Слово настоятеля Новоиерусалимского архиерейского подворья города Казани иеромонаха Романа (Модина) в праздник Рождества Христова
В эту святую ночь Христос Своим Святым Рождением отверзает дверь, ведущую с неба на землю, с тем чтобы с этого дня каждый человек, расслышав призыв Господень, мог войти в эту дверь и разделить с Христом тайну Его приобщения естеству человеческому.
Христос родился в мир, и преодолена пропасть отчуждения между Богом и человеком!
Христос родился, и радуются небеса, с надеждой взирая на грядущую славу сынов человеческих, которые отныне через свое христоподобие населят горние обители!
Христос родился в мир, и воспевают песнь ангелы, встречая людей, которые через свое христославие стяжут ангельскую красоту!
Христос родился, и Матерь Божия радуется, принимая в Свое усыновление будущих девственников, монахов, постников и праведников!
Христос родился в мир, и ликует вся тварь, взирая на ветхого Адама, который скоро освободится от адовых мук и приветствуя Адама Нового!
Христос родился, и вселенная замерла в ожидании рождения в мир Христовой Церкви, Которая встанет посреди мира, достигая Своей вершиной Царствия Божия и освящая все вокруг Себя!
Христос родился, и весть новой жизни скоро войдет в естество каждого человека в Таинстве Крещения, и через приобщение Пречистой Крови Христовой соделает все миры и царства частью Тела Сына Божия, через кровеносные сосуды евхаристической любви пронизывая его бессмертием.
Свет Боговоплощения пронизывает в Рождество всю вселенную с такой силой, что в эти дни притупляется и разящее жало смерти и греха, и целых десять дней, которые Церковь назвала святыми, мир живет, покрываемый этим новым Светом, соделывая каждую вещь символом восхождения от земного к горнему.
Поэтому мы в эти десять святочных дней призваны обойти всех тех дорогих нам людей, родных и близких, коллег и тех, кто нуждается в нашей помощи и внимании, чтобы поделиться с ними вестью о тайне Богоплощения.
Христианское предание, с благоговением созерцания тайну новой жизни, потратило целых четыре с половиной столетия, чтобы приблизиться к пониманию догмата Боговоплощения. И на IV Вселенском Соборе в Халкидоне святые отцы постарались выразить глубину этой тайны словами «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Эта формула, с помощью которой христианское мышление апофатически благовествует о Христе, вполне выражает и все богоподобие человеческого ума и также его немощь и недостаточность.
И мы, сознавая эту свою немощь, будем стараться в эти святочные дни Рождества как можно больше думать и размышлять о Христе, постараемся найти подобающие слова, чтобы поделиться с другими рождественской радостью, попробуем через призму нашего богоподобия по-новому действовать, мыслить, созерцать и нести с радостью окружающему миру свое христианство.
Будем уповать, что наша человеческая немощь вполне удостоится радости присутствия Господа нашего. Будем учиться не уповать на себя и свои возможности, но призывать присутствие Христа во все наши труды, видя очевидность красоты и величия Рождества, чтобы и мы украсились отблеском Его красоты и укрепились Его крепостию.
Более, чем в другие дни, Господь призывает нас в эти дни Своего Рождества явить миру наше христианское достоинство, чтобы в каждом нашем действии и слове сияла сила Христова Боговоплощения. «С нами Бог!» — с этим словами мы попробуем встречать в эти дни всякого человека, и чтобы это свидетельство новой жизни не оскудевало в нас, попробуем в Святки приобщаться чаще Святых Христовых Таин, и каждый день совершать свой небольшой христианский подвиг.
Будем надеяться, что в дни Рождества в наших душах зажжется Свет Христов, и сквозь нашу человечность всегда отныне будет проступать образ Божий, чтобы мы никогда не оставались бы наедине с собой. И Христово присутствие станет для нас тогда и пищей для ума, и воздухом для души, и сделает нас подлинными наследниками христианской веры. Аминь