Зачем на Крещение окунаться в ледяную прорубь и действительно ли освященная вода способна излечивать от любых недугов? Митрополит Иларион (Алфеев) готов развеять мифы и объяснить, в чем истинный смысл Крещения Господня. Владыка Иларион расскажет о том, как в Эфиопии на Крещение обходятся без ледяной проруби, и зачем в Болгарии в этот день водят хороводы в реке Тунджа…
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли грядешь ко мне? Отвечая же Иисус сказал: оставь ныне, ибо так подобает нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Евангелие от Матфея
Митрополит Иларион (Алфеев): Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в этот день впервые в истории человечеству были явлены три лица Святой Троицы: Сын Божий Своею плотью погрузился в воды Иордана, Дух Святой в виде голубя сошел на Господа Иисуса, и был слышен голос Бога-Отца. Свидетелями этого события стали тысячи людей, которым Иоанн Предтеча говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Это Крещение Святым Духом продолжается в течение всей истории Церкви, потому что Святым Духом крещаются все, уверовавшие во Христа.
Богословский смысл праздника раскрывает икона «Крещение Господне». В центре, погруженный в воды, стоит Спаситель. Иоанн Предтеча изображен на левом скалистом берегу Иордана. Пророк возлагает ладонь правой руки на главу Христа. На противоположном берегу преклоненные перед Господом Ангелы готовы поднести Ему одежды. Особая роль иконописцем отведена четвертому Ангелу. В то время, как все присутствующие сосредоточены на Таинстве Крещения, его взгляд устремлен на голубя — Святого Духа, нисходящего с Небес на Спасителя. Ангел созерцает Богоявление. Фигура Самого Спасителя заключена в ущелье, символизирующее могилу. Сын Божий спускается в ад, чтобы спасти всё человечество, начиная от Адама. В нижней части изображены две фигуры: одна символизирует Иордан, другая — море. Это указание на пророчество Давида о Крещении Господнем из 113 псалма: «Море увидело и побежало; Иордан возвратился вспять».
Каждый год 18 января по новому стилю в навечерие Крещения Патриарх Иерусалимский совершает водосвятный молебен. По окончании богослужения в Иордан погружают крест, и верующие окунаются в священные воды. В этот момент каждый год неизменно в течение короткого времени можно наблюдать поразительное физическое явление — река на глазах начинает течь вспять.
Река Иордан персонифицируется не только на иконах, но и в литургических текстах. Автор одного из них вступает в разговор с Иорданом: «Иордан-река, что ты удивился, узрев Невидимого нагим?». Иордан отвечает: «Я увидел и затрепетал, да и как мне Его не убояться и не скрыться? Ангелы устрашились, видя Его, небо ужаснулось, земля затрепетала, море смутилось, и всё видимое и невидимое». Христос явился на Иордане, чтобы освятить воду.
За два тысячелетия река Иордан существенно изменила свое русло и отступила от того места, где произошло Богоявление. По Евангелию от Иоанна Господь принял Крещение в Вифаваре. На этой упомянутой в Писании территории в конце XX века после заключения мирного договора между Израилем и Иорданией иорданские археологи обнаружили основание сразу нескольких византийских храмов V-VI века. Сверяя данные раскопок с топографическим описанием, которое составил в XII веке русский паломник игумен Даниил, ученые смогли определить, где именно произошло Крещение Спасителя. После этих открытий неподалеку от столь значимого для христиан места был возведен православный храм Иерусалимской Церкви, а чуть позже построен и паломнический центр Русской Православной Церкви. В 2011 году его освящение совершил Патриарх Иерусалимский Феофил совместно с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Странноприимный дом по традиции включает в себя гостиницу для паломников, небольшой храм, трапезную. Наши соотечественники всегда стремились побывать там, где Иисус Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи. Накануне праздников в паломнический центр из России приезжает много верующих, но и в остальное время странноприимный дом на реке Иордан не пустует.
Митрополит Иларион (Алфеев): Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий, как сказано в Книге Бытия, носился над водою, наполняя ее своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода стала источником смерти, и в водах Потопа погибло всё ветхое человечество. Библейский потоп — это символ гибели человека грешного и рождение человека нового.
Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в них ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, ибо был абсолютно непричастен к греху, но для того, чтобы освятить Иорданские воды Своим присутствием, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством.
В богослужебных текстах Крещение Господа рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения людей. Богу надлежало не только принять на себя человеческую плоть, но и сойти в воды Иордана, чтобы принести к свету сидящих во тьме.
Об Иоанне Крестителе Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал больший». Предтеча был первым из апостолов и последним из пророков, избранных Господом вслед за Исаией и Иеремией, Даниилом и Иезекиилем, теми, кто в Ветхозаветные времена был призван проповедовать Закон Божий. Иоанн оказался Предтечей и монахом. Он жил в пустыне за Иорданом, проводя свои дни в молитвенном уединении. Место для отшельничества было выбрано не случайно. Именно в этом месте израильский народ перешел Иордан на пути в землю обетованную после сорока лет странствий по пустыне. Это один из прообразов Таинства Крещения, через который открывается путь в Царство Небесное.
