Великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн часто изображается на иконах в виде аскетичного человека в бедной, грубой одежде с крыльями за спиной. Ангел пустыни — так иногда называют этого удивительного святого, вспоминая предельно ясные слова пророка Малахии, сказанные об Иоанне за 400 лет до его рождения: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3, 1).
Но, как изверившийся избранный еврейский народ ждал Мессию в виде земного царя, так же, возможно, ждал он и Его Предтечу — в блеске и славе. Однако, облечённый, по слову пророчеств, силой пламенного Илии, Ангел Божий во плоти поселился в дикой Иорданской пустыне. Здесь он и показал падшим иудеям пример настоящей бескомпромиссной верности Господу — верности, которая, быть может, и сделала этого человека (а ведь он именно человек) равным ангелам (вся радость и смысл существования которых состоит в верности Богу).
Вот, что пишет о Крестителе митрополит Сурожский Антоний: «… когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух… Видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его часто является предтечей Господним, тем, кого Он послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их к пониманию и принятию Христа».
Иоанн, как свидетельствует о нём Сам Иисус Христос, по величию своему превосходил всех людей. Но жил он не во дворце, а в пустыне; питался, чем придётся; одевался в одежду бродяги. Креститель не боялся никого: он был послан проповедовать покаяние, и нёс эту проповедь каждому, невзирая на опасности. Совесть была его проводником по дорогам земной жизни, да он и сам стал воплощённой совестью.
Однажды Иоанн узнал, что иудейский царь Ирод живёт в блудном сожительстве с женой своего брата. Пророк, конечно, понимал что рискует, но всё-таки по праву и своему призванию прямо обличил Ирода в грехе. В конце концов, Предтеча был убит за это своё обличение. Боялся ли он смерти? Один мусульманин как-то сказал мне: «Я не понимаю, почему Христос не спас Иоанна — где же тут любовь, которую проповедует христианство?» Наверное, всё дело в том, что постоянная ангельская любовь к Богу двигала человеком Иоанном, когда он так рискованно и настойчиво обличал царя. Духом своим он уже давно был не на земле (иначе не объяснить полное отсутствие в нём нашего стандартного тщеславия по поводу своей духовной силы). Он стал ангелом. И ангелу ли бояться смерти от руки человека? Господу не нужно было спасать Крестителя от руки палача, ведь это была дорога не к смерти.
Ученики Христа до последних дней земной жизни своего Учителя спорили о том, кто же из них будет ближе к Господу в Царствии Небесном. Иоанн же ещё перед самым Крещением Иисуса сказал: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 27). А позже пророк добавил к этим словам: «…не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 28-30).
Перед каждым христианином ныне встаёт образ настоящего человека Иоанна Крестителя, как верный пример возможности любить Бога действительно всем сердцем. Как пишет о нём всё тот же Антоний Сурожский: «Каждый из нас друг ко другу… послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия…» — верное и радостное слово о Господе.