— Вы, отче, видели вчера по телику сюжет о храме с электронным звонарём? — интересуется отец Арсений.
— Да, видел, — отвечаю, — ещё лет пять назад сие было бы невозможно представить. А теперь — даже в селе...
— И какой роскошный храм! — восторгается отец Арсений. — Даже бассейн с голубой подсветкой! Акустика чудесная! Одна матушка поёт, а слышно на всё село!..
— Слышно-то слышно, — соглашаюсь я, — но вот корреспондент спрашивает мимоидущего гражданина, а тот прямо возвещает, что никто в храм не ходит: «А что там делать?»
— Да, никто... Даже звонить некому... А храм огромный, и батюшке высоко и долго подыматься до колоколов... Хорошо, если техника и дальше поможет…
— Да в чём же ещё? — недоумеваю. — Чтобы затаскивать население в Царство Небесное?
— А вот — наполнить храм виртуальными прихожанами: снять с каждого голограмму, и когда служба начнётся, пусть прихожанин сообщит о сем компьютеру в храме, и особая программа даст объёмное изображение в воздухе, и голограммы, как реальные люди, станут креститься, кланяться...
— Знаете, отец Арсений, в советском детстве видел я фильм о том, как зарубежная разведка мешала нашим учёным при разведке полезных ископаемых в горах и представляла сии помехи вмешательством призраков, которые, дескать, охраняют те горы. Ну, наши чекисты всё это разоблачили, потому картины названа «Призраки покидают вершины». А теперь призраки вместо гор облюбуют себе наши храмы!.. Чудеса!
— Да ведь сами же признаёте, что ещё несколько лет назад электронный звонарь был бы чудом. А ведь наука не стоит на месте, и прогресс налицо! Ещё года два назад можно было создавать голограммы в храме только в том случае, если бы батюшка хорошенько подымил кадилом. А скоро станут создавать голограммы даже в чистом воздухе! Помните, как сие показывают в «Черепашках-ниндзя»?
— Помню... А как подавать отчётность о посещении храма?
— Ну, уж такое чудо ещё в советские времена освоили... Статистика... У меня уже есть несколько знакомых бабушек, которые навострились через интернет наблюдать по видеокамерам то, что происходит в Почаевской или Киево-Печерской Лавре...
— Да... уж... Когда пришёл в Церковь, одна наша прихожанка сказывала: «Я на обедню рано выхожу, когда ещё и автобуса нет. Пока бреду, и утренние молитвы, и помянник весь вычитаю...
— Ну, когда-то у людей вообще вся жизнь была устроена вокруг храма. А сейчас — вокруг удовольствий.
— Слушайте, отец Арсений, а как же быть, если архиерей приедет? — опомнился я.
— А на что же всякие социальные службы? А волонтёры? Молодёжные клубы с балами и посиделками? Паломнические службы? Не говоря о штатных психологах-консультантах, и о воскресных школах, и живых уголках?
— Ещё библиотекари, охранники, водители, слесари, повара, — напоминаю я.
— И не забудьте электронных звонарей! — беспокоится отец Арсений.
Мы задумываемся. Отец Арсений воздымает перст:
— Яко сказано в одном советском фильме: «Если бы не статистика, мы бы даже не знали, как мы хорошо работаем». Вот когда ещё всё сие началось!
— Да: «Колхоз организован, просим прислать колхозников...»
— Да, но ныне мы покончили с технической отсталостью. Кстати, Вы приобрели «Windows 10»?
— Да нет, всё тот же «XP» в сборке «ZverDVD». Ведь даже Военно-морские силы США используют «XP» — он удобнее.
— А ведь лет десять назад Вы боялись приблизиться до компьютера!
— Да, отец Арсений, скоро мы все уйдём в виртуальный мир.
— Да, и хорошо бы в тот, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная...»
Содержание жизни
Когда бытие человека не наполнено Богом, оно не наполнено и жизнью — оно сродни безысходной мертвящей пустоте.
Всё суть пустота, вакуум, если не наполнено Богом.
Все люди живы настолько, насколько в них живёт Бог. Ибо только Бог — жизнь.
Потому считать всех людей одинаково живыми — иллюзия. Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них, меры жизни, которую они несут в себе.
Со страхом говорю тебе — есть неживые люди. Их будто нет. И они отличаются от живых так же, как отличаются предметы во сне от предметов наяву. Хотя неискушённым они кажутся такими же живыми!
«Они же существуют! Разве их нет?» — спросишь ты. Да, но и когда угасает костёр, дым ещё долго витает над пепелищем.
Святитель Николай Велимирович