К сожалению, в настоящее время мы очень часто слышим о человеческой смерти, а порой — о трагической и несправедливой. Тяжкие грехи — воровство, убийства — совершают далеко не все, а стихийные бедствия или катастрофы постигают добрых и невинных людей. Многие задаются вопросом: «Почему страдают невинные? Почему Бог несправедлив к страданиям человеческим?» В этих вопросах проявляется одно из самых сильных духовных устремлений человека — к правде и справедливости. Чувство правды, заложенное в нас Творцом, требует, чтобы добрый человек был счастлив, а злодей — наказан. Но зачастую в мире бывает все наоборот. Откуда такое противоречие? Но противоречия здесь нет и претензии напрасно предъявляются Богу. Разве все люди в мире веруют в Бога? Понятно, что нет. Тогда почему мы спрашиваем с Господа за собственные грехи? Божественные законы не исполняются нами, а виноват в этом Бог?
«Ищите прежде правды Божией», — говорит Господь, призывая нас видеть за бедами мира правду вечной жизни, которая обещана Христом всякому верующему в Него и поступающему по Его заповедям. Без веры в жизнь вечную многое из происходящего в мире будет казаться несправедливым. Но если помнить, что душа человека бессмертна и продолжает жить после телесной кончины, многое становится понятным. Душа нечестивца оказывается окружена демонами, волю которых человек творил в своей земной жизни. Лишения земной жизни не могут сравниться с сознанием безысходности и непоправимости своего положения после смерти. И наоборот, душа праведного ожидает совсем иная участь. Такая душа попадает в окружение светлых ангелов и оказывается утешена Богом в жизни загробной несравненно большими благами, чем наслаждения временной жизни.
Есть еще один вопрос, который волнует человеческое общество: почему Господь не уничтожил смерти на земле?
На этот вопрос нам отве6чает духовный писатель, проповедник, педагог святитель Димитрий Ростовский, прославившийся как составитель сборников житий святых «Четьи-Минеи». Также известны две пьесы, которые написал епископ. До наших дней дошли наставления, письма и проповеди святителя. В одной из таких проповедей святитель отвечает на вопрос: «Если Христос Своею смертию попрал смерть, то отчего же люди и теперь умирают?»
Есть три вида смерти: телесная, душевная и вечная смерть, преисподняя. Телесная смерть — это разлучение души от тела. Душевная смерть — это разлучение благодати Божией от души из-за грехов человека. Вечная смерть — разлучение человека от лика избранников Божиих и изглаждение из книги живых.
Святитель пишет, что Господь уничтожил только душевную и вечную смерть. А смерть телесную Он оставил на этом свете. Для чего?
Телесная смерть должна напоминать нам о грехе и отвращать от него. Смерти не было пока человек не согрешил. Поэтому смерть — это порождение греха. Глядя на то, как отвратительна смерть, мы должны помнить и том, как отвратителен грех. Если бы не было смерти, то человек перестал бы трудиться над собой. «Не видишь ты, человече, мерзости греха: посмотри же на смерть, взгляни на смердящий труп отвращались от греха и гнушались им» — пишет святитель.
Также Христос оставил смерть телесную, чтобы люди не прилеплялись сердцем к земным удовольствиям.
Христос оставил смерть телесную для исправления наших злых нравов. Человека трудно отрезвить. Похоть и жажда земного человека притягивают больше, чем заповеди Бога. Единственное, что может отрезвить человека и остановить его — это смерть или напоминание о ней. «Так, православные, Всемилостивый Господь устрашает своевольных грешников смертию, подобно судии, который приказывает поставить виселицу, чтобы злодеи, по крайней мере в виду ее, перестали злодействовать» — поясняет святитель Димитрий Ростовский.
Спаситель оставил смерть, чтобы смирять человеческую гордыню. Если бы не смерть, на что не дерзнули бы гордые люди? «Александр Македонский, победитель многих народов и царств, дошел до такой гордости и безумия, что называл себя богом, и если бы этот мнимый бог вечно жил, какого бы зла он не натворил?» — вот такой пример.
Смерть — это и утешение бедным, несчастным, больным, которые желают найти в смерти упокоение. Но особенно вожделенна смерть для избранников Божиих, которые, презирая эту жизнь, полную бедствий, всю надежду возлагают на жизнь Небесную. «Наше бо житие на небесех есть» (Флп. 3, 20).