Великая Агиасма — вода освящённая в праздник Крещения Господня. Бутылочки, баночки, фляги и иные сосуды с великой святыней (а именно так переводится греческое слово Агиасма) быстро разлетелись по всему городу — по домам прихожан и тех, кто приходит в церковь лишь изредка. И даже у некоторых мусульман в эту ночь оказалась с собой эта вода, удивительные свойства которой давно уже ставят в тупик исследователей-атеистов, а для верующих людей являются таким радостным, видимым, осязаемым знамением милости Божией.
Крещенская вода — то, чего многие ждут в Богоявленскую ночь. Но только ли ради неё Церковь установила праздновать этот день с такой торжественностью? Ведь Церковь каждый день на своих Престолах имеет несравнимо большую святыню — поистине животворящие для всего человеческого естества Тело и Кровь Христовы, которые верующие принимают в себя в Таинстве Причащения. Значит, всё для спасения есть у нас каждый день, так зачем же нужно Господу ещё и чудо с Крещенской водой?
А что если заглянуть в Евангельскую историю?
Вот приходит к Иордану пророк Иоанн, и начинает свой пламенный призыв к покаянию, на который откликается множество народа, ведь пророк говорит, что только через покаяние возможна встреча человека со Спасителем, Который уже пришёл в мир. Всех, желающих очиститься от грехов своих, Креститель вводит в воды Иордана, где люди исповедуются в своих злодеяниях — очищают души для встречи с Богом, который, как говорит псалмопевец, «возненавидел еси вся делающыя беззаконие» (Пс. 100).
И приходит среди прочих к Иордану Сам Господь, которого все так ждали, и не требует Себе почестей, приличествующих Мессии, но просит только Крещения от рук Иоанна. На Иисусе нет греха, но Он, как все, входит в воду. Этого-то никто не ожидал… Многие толкователи понимают этот поступок Христа в том смысле, что Господь ясно даёт понять людям, что Он пришёл в мир, как равный, как человек — настолько человек, что взяв на Себя грех мира, Он, как истинный же человек, будет страдать за это на Кресте, лишь бы только исцелить в Себе человеческое естество. Бог пришёл помочь людям, послужить их спасению от вечной смерти (о которой многие даже не подозревают и не верят в неё). Ради этого Бог приблизился к людям настолько, что даже служение Своё земное начал со смиренного и такого человеческого Крещения в Иордане.
Но, может быть, придя к Иоанну, Христос ещё и даёт понять, что путь покаяния, который Предтеча указал людям, действительно более чем спасителен и лучше всего делает дорогу каждого человека к Царствию Небесному прямой и верной? Что и говорить — об этом пишут все святые отцы.
Спаситель кротко входит в воду, которая слышала о многих-многих грехах, и тем самым как бы принимает эти человеческие исповеди. Всё настолько правильно идёт, что Бог открывается в этот момент людям в виде Троицы — так, как не открывался ещё никогда. Покаяние и смирение переполняют воздух во время этого события…
Так о чём же должно зримо напоминать нам чудо с Крещенской водой через 2017 лет после Рождества Христова? Не о покаянии ли и смирении, их непременной необходимости и всепобеждающей силе? Вот ведь мы приступаем ко Причастию только после очищения совести в Таинстве Исповеди, так не с тем же ли чувством должны мы прибегать и к Крещенской воде?
«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», как пишет святитель Афанасий Александрийский. Бог стал человеком… А вот нам как начать ответное движение к Нему? Как человеку стать богом? Ответ на эти вопросы отчасти и скрыт в Крещенской ночи, когда Бог Своим, таким привычным для многих, чудом протягивает всем нам руку и даёт каждому вдоволь живой воды — великой Агиасмы, чтобы только мы помнили о том, какая дорога ведёт нас к домой — в Царствие Божие.