«День святого Валентина» и «День святого Патрика» — две близкие и, вместе с тем, очень разные даты в современном праздничном календаре. Близкие потому что, во-первых, обе связаны с именами святых христианского Запада, а, во-вторых, современный светский мир полностью извратил их суть. «День святого Валентина» превратился в странный день бумажных сердечек, а «День святого Патрика» в безудержное потребление пива.
Но между двумя этими датами есть и важное различие, о котором вряд ли знают люди, пьющие пиво во имя святого Патрика и рассылающие бумажные сердечки. Разница в том, что «февральского святого Валентина» не существовало, а святой Патрик — реальный святой Древней Церкви. Более того, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 года (журнал №14) его имя было внесено в православные святцы. Но обо всем по порядку.
В 1054 году произошел так называемый «Великий раскол» — печальное событие разделения между христианским Востоком и христианским Западом. Разделение столь глубокое, что через два века в 1204 году западные рыцари без зазрения совести разграбили Константинополь, столицу православного мира, видимо считая, что восточные христиане им уже явно не братья. Но до этого была тысяча лет пусть и не простой, но общей истории христианского мира. В это время жило много святых, которые были членами неразделенной Церкви. Это было время жизни святых Валентина и Патрика.
Праздник всех влюбленных – очередной маркетинговый ход?
Сначала немного отступлю от темы и скажу, что «дня святого Валентина» в Католической Церкви нет. Просто потому, что реформа II Ватиканского Собора исключила из святцев имена тех святых, реальное историческое существование которых вызывало вопросы. 14 февраля на Западе некогда была память легендарного Валентина, соединившего в себе как реальных мучеников с этим именем (ряд из которых издревле есть в православных святцах), так и героя средневековых романтических легенд.
То есть «день святого Валентина» — странный праздник, который не отмечают католики, но он есть в России. Хорошая цитата генерального секретаря Конференции католических епископов России священника Игоря Ковалевского: «день всех влюбленных не является церковным праздником. "День Святого Валентина" — народный, а не церковный праздник. Его происхождение языческое. <…> 14 февраля католическая церковь отмечает праздник Святых Кирилла и Мефодия, «покровителей Европы и учителей славян». Эти святые почитаются католиками так же, как и православными».
А вот со святым Патриком сложнее — такой святой был. О его жизни мы знаем достаточно много. Рожденный в римской Британии, будущий святой был похищен и продан в рабство в Ирландию. Там он по-настоящему обращается к Богу и начинает жить как христианин. Потом следует бегство из плена и возвращение в Ирландию уже в епископском сане.
В начале марта сего года восторжествовала историческая справедливость и в нашем православном календаре появятся имена некоторых святых Древней Церкви, живших на Западе. Как говорится в официальном документе, «при рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах». Таким образом, внесены в святцы имена тех людей, в православии которых нет ни малейшего сомнения. Всего таких имен 15 и среди них святитель Патрикий, просветитель Ирландии (17/30 марта; после 460 г.). Так вот святой Патрик вернулся в наш календарь.
Ряд имен древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы включен в месяцеслов Русской Церкви
Новостные ленты уже несколько дней пестрят заголовками в стиле «РПЦ будет отмечать день святого Патрика». Понятно, что тут, как часто бывает в журналистике, дело в заголовке. Вопрос в другом — как отмечать. К сожалению, для многих наших современников день святого Патрика стал своего рода «днем пива», в который можно хорошо выпить.
Современное общество потребления готово «адаптировать», то есть извратить практически любой праздник. Говорим о «дне влюбленных» и он сразу же превращается в очередной потребительский марафон: скидки на то, предложения на это, всевозможные варианты подарков, увеселения и вечеринок. Ведь задача потребительского общества — чтобы люди больше потребляли и повод не имеет значения. И в ход идет все: день всей нечистой силы, даты памяти христианских святых и многое другое.
То же самое и со святым Патриком. Память просветителя Ирландии была извращена до дня обильного употребления пива, эля и прочих хмельных напитков. Кстати, святой Патрик не был пивоваром и с пивом его память никак не связана, о чем прекрасно рассказано в статье журнала «Фома».
Но в церковном понимании «отмечать» память того или иного святого — это в первую очередь помолиться ему, совершить богослужение и так далее. Авторы кричащего заголовка не учитывают одно — никто не будет «отмечать» память святителя Патрикия Ирландского пинтой-другой пива или эля. Тем более, есть вероятность открытия православного храма в честь святителя Патрикия.
Искренне надеюсь, что появление в официальном церковном календаре святителя Патрикия заставит хотя бы кого-то трезво (именно это слово) посмотреть на современное празднование «Дня святого Патрика» и понять в чем же суть настоящего почитания святых.