  7. Минея Декабрь, 5-й день, канон 2-й троп. 1-я песнь.

  8. Минея Декабрь, 5-й день, канон 2-й троп. 4-я песнь.

  9. Минея Июнь, 20-й день, кондак, гл. 6.

  10. Минея Июнь, 20-й день, стихира на «Господи воззвах», гл. 2.

  11. Минея Декабрь, 5-й день.

  12. Минея Июнь, 20-й день, седален по 3-й песни, гл. 5.

  13. Минея Декабрь, 5-й день, канон, песнь 4-я.

  14. Минея Июнь, 20-й день, канон, песнь 9.

  15. Минея Июнь, 20-й день, канон, песнь 7; стихира на стиховне, гл. 2.

  16. Минея Июнь, 20-й день, икос.

  17. Минея Июнь, 20-й день, седален по 2-м стихословии, гл. 8.

  18. Минея Октябрь, 4-й день, стихира на хвалитех, гл.2.

  19. Минея Июнь, 20-й день, «Слава» на литии, гл.8.

  20. Минея Июнь, 20-й день, седален по 2-м стихословии, гл.8.

  21. Минея Июнь, 20-й день, седален по полиелеи, гл. 1.

  22. Минея Июнь, 20-й день, тропарь, гл.3.

  23. Минея Июнь, 20-й день, канон, песнь 5-я.

  24. Минея Июнь, 20-й день, канон, песнь 1-я.

  25. Минея Декабрь, 5-й день, икос.

  26. Минея Декабрь, 5-й день, стихира на литии, гл. 5

  27. Минея Декабрь, 5-й день, «Слава» на литии, гл. 2-й.

  28. Минея Июнь, 20-й день, канон, песнь 3-я.

  29. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. Казань, 2007, с. 18.

  30. Минея Декабрь, 5-й день, канон, песнь 5-я.

  31. Минея Июнь, 20-й день, «Слава» на «Господи воззвах», гл.6.

  32. Минея Июнь, 20-й день, «Слава» на «Господи воззвах», гл.6.

  33. Минея Июнь, 20-й день, «Слава» на стиховне, гл.6.

  34. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. Казань, 2007, с. 23.

  35. Минея Июнь, 20-й день, «Слава» на стиховне, гл.6.

  36. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. Казань, 2007, с. 54.

  37. Минея Июнь, 20-й день, Стихиры на хвалитех, гл.8.

  38. Минея Июнь, 20-й день, стихиры на стиховне на малой вечерни, гл.2.

  39. Минея Июнь, 20-й день, тропарь, гл.3.

  40. Минея Октябрь, 4-й день, стихира на «Господи воззвах», гл.5.

  41. Минея Декабрь, 5-й день, канон, песнь 7-я.

  42. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. Казань, 2007, с. 20.

  43. Минея Октябрь, 4-й день, славник на хвалитех, гл. 8-й.

  44. Минея Июнь, 20-й день, канон, песнь 7-я.

  45. Архиепископ Сергий (Королев). [Электрон. ресурс]. — URL: http://lib.pravmir.ru/library/author/130. (09.04.2013)

  46. Липаков Е.В. Гурий. // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2009.- Т. 13. — С. 464-469.

  47. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Гурий Казанский. [Электрон. ресурс]. — URL: http://www.sedmitza.ru/text/894981.html. (09.04.2013).

Вернуться к списку

Последние добавления