Отсюда был взят на Небо пророк Илия. Сохранилась до наших дней его пещера, в которой жил Иоанн Креститель, пришедший в духе и силе Илии. Здесь же по молитвам пророка Елисея, омывшись семь раз в Иордане, получил исцеление от проказы сирийский военачальник Нееман.
Митрополит Иларион (Алфеев): «На протяжении веков Бог говорил с народом Израильским через пророков, которых Он посылал ему, но в последние дни», — говорит апостол Павел, — «Он благоволил говорить с нами через Своего Единородного Сына Боговоплотившегося». Сын Божий во всём подобен нам по Своему человеческому естеству, а по Своему Божественному естеству Он во всём подобен Богу-Отцу. Недостаточно было для спасения людей посылать им пророков и учителей, потому что спасение заключается не только в том, чтобы чему-то научиться и что-то исполнить. Спасение заключается в том, что Святые Отцы называли словом «обожение», говоря, что Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы сыны человеческие стали Сынами Божиими. А это обожение стало возможным для человека только после того, как Бог воплотился и принял на себя человеческую плоть.
В память о Крещении Господа Иисуса Христа Церковь установила совершать чин Великого освящения воды. Делается это для того, чтобы верующие получили в свои дома великую святыню — освященную богоявленскую воду. Эта вода не портится в течение всего года. Ее пьют и добавляют в пищу, святой водой окропляют жилища, себя и близких во укрепление телесной силы. Эта вода становится проводником Божественной благодати. Как сказано в чине водоосвящения «скачущая», то есть быстро бегущая в жизнь вечную.
Водосвятный молебен в Новоиерусалимском монастыре на Крещение проходит на берегу реки Истра, которую здесь называют не иначе как Иорданом. Полностью река не замерзает даже зимой. Сами же эти места известны как Подмосковная Палестина. Природный ландшафт и каждая архитектурная постройка на территории обители напоминают о Святой земле и событиях земной жизни Иисуса Христа. Есть здесь и горы Елеон, Фавор, Сион и свой Гефсиманский сад. Побывать на Святой земле — мечта православного человека, но даже в наши дни добраться туда удается далеко не всем, поэтому почти 4 века назад Патриарх Никон предложил смелое решение — он основал Новый Иерусалим неподалеку от Москвы. На Крещение сюда едут тысячи людей окунуться в живительные воды русского Иордана. Купание в проруби — старая народная традиция, но она вовсе не является непременным атрибутом церковного празднования Богоявления. К тому же, погружаться в ледяную воду стоит лишь тем, кто отличается крепким здоровьем. Главное содержание праздника раскрывается нам через участие в Божественной литургии и через причащение Святых Христовых Тайн, которые соединяют христиан с Богом не только духовно, но и телесно.
Митрополит Иларион (Алфеев): В Евангелии описываются случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил Ангел Божий, возмущал воду, и тот, кто первый сходил в воду после возмущения воды, становился здоровым. Сам Господь Иисус Христос использовал воду для исцеления. Когда Он увидел слепого, Он сказал ему: «Пойди умойся в купальне Силоам». Тот пошел, умылся и прозрел. Господь возвращает воде ее живоносную силу, наполняя ее присутствием Святого Духа, и она получает силу исцелять людей.
На Западе и на Востоке сложились свои крещальные обычаи. В православной Греции после Божественной литургии, как и в нашей стране, совершается чин освящения воды. Только здесь принято не просто окунать, а бросать крест в водоем. Сразу после этого верующие устремляются за ним в воду. Победитель, доставший крест, получает благословение.
Такая традиция существует и в Болгарии. Река Тунджа на Крещение становится местом проведения самого красочного и шумного обряда. После водоосвящения священник бросает деревянный крест в реку. Как только раздаются первые удары колокола, на поиски распятия отправляются десятки мужчин. Когда кто-нибудь из мужчин находит крест, он передает его самому младшему из присутствующих, а тот возвращает распятие священнику.
В Эфиопии Богоявление является воспоминанием и о Рождестве Спасителя, и о Его Крещении в Иордане. Эта традиция была в древности распространена во всём христианском мире, пока в III веке на Западе, а в IV веке на Востоке два праздника, прославляющих Спасителя, не начали отмечать отдельно. Эфиопское торжество носит название Тимкат. Отмечают праздник трое суток. Красочное шествие следует к водоему, затем около двух часов ночи начинается торжественная служба. Священники и наиболее усердные прихожане читают молитвы всю ночь. В Аддис-Абебе Патриарх окунает позолоченный крест в воду, гасит в ней свечу и окропляет освященной водой всех присутствующих. Похожий обряд духовенство совершает и в других уголках Эфиопии.
Митрополит Иларион (Алфеев): Господь Иисус Христос приходит на Иордан к Иоанну как человек, который нуждается в благословении старшего, и как Тот, Кто нуждается в помощи Духа Святого для того, чтобы выйти на проповедь. Когда Святой Дух сходит на Него, Он получает эту Божественную силу, необходимую Ему в предстоящей миссии, в предстоящем подвиге, в предстоящей крестной смерти за род человеческий. Сразу после Крещения Господь уходит в пустыню, где проводит 40 дней в посте и молитве. Затем к Нему приступает дьявол, искушая Его, но Он преодолевает все искушения. Из битвы с дьяволом Он выходит победителем. После этого начинается Его проповедь, которую Он открывает теми же словами, что звучали из уст Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Об искушении Иисуса дьяволом Евангелист Марк говорит кратко: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Гораздо подробнее говорят о тех искушениях Спасителя Матфей и Лука: «Сначала сатана предложил Иисусу превратить камни в хлеб. Сын Божий отказался, хотя и был голоден. «Не одним хлебом живет человек», — ответил Иисус искусителю». Затем сатана сказал: «Если Ты Сын Божий, бросся вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Но Спаситель ответил: «Написано также: «Не искушай Господа Бога твоего». Наконец, Иисус выдерживает и третье искушение, отвергая власть над всеми сими царствами и славами их.
Событие, о котором повествуют Евангелисты, происходило близ города Иерихон на горе, которую сегодня называют горой Искушения. На ее вершине построен православный монастырь. С вершины горы открывается живописный вид на долину Иордана и пустыню, в которой Спаситель провел 40 дней в посте и молитве. Иисус Христос был не только Богом, но и полноценным человеком, и к Нему, как и ко всякому человеку, приступал дьявол, искушая Его хлебом, чудом и земной властью. И Он ответил: «Отойди от Меня, сатана». Точно также и каждый человек, который принимает Крещение, бросает вызов дьяволу, и каждый христианин призывается отвергать искушение и следовать воле Божией во всём.
Рассказ о трех искушениях Спасителя на протяжении веков порождал множество толкований. Достоевский видит в этом рассказе прообраз всей грядущей истории человечества. В уста великого инквизитора писатель вкладывает слова, обращенные ко Христу:
Страшный и умный Дух, Дух самоуничтожения и небытия. Великий Дух говорил с Тобою в пустыне, и нам передано в книгах, что он якобы искушал Тебя... Так ли это? И можно ли было сказать хоть что-нибудь истиннее того, что он возвестил Тебе в трех вопросах, и что Ты отверг, и что в книгах названо искушениями? А между тем, если было когда-нибудь на земле совершено настоящее, громовое чудо, то это в тот день, в день этих трех искушений. Именно в появлении этих трех вопросов и заключалось чудо. <...> Ибо в этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая, - и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле.
Крещение Господа Иисуса Христа положило начало Таинству Крещения, совершаемым сегодня над каждым, уверовавшим во Христа, Таинству, без которого невозможно стать членом Церкви. Одни начинают свой христианский путь еще во младенчестве, когда родители приносят их в храм для совершения первого в жизни ребенка Таинства. Другие принимают Крещение уже в зрелом возрасте.
Митрополит Иларион (Алфеев): Праздник Богоявления — самое время задуматься о том, как мы распоряжаемся тем даром Святого Духа, который получили в Таинстве Крещения. Являемся ли мы апостолами Христа, проповедуем ли Евангелие не только словами, но и собственной жизнью? Божественный огонь, который действует в Церкви, воспламеняет ли он наши сердца? Ведь невозможно быть теплохладным христианином, невозможно любить Бога только раз в неделю или раз в месяц, или раз в год. Бога нужно любить на всякое время и на всякий час.
В честь праздника Крещения Господня в России освящены многие известные храмы. Любимым храмом для многих поколений верующих был и остается Московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Именно в этом храме в 1799 году был крещен Александр Пушкин. В XX столетии в Богоявленском соборе в течение нескольких десятилетий располагалась Патриаршая кафедра. Здесь служил и нашел место своего упокоения Святейший Патриарх Сергий, скончавшийся в 1944 году. В феврале 1945 здесь в присутствии Патриархов Антиохийского, Александрийского и Грузинского была совершена интронизация Патриарха Алексия I. Патриарший престол Алексий I занимал четверть века — дольше всех за всю историю Русской Православной Церкви. После его блаженной кончины на Патриарший престол взошел митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. Святейший Патриарх Алексий II, сменивший Патриарха Пимена в 1990 году, начинал свое патриаршие служение в Елоховском соборе. И лишь в 1991 Патриаршая кафедра была перенесена в Успенский собор Московского кремля. Но Богоявленский собор в Елохове по-прежнему занимает особое место среди соборов стольного града. 9 декабря 2008 года под его сводами в южном Благовещенском приделе был захоронен 15-ый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Митрополит Иларион (Алфеев): Земная жизнь дана человеку для покаяния и очищения. Цели очищения человека служит и каждый церковный праздник. Праздник Богоявления называется в церковном уставе также Днём Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник Божественного Света, который приходит в наше сердце, который открывает наши внутренние очи, который преображает наше человеческое естество. Это тот Свет, который Господь дает нам в Таинстве Святого Причащения и в других Таинствах Церкви. Христос всегда с нами, Царство Божие внутри нас, но от нас зависит, достигнем ли мы Царствия Божия, пройдем ли до конца по тому пути, который заповедан нам Господом Иисусом Христом.