Митрополит Феофан выступил на прошедшей в Москве конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве»

  Количество просмотров

14 июня 2017 года состоялось открытие Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».

Цель форума, который проходит при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, ― обсуждение актуальных теоретических и практических проблем становления теологической отрасли знания и развития теологических образовательных программ в современной России.

В подготовке и проведении конференции принимают участие высшие учебные заведения, на базе которых действует Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология», а также Экспертный совет по теологии Высшей аттестационной комиссии при российском Министерстве образования и науки, Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН «Теология», экспертная группа по теологии при Межрелигиозном совете России, Межведомственная координационная группа Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах.

Участниками и почетными гостями мероприятия стали православные иерархи и священнослужители, руководители традиционных религиозных общин России, представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Высшей аттестационной комиссии, Межведомственной координационной группы Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах, ректоры высших учебных заведений.

В числе участников конференции от Русской Православной Церкви ― председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, ректор Казанской духовной семинарии; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, ректор Ставропольской духовной семинарии; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, ректор Саранской духовной семинарии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии; епископ Дмитровский Феофилакт; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии; епископ Глазовский и Игринский Виктор; епископ Среднеуральский Евгений; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; ректор РПУ игумен Петр (Еремеев); ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский); ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); декан ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский; заместитель директора Института богословия и пастырской педагогики при РХГА протоиерей Олег Скоморох; председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский); проректор по науке ПСТГУ протоиерей Константин Польсков; проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин); проректор ОЦАД по научной работе Д.В. Шмонин и другие.

В начале заседания митрополит Волоколамский Иларион огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Признание государством теологии как научной специальности, создание диссертационных советов и экспертного совета ВАК знаменует собой начало нового этапа в истории российского образования и науки. Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов прошлого, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания XIX века», ― констатирует Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что сегодня