Пасха: наша тайная радость, дающая силы жить

  Количество просмотров

Христос воскресе! Вот уже два тысячелетия звучат в мире эти слова, и не ослабело их ликующее торжество, не уменьшилась неслыханная их новизна. Воскрес Христос, и сегодня ночью мы приняли это самым своим сердцем, стоя со свечами в руках перед закрытыми, а потом вдруг распахнувшимися дверями храма; и вместе с потоком ликующих христиан мы вошли в дом Божий, и впервые пропели пасхальный тропарь.

Много-много лет назад сошёл на землю Бог, став Человеком. Он жил среди обычных людей, рос и трудился, спал и кушал, как мы… Тридцать лет Он ничем, казалось, не отличался от остальных — но мы-то знаем, что в Нём единственном не было греха. И вот однажды Иисус из Назарета начал проповедовать странное и трудное учение о радости и борьбе с собой, о каком-то Царстве и любви, о лицемерии и смирении. Он начал исцелять и воскрешать людей, но главная цель была не в этом — «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!».

И вот горит этот Огонь уже сотни лет. Появляются и исчезают цивилизации, рождаются и умирают поколения, строятся и разрушаются города — а Христос до сих пор посреди учеников. Звонят колокола в церквях, служится Божественная литургия, крестятся новые христиане,  молятся люди, призывают Христа, стараются жить, как учил Он, и нет тоски разделения и смерти — ведь Он воскрес, и доныне пребывает с нами.

Сегодня Пасха! Величайшее откровение, прорыв в горнее, ликование всякого создания Божьего... Если нас просят доказать бытие Бога, если смеются над нашей верой, если в мрачном ослеплении не могут услышать и принять благовестия — то нечего нам противопоставить им, кроме свидетельства о той великой радости, которая сходит в наше сердце, и меняет нас. Мы возвращаемся домой пасхальной ночью, а песнопение «Христос воскресе» продолжает переливаться и сверкать в нас. Вокруг ночь и тьма мира, не знающего Христа — и редкое окошко горит в предрассветный час. Огромный муравейник спит, чтобы утром проснуться, зашевелиться, и начать выпускать из себя полусонных людей, опаздывающих на работу и бранящих слякоть под ногами. «Нас в набитых трамваях болтает, нас мотает одна маета, нас метро то и дело глотает, выпуская из дымного рта», — писал Евгений Евтушенко об одиночестве толпы. Что можем сделать мы?

А мы можем возвестить этой толпе великую новость: Христос воскрес, и жизнь воцарилась; Христос воскрес, и прощение воссияло; Христос воскрес, и смерть побеждена; Христос воскрес, и мы с Ним воскресаем! Но как же мы можем это возвестить?

Мы — соль земли, свет мира, и наша проповедь не громогласна, а напротив — на первый взгляд незаметна. Мы не рассуждаем вслух с коллегами о Боге — долго и надоедливо, а просто не осуждаем, не сплетничаем, не огрызаемся и не надмеваемся. Мы не разливаем водой схватившихся в словесной баталии родственников — но тихо встаём перед иконой, и просим Бога, чтобы он примирил их и успокоил. Мы не дарим насильно незнакомым людям Евангелие — но живём так, что к концу жизни Благая весть начинает просвечивать сквозь наши лица.

Если горит в нас тихая радость Божественного присутствия, если теплится в сердце огонёк Пасхи, если каждое наше мелочное препятствие в жизни, каждую неудачу и даже горе мы воспринимаем с точки зрения Христова Воскресения — то мы не можем не славить Бога, не можем унывать и отчаиваться ни в какой ситуации, и это — нечто немыслимое, но очень желанное для тех, кто не обрёл веры.

Впереди нас ждёт Царство, и даже больше — каждую неделю мы попадаем в него на Божественной Литургии, и трапезничаем за одним столом со Христом… Мы не боимся пилатов и первосвященников — ведь если им и дана какая-то власть над нами, то лишь по разрешению Бога. Мы не унываем от своих грехов, а бежим под епитрахиль, чтобы выплакать их перед Богом и освободиться от тяжкого бремени. Мы не пытаемся заглушить мысли о неотвратимой смерти — мы готовимся к ней как к двери, за которой встреча со Христом. И это этот наш опыт — как глоток горного воздуха для жителей падшего мира, задыхающихся от греха.

Праздник праздников

Сегодня Пасха! Чтобы быть христианами, нам надо биться за то, чтобы свет Христова Воскресения горел в наших сердцах всегда. Нам надо искать этой внутренней радости, скучать по Богу, покинувшему нас из-за грехов, жаждать соединения с Ним и скорбеть, если вдруг житейская суета закрутит нас в водовороте забвения Бога.

«Радость моя, Христос воскресе!» — встречал гостей преподобный Серафим Саровский. Будем же и мы весь год радоваться пасхальной радостью — сначала Светлую неделю, когда в храмах открыты Царские врата, и каждый день верные причащаются Святых Тайн; потом сорок пасхальных дней до Вознесения Господня; а потом каждое воскресение (которых в году больше пятидесяти) можно встречать Пасху. И нужно!

Пойте в эти дни такие светлые и мирные стихиры «Воскресения день…», приветствуйте друг друга ликующим «Христос воскресе», вспоминайте радость пасхальной заутрени и запах куличей… Будем учиться встречать Пасху перед вечным праздником в Царствии Божием, будем учиться жить ей. Если к этому направлена будет душа наша — к сохранению света в сердце, то мы, поверьте, не объедимся, как свиньи, на разговинах; не перестанем сдерживать свои греховные привычки со словами: «Теперь можно, пост прошёл»; не начнём ругаться с ближними по пустякам… Святая Пасха будет тянуть нас к себе из трясины суеты, и существование наше превратится в Жизнь.

Ведь Христос воскрес, правда? Воскрес, воистину воскрес!

 

Вернуться к списку

Последние добавления