Проповедь благочинного Покровского округа Чистополькой епархии протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю Крестопоклонную Великого поста
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Слава Богу, мы с вами дошли до середины Великого поста, а в это время во всех храмах всегда выносится Крест для поклонения, поэтому это воскресенье так и называется — Крестопоклонное. Хотя кресты в храмах можно увидеть повсюду — на куполах, на иконостасе, на облачении. Да мы и на груди носим кресты. Почему с нами всегда находится крест? Потому что крест — это сила Божия и спасение для погибающих. Крест является хранителем всей Вселенной, как мы знаем из церковных песнопений.
И в тоже время крест — единственное место, которое мы выделили Богу. Для себя мы нашли много мест, в том числе на Луне, а Богу оставили только Голгофу. «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» — спросил когда-то Христос. Конечно, Он с самого начала понимал, на что может рассчитывать на земле. Он знал, на что идет, когда хотел примирить нас с Богом. Крест — тот мост, по которому мы возвращаемся к Богу. Без креста и без крестной жертвы не было бы ни прощения, ни помилования.
Через крест нам даруются Небо и воскресение из мертвых. Но как найти дорогу, ведущую к Небу? Как найти дорогу, ведущую к жизни вечной? Господь говорит: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Что значит «отвергнись себя»? Это значит надо перевернуть свою жизнь на 180 градусов. С плотского мудрования поставить свою жизнь на духовный фундамент. Это потребует определенных усилий, и с первого раза, конечно, не удастся сделать.
Мы помним, что в апостольские времена, когда появилась первая христианская община, во всем было согласие. Тогда все было общим. Однако через некоторое время появилось недовольство. Апостолы пытались решать возникающие проблемы, и даже поставили диаконов, чтобы те следили за порядком, но в тот момент, когда люди стали искать любовь не у Бога, а у человека, радость стала уходить.
Экватор Четыредесятницы: по пустыне Поста мы дошли до Креста
Если тебя обделили, то не жалуйся хотя бы какое-то время, не ропщи. Отвергнись себя и дай Духу Святому поработать в твоем сердце.
Вот это недовольство очень глубоко в людях сидит, поэтому любая мелочь может вывести нас из равновесия. Если в трапезной поставить на один стол вазу с яблоками, а на другой — с грушами, то тут же начнутся ропот и возмущение: «Почему у них яблоки? Я тоже яблоко хочу! Да что же это такое?!». Да, вслух мы, может быть, это не скажем, но в душе у нас все забулькает. Почему? Потому что заявляет о себе плотское мудрование. Вот с этим мудрованием нам надо бороться. Как это сделать? Надо взять крест. Господь говорит: «Возьми крест свой». Свой не в смысле отдельный: все человечество — это одно целое, одна семья, поэтому каждый должен взять свою часть общего креста. Если же кто-то не возьмет, то эту часть придется нести другому.
Конечно, Спаситель взял все греховное бремя человечества на Себя, но Бог призывает нас к совместному деланию, к соработничеству. Когда Иисус шел на Голгофу, Он упал и не смог встать. Римский легионер стал Его бить: «Вставай!». Но Он не мог встать, потому что был обессилен. Тогда воин выхватил из толпы человека — Симона из Киринея, толкнул его к Иисусу и заставил нести крест. Мы читали, что «он, Симон, взял крест Иисусов и понес на Голгофу». Голгофа — самая знаменитая гора в истории человечества. На эту гору люди смотрят и говорят: «Господи, прости меня!». На этой горе произойдет искупление, а сегодня Симон из Киринея несет туда крест.
Я думаю, каждый из нас посчитал бы за великую честь нести этот крест. Иногда видишь, что человек несет крест, но затем падает и не может продолжать путь. Можно сказать: «Это его крест, и он сам должен его нести». Да, это так. Но люди по-разному реагируют на проблемы других. Есть неравнодушные, которые выскакивают из толпы и хватают крест: «Пошли дальше, я помогу!». Мы спасаемся вот так, потому что мы не отдельные человечки, а части единого Тела Христова. У нас нет чужих крестов, у нас нет чужой боли. Силуан Афонский говорил: «Болит, болит сердце мое, Господи. О милостивый Господи, дай Духом Святым познать Тебя всем народам. Сподоби дара Духа Святого, чтобы мы уразумели славу Твою, чтобы мы жили в мире, любви. Да не будет злобы у нас, но одна любовь да царствует». Аминь.