Экватор Четыредесятницы: по пустыне Поста мы дошли до Креста

  Количество просмотров

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!». Эта святая песнь станет нам путеводной молитвой на всю предстоящую неделю, что зовётся Крестопоклонной. Мы услышим этот гимн уже сегодня вечером, когда священник на специальном подносе, полагаемом на голову, торжественно и со страхом Божиим вынесет из алтаря на середину храма Крест. Для чего, почему именно сейчас, что всё это означает?


Оазис на середине странствия по пустыне

Один из главных смыслов Недели (воскресенья) крестопоклонной — в некоем подкреплении сил на экваторе Великого поста. Прошло уже два десятка дней из сорока, наступило преполовение (половина) пути — и вот на нашем пустынном пути появляется оазис, и как к живому дереву, с листьев которого капает вожделенная влага, мы припадаем, обессиленные, ко Кресту.

Святая Церковь так и объясняет это в Синаксаре: «…В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя… и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас…

Мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь…

Святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния… Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением… потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся…» (перевод матушки Серафимы (Осоргиной).

Христос победил, оружие Его победы — Крест

В этом вечернем поклонении Кресту мы видим вторую сторону его почитания. Чаще всего (и это хорошо чувствуется на пассиях) мы соотносим с Голгофой страсти Христовы, Его страдания, муки… Господь ради нас претерпевает, кажется, невыносимое — от гвоздей в ладонях до полнейшего одиночества, оставленности Богом. Но пострадав за нас, Христос побеждает. И это не менее важная интуиция нашего вероучения — Христос победил, орудие Его победы — Крест.

И тогда Крест становится торжественным знаком, сияющим оружием, от которого бегут бесы; драгоценным сокровищем, которое христиане с древних времён носят на шее, которым радостно знаменуют себя, которым торжественно увенчивают великолепные храмы, которым осеняют пищу, который изображают на стенах своих жилищ, к которому каждый вечер даже обращаются, как к живому: «О, Пречестный и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки!».

Пасха, Господня Пасха!

Итак, служба накануне Недели крестопоклонной отличается торжествующим, победным настроем. Даже ирмосы канона взяты из пасхальной службы, они напоминают нам, к чему мы идём пустыней поста, что ждёт нас впереди… «Воскресения день, просветимся, люди: Пасха, Господня Пасха!». И это мы услышим сегодня — вот радость-то!

Такое сочетание строгости и торжества, боли и облегчения говорит нам: без несения Креста нам до Царства не добраться. Не добраться, не стоит даже и думать. Ты думал избавиться от трудностей? Разжать руки и выпустить из них меч? Повернуться спиной к врагу, и припустить в окопы? Так знай, не получится.

Христианство — удел сильных

Не получится, ибо христианство — удел сильных. Даже правильнее сказать, удел слабых, имеющих силу признать свою слабость, расписаться в собственном бессилии, но при этом передать себя в руки Сильному. И вот здесь уже — не отступать. Что бы ни случилось, драться с грехом. Падать, разбивать коленки об асфальт, но подниматься. Хлестать себя по щекам, обливать водой — и выходить на ринг. Поднимать себя за шкирку, пока рефери не досчитал до проигрышного гонга. Сжать зубы, и твёрдо верить: всё, что ни случается со мной злого, страшного, обидного и непонятного — благословлено Богом. Или я согрешил, и пожинаю горькие плоды (и это тоже нужно — знать вкус поражения), или Бог посылает мне то, что мне необходимо. А я Богу верю, я Ему молюсь, и чувствую — Он слышит.

Постараемся с усердием окончить наш подвиг

«Достигнув ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство», — будем петь сегодня вечером в храме. И глядя на торжествующий Крест, будем поднимать на плечи свои кресты, поднимать с верой и надеждой на то, что без них нам идти некуда. Прикладываясь к лежащему на аналое распятию, будем целовать и свои жизненные ситуации, в которые поставил нас Бог. Знаменуя себя крестом, будем распинать в себе гнусные и противные мысли, от которых краснеем на исповеди.

«На плечах благоволил Ты, Христе, Крест святой нести, и на нём быть вознесенным и распятым плотию; обнимая его, мы получаем силу против врагов невидимых», — услышим мы сегодня, и припадём ко Кресту, и вечный подвиг Христа воспоем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!».

Вернуться к списку

Последние добавления