Как произошло Рождество? Почему на Рождество ставят елки? Как соблюдать пост перед причастием в период Святок? Для читателей нашего скайта мы подготовили ответы на ряд актуальных вопросов, касающихся праздника Рождества Христова.
Также имеется возможность задать все интересующие вопросы касательно Рождества в соответсвующей рубрике нашего сайта «Вопрос священнослужителю».
Все святые отцы говорят, что есть такие тайны, которые нельзя объяснить буквально, нельзя понять разумом так же, как мы понимаем, например, что при сложении двух единиц с двумя другими единицами получается четыре единицы. Есть то, к чему можно прикоснуться верою. Вот мы и прикасаемся верой к тому, что Бог — превышающий мир, непознаваемый по своей сущности, не объемлемый ничем, а Сам Собою содержащий все творение, — что Он является в мир как маленький Младенец. Появляется почти как обычный человек, только без греха и боли, которая является последствием грехопадения. Мы не знаем, как произошло это чудо, но знаем только, что, не будь этого чуда, не было бы и другого, главного чуда — мы не могли бы соединиться через Крещение с Богом, была бы пропасть между божественной природой и природой человека, а теперь и мы соединяемся с Богом в Таинстве и оказываемся не чуждыми Самому Богу.
Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору — единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.
Как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы — равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка — образ этой радости.
Для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы.
подготовка к Таинству Причащения в день Рождества ничем не отличается от подготовки в любой другой день (может только за исключением Светлой седмицы). Исповедь на ночную службу бывает в храме или во время Всенощного бдения накануне дня Рождества, или непосредственно перед Рождественским ночным богослужением. Здесь все зависит от традиции храма, в котором будете на службе. Вопрос об евхаристическом посте (полном и абсолютном отказе от пищи и пития) для ночной службы не решен однозначно, но в вашем случае можно руководствоваться решением Священного Синода Русской Православной церкви от 28 ноября 1968 года*, который установил минимальную продолжительность евхаристического поста. Поститься нужно не менее шести часов.
Церковно-народное представление о том, что смерть на церковный праздник есть милость Божия, исходит из предположения, что человек, скончавшийся на праздник, скажем, Пасхи или Рождества Христова, до того говел на протяжении поста, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин — в общем, душу свою приготовил для Вечности более, чем в какую-либо другую пору своей жизни, приобщился здесь на земле радости праздничного богослужения. В этом смысле мнение это, конечно, основательно, хотя и не абсолютно. Придавать же ему магически-суеверное значение, думая, что всякий человек, в том числе и тот, кто в Бога-то не верил, в церковь не ходил и к таинствам ее не прибегал, но скончался в день того или иного церковного праздника, находится в иных условиях по отношению к возможности спасения, чем человек, умерший неделей раньше или неделей позже, было бы неосновательно.
Церковное поминовение, будь то служение панихид в храме, будь то заупокойная трапеза, конечно, в день Рождества Христова совершать не полагается. Благоразумно будет перенести поминовение на один из ближайших дней после праздника Рождества.