«День сурка» — американская фантастическая комедия режиссёра Гарольда Рэмиса, снятая в 1993 году. За эти годы картина завоевала сердца миллионов зрителей на всей земле. Выражение «день сурка», с некоторой иронией и юмором, уже стало нарицательным и всем понятным аналогом выражения «дежа вю».
Главный герой, Фил Коннорс — немолодой уже мужчина, одинокий, работает телекомментатором погоды. По натуре он эгоист и тщеславный циник, считающий себя «звездой» телеканала. Во многих чертах его характера, поведения, поступках мы можем узнать самих себя, может поэтому, ему немного симпатизируем.
В четвёртый раз он приезжает в командировку со своими коллегами — помощником режиссёра Ритой и оператором Ларри, в глухой городок Панксатоуни, для съемок репортажа о фестивале «дня сурка».
Фила не интересуют радость людей, он терпеть не может этот городок и торопится побыстрее вернуться в город после репортажа. Но не тут-то было…
Дороги из городка заваливает снегопад, которого по прогнозам не должно было быть. Мало того, он застревает во времени в одном и том же дне — 2 февраля — празднике «День сурка». И день за днем он просыпается в шесть утра в Панксатоуни, и все события этого дня начинаются сначала.
Сначала он Фил пугается этой ситуации, затем она забавляет его, ведь можно делать все, что тебе хочется и тебе за это ничего не будет. И как же он проживает этот день, и что происходит с героями этого фильма, мы наблюдаем в картине.
Поняв, что в повторяющемся дне можно делать всё, Фил в первую очередь начинает удовлетворять свои греховные страсти.
Чревоугодие — в кафе объедается пирожными, булочками, кофе. В баре напивается алкоголем.
Сребролюбие — обворовывает инкассаторскую машину.
Блуд — несложными приёмами соблазняет доверчивых местных женщин типа Нэнси.
Тщеславие — на сворованные деньги приобретает роскошный автомобиль, чтобы на нём подъехать к местному кинотеатру с очередной местной красоткой.
Уныние — в которое впадает главный герой после опробования различных страстей и «запретных плодов» и после безуспешных попыток соблазнить Риту.
Так как грехи постепенно убивают душу, то опустошенный Фил, в конце концов, доходит до того, что каждый день совершает физическое самоубийство различными способами.
Но каждое утро в 6.00 он опять оказывается жив! И его настигает апатия, он «убивает свою вечность», месяцами занимаясь ерундой, типа бросания игральных карт в шляпу, просиживания все дни перед телевизором с бутылкой виски.
Причина такого поведения, в христианстве объясняется тем, что после грехопадения, человек приобрёл, в том числе, такие качества, как страстность и удобопреклонность ко греху.
Около 2000 лет назад Иисус Христос объяснил нам — покаянием, изменением своего сознания и образа жизни.
Покаянию Фила способствовала влюблённость в Риту, которая не оттолкнула его, не посчитала психически больным, когда он объяснил ей ситуацию, в которой оказался.
Образ Риты, её богатый внутренний мир, христианское отношение и любовь к людям (недаром она 12 лет училась в католической школе), стали Филу ориентиром новой жизни, которую он начал в 6.00 своего бесконечного дня. А начал он его с оказания помощи нищему старику.
«Просящему у тебя — враг ли то, друг ли, или неверный у тебя просит — дай, глаголет Господь, и от хотящего занять у тебя не отвращайся, то есть не откажи ему. Иной нуждается в пище или одежде, другой — в деньгах, тому нужен добрый совет, этому — слово сердечного братского участия; никому ни в чем не отказывай, делись даже последним».
Изучив этот небольшой городок, Фил каждый день стал творить добрые дела, оказывать различную помощь всем, кто в ней нуждался. Поймал мальчика, упавшего с дерева. Спас от смерти подавившегося мэра городка. Изучил мануальную терапию, чтобы помочь с остеохондрозом пожилому инкассатору. Преодолев своё сребролюбие, стал щедрым, и молодожёнам подарил билеты на курорт.
Хотя Фил знает, что ему ничего не угрожает, но желая сделать приятное, у страхового агента приобретает себе все виды страховых полисов, включая страховку от расчленения. Помимо помощи ближним, Фил занялся самообразованием и саморазвитием: читал много книг, научился играть на фортепиано, вырезать скульптуры из льда.
«Итак будьте, — говорит Господь, — совершенны, будьте так же святы, праведны и любвеобильны, как совершен Отец ваш Небесный. Недостижимо это для человека, но в каждом человеке есть образ Божий, и каждый должен по мере сил своих, очищать его, приближаться к Богу и уподобляться Ему».
И конечно Рита, не смогла не заметить перемену, которая произошла с Филом. Как в притчах Иисуса «о жемчужине» и «о сокровище», она отдаёт на благотворительном аукционе за Фила все свои деньги, чтобы выкупить его от распалившихся женщин. Выслушав искреннее признание Фила, она отдает ему своё сердце, и остаётся с ним.
А следующим утром случилось чудо — наступил следующий день 3-е февраля, и Рита была с ним. За долгие годы, проведённые в Панксатоуни, Фил настолько глубоко полюбил его жителей, что решил не возвращаться в свой город, а остаться в нём с Ритой навсегда. По белому снегу они выходят в новую совместную жизнь, через арку, напоминающую царские врата, и кадр в фильме постепенно меняется от земного пейзажа к небесному.
Когда я познакомился с основами христианства, фильм открылся мне ещё одной гранью. Оказывается в нём очень много христианского — это история о пути человека, живущего только для себя, в начале фильма, а затем пришедшего к смирению, покаянию и истинной любви к ближним в конце фильма.
Конечно фильм в основном о любви, ведь: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).