«Накануне революции» — так называется проект, запускаемый в год столетия государственного переворота в России. Что предшествовало смуте, чем жила Церковь, как могли «исконно православные» допустить в своей стране власть, взрывающую храмы и расстреливающую священников — об этом мы размышляем вот уже целый век. Для того чтобы более полно и правильно оценить эти события, проникнуться духом эпохи, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по дореволюционной России.
Мы планируем познакомить вас, наших читателей, со статьями из сборника журналов «Троицкое Слово» за 1914 год. Это издание, выпускавшееся накануне революции в типографии Троице-Сергиевой Лавры — нечто исключительное в истории православной журналистики. Достаточно сказать, что «Троицкое Слово» было самым популярным в те годы в России церковным изданием, что оно соединяло в себе нравственные проповеди, духовные стихотворения и чудесные истории (присылаемые читателями со всех концов страны) с горячей публицистикой «на злобу дня», серьёзными статьями, откликающимися на политическую повестку эпохи.
Выпускал журнал легендарный церковный журналист, архиепископ Никон (Рождественский). Именно он, в 27-летнем возрасте, затеял в Лавре выпуск «Троицких листков» — за копейку, а то и бесплатно раздававшихся паломникам газеток, которые читающая Россия очень сильно любила. Богомольцы в котомках приносили их в свои селения, собирались в домах, и долгими вечерами читали вслух при свете лучин. Ведь книга в те времена для крестьян была предметом недешёвым, газет их собственные сельские приходы, конечно, не издавали, и вот эти «Троицкие листки» со специально упрощённым текстом были настоящим откровением для людей. Достаточно сказать, что за тридцать лет было выпущено порядка 1300 «Троицких листков» общим тиражом в 140 миллионов экземпляров. По тем временам, да и по нынешним, это серьёзные цифры.
Архиепископ Никон (Рождественский) был, несомненно, каким-то гением печатного слова. В пять лет он из-за болезни навсегда ослепнет на один глаз, но уже к восьми годам три (!) раза перечитает всю Библию на церковнославянском языке. Увы, большая часть нас, детей ХХ века, Библию в современном-то переводе ни разу полностью прочитать не удосужилась, а тут — такое рвение, и в таком возрасте… Вот, что пишет сам архиерей:
«Помню себя на руках моего родителя, когда он, после долгих моих просьб, принес, наконец, из церкви Часослов: как же я рад был этой книге, как целовал её кожаный переплет, её красные строки!.. Тут же, сидя на руках у отца, я дал обещание становиться на клирос, учиться петь, а потом и читать в церкви… Сколько радости, сколько счастья — стать на клиросе, подпевать отцу, а когда усвоишь навык к чтению — прочитать «Ныне отпущаеши», а потом и шестопсалмие… Знают ли нынешние дети это счастье?».
«Родитель», кстати — это сельский дьячок, отец (приготовьтесь) 22-х детей! Один из них — будущий просветитель России, именно так можно охарактеризовать архиепископа Никона. Человек, как говорят, «с моторчиком», не мог нигде сидеть сложа руки, не мог оставаться равнодушным, когда страна вокруг медленно, но верно катилась к пропасти всеобщего безбожия и хаоса.
И вот в 1910 году владыка Никон начал издавать очередной свой проект — журнал «Троицкое Слово». Это было нечто новое в церковной периодике того времени — свежий, острый, еженедельный журнал, много места в котором отводилось проповедям самого издателя под заголовком «Мои дневники». И проповеди эти, отличающиеся обличительным пафосом, полемической направленностью и актуальностью, были, безусловно, событием не только для простого народа, но и для интеллигенции того времени. Деятельностью епископа Никона была раздражена революционно настроенная часть общества, назвавшая проповедь архиерея «погромной». Даже Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) желал «освободить» Москву от владыки Никона за то, что он вносит «и в проповедь, и в печатные статьи политику».
А время было такое, что молчать было нельзя. И бесстрашный епископ говорил. О чём и как — будем с вами читать. Несколько раз в месяц мы будем размещать интересные и полезные публикации священников того времени на общенравственные темы, и ещё иногда вы сможете знакомиться с краткими рубриками из «Троицкого Слова» — тут и духовные стихотворения, и житейские случаи, и ответы на вопросы.
Просим молитв, чтобы всё удалось, и за этот год мы узнали больше о жизни предреволюционной России, а главное — узнали больше о Боге, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же».