Бог не спасает нас помимо нашей воли

  Количество просмотров

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии 1 января 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в Москве.

Господь отходит от человека и перестает поддерживать его Своей энергией, когда сам человек заявляет, что он в этом не нуждается, когда вера ослабевает, когда на место веры поставляется нечто, происходящее от человеческого ума, будоражащее сознание, толкающее к самовозвышению, к исключению из жизни Божественного начала. Бог не спасает нас помимо нашей воли, и если мы сами не желаем спасения, то и спасения нет. А поскольку спасение начинается здесь, на земле, то уже эта земная жизнь становится мучительной; и сколько же страданий, сколько смерти, сколько крови, сколько несправедливости оказалось в жизни нашего народа в минувшее столетие!

Христос открыл возможность войти в Царство Божественной славы

Именно Христос открыл эту возможность войти в Царство Божественной славы. А все те, кто жил до Него, — даже те, кто был гигантом духа, образцом святости, кто утверждал великие нравственные ценности, заложенные еще в Ветхом Завете, кто страдал ради них, кто скитался по горам, пещерам и пропастям земным, как сказано сегодня в апостольском чтении, кто пострадал даже до смерти, кого пытали, кого изгоняли, кого побивали камнями за свидетельство Божественной правды, — они не получили обетования ни при жизни, ни после смерти, потому что врата Царства были закрыты. Но вместе со Христом Воскресшим они вышли из места скорби, где находились их души, и Он их ввел в Божественное Царство Его славы.

Признание в жизни вечной

Если мы исключим из нашего сознания перспективу вечной жизни, если мы признаем за реальность страшный миф о том, что вечной жизни не существует, то вся история превращается в бессмысленность, у которой нет предназначения, потому что не может быть предназначением истории более счастливая жизнь следующего поколения. Такого не бывает, потому что в каждом поколении — свои герои, свои мученики, свои пророки, свои великие люди, и очень часто большинство из них неведомы нам, но ведомы Богу.

И как те ветхозаветные праотцы и отцы, свидетельствованные верой, не получили обещанного, так и ныне живущие или нам предшествовавшие люди часто не получают признания в следующих поколениях, но все они получают призвание и признание в жизни вечной. И если бы не было вечной жизни, то не было бы никогда полной и абсолютной справедливости, потому что по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию люди не могут выносить праведный суд об истории. Только Бог выносит этот праведный суд, и в Его Царство вступают герои духа, святые подвижники, — и те, о ком знали и, быть может, забыли, и те, о ком никто не знал и не помнил. В вечности осуществляется высшая Божественная справедливость. И когда мы пытаемся оценивать прошлое, выносить свой суд, в том числе о событиях столетней давности, мы должны помнить, что всякое человеческое суждение условно. Оно ограничено возможностями человеческого разума, человеческой памяти, оно ограничено теми данными, которыми люди располагают. Но есть Божий суд, как сказал великий поэт. Этот Божий суд являет абсолютную справедливость, и в этом суде является слава тех людей, которые жизнью своею утвердили веру, утвердили великие нравственные принципы.

 

Вернуться к списку

Последние добавления