В толчее Иерусалима, где на узких улочках сосуществуют иудаизм, христианство, ислам и огромное множество вариаций этих религий, есть кое-что еще.
Тебя хватают за рукава мальчишки-арабы: «Русский — хорошо!». Хасиды могут и оплевать. А туристы прижимают в очередях к святыням и достопримечательностям.
Здесь главное — пробежать мимо всех «намагниченных» ярких восточных лавок, мимо всего того, что хочется сфотографировать — успеть за гидом. В ушах — крики, визг, шум восточного базара, реплики гида. В глазах — мелькание бесконечных поворотов узких восточных улочек.
Если среди всего этого не отстал от группы, то неожиданно попадаешь в безвоздушное пространство. Ни звуков, ни людей. Это мы попали в монастырь чудотворца Спиридона Тримифунтского в Иерусалиме. Кстати, без гида — не найти. Это маленькая дверь во внешней стене, каких тысячи.
Тем, кто бывал в старых русских монастырях-крепостях — будет чему удивиться. Иерусалимский монастырь святителя — это очень маленький жилой двор. Служит здесь всего один монах. Второй этаж — уже чужая собственность. Это свойственно Иерусалиму — вечный спор за квадратные метры.
В монастыре есть тапочек святого. Звучит забавно, стоит расшифровать. Дело в том, что мощи святого хранятся в городе Керкира на острове Корфу. Мощи паломникам показывают не всегда. Причина — святой иногда «пропадает». Говорят, что Спиридон Тримифунтский как и при жизни ходит к людям, молящимся и нуждающимся. Ходит много — тапочки стираются. Поэтому их иногда обновляют, а части или целиком раздают по монастырям и храмам мира. Тапочка есть и в Иерусалимском монастыре.
Но самая главная святыня этого незаметного монастыря — нерукотворная икона. Одному из настоятелей однажды ночью явился чудотворец — вошел в окно. Утром на стекле обнаружили запечатленный лик святого. Стекло с ликом сейчас стоит в храме, можно приложиться.
А потом — всё. Монаху нужно спешить на Литургию в храм Гроба Господня, который тут же, в пяти минутах. Мы опять в круговороте Вечного города. Но что-то уже изменилось.