«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 15,16)
В то время, когда обычай требует приносить друг другу поздравления с Новым годом и желания счастья, что приличествует сказать с этого священного места служителю вечного Слова? — Ему предстоит, вместе с Апостолом, возвестить истину, может быть, неприятную, но ясную, как день, и спасительную: «Дние лукави суть, блюдите убо, како опасно ходите… искупующе время» (Еф. 5, 15,16).
Непрочны дни нашей жизни; быстро ея течение. Год за годом проходит, как день за днем, как час за часом. Лишь в будущем представляется нам продолжительным время; но когда обратишься назад, чувствуешь, как быстро оно улетает, и с ним увядает все, что восхищало нас в жизни. Бывает часто так, что тот, кто незадолго удивлял телесною силою, крепостию здоровья, — или в могиле, или на смертном одре. Кто восхищал красотою, покрыт морщинами. Кто изумлял деятельностью, едва даст о себе знать чем-либо. О ком недавно гремела слава, того уж нет, и память о нем прешла. Кто удержит льющийся поток времени? Кто воспротивится его сокрушительному действию? Вот, что предстоит нам напомнить вам в день Нового года! Наступающий год более приближает нас к смерти, и, кто знает, может быть, это будет последний год нашей жизни?
Итак, что прошел старый год, и наступил новый, есть ли тут чему радоваться, с чем приветствовать друг друга? Есть, конечно: мы можем благодарить всеблагий Промысл за прошедшия милости, излитыя Им на нас. Видя обыкновенный возврат солнца к лету, встречая новый год, продляющий бытие мира и приносящий прежние дары Божественной милости, мы должны радоваться этому, как доказательству неизменной к нам Благодати Божией; мы можем приветствовать с этим друг друга… Но при этом приходит на ум: для нас ли готовятся эти новые дары благости Божией? Будем ли мы ими пользоваться? Доживем ли до встречи еще нового года? Увы, не найдется среди нас ни одного, кто с уверенностью мог бы на эти вопросы отвечать о себе утвердительно; и всего важнее то, что мы не знаем, для кого именно сей год будет последним в его жизни. Отсюда, что следует? Следует извлечь одно нужное правило для всех, — и для тех, которым действительно наступающий год будет последним, и для тех, которым Господь определил долгую жизнь: правило пользоваться данным нам временем неопустительно и благоразумно.
Необходимость этого правила все мы более или менее чувствуем. Но как нужно пользоваться временем, это не все понимают правильно; и поэтому нам нужно сказать об этом несколько слов.
Если бы с последним годом оканчивалась жизнь человека совершенно, то человек, со всеми его замыслами, предприятиями и радостями, был бы не более, как игрушка случая; — и жить значило бы действовать без размышления, без оглядки, по одним животным побуждениям; если благоприятствует счастье, пей чашу удовольствий безумною мерою; если же не благоприятствует, — лучше разом пресечь нить своего существования. Какое безрадостное и печальное состояние! И что обуздало бы тогда наши страсти, и удержало бы их в должных границах? К чему я буду щадить врага, когда он стоит на пути к моему счастью? К чему уважать мне права другого, когда они стесняют меня в стремлении моем к счастью? Так разсуждал бы всякий, — и мир человеческий представил бы тогда всеобщий безпорядок и хаос смертный.
Но всеобщее предание, природа, откровение Божие удостоверяют нас, что настанет для человека жизнь другая, безконечная, в отношении к которой настоящая служит только приготовлением…
Теперь понятно, как нужно пользоваться временем настоящей жизни. Пользоваться им значит: всегда готовиться к будущему, ибо не здесь настоящее место нашего жительства; «наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3, 20). А в чем состоит приготовление к будущему, то поясняет апостол Павел в следующих словах: «еже бо аще сеет человек, тоже и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал. 6, 7,8). В этих словах следующий смысл:
Если бы мы постоянно помнили конец свой, то никогда бы не поддались владычеству плоти.
Вот к каким размышлениям приводит нас настоящий праздник новолетия, напоминающий нам, что ещё на год сократилось время нашей жизни. Но, помышляя о будущем веке, не забудем совершенно и настоящего. Возблагодарим Господа за прошедший год, в который каждому из нас довелось испытать на себе различныя милости Божии. Будем молить Бога, чтобы и настоящий год был вестником всякого благополучия: чтобы мир не был ничем нарушен; чтобы земля принесла изобилие плодов; чтобы в воздухе было благорастворение; и чтобы держава Благочестивейшаго Государя нашего, во всех пределах Его обширнейшаго царства, облеклась правдою, мудростию, и благостию: да, под сенью ея, «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2). Аминь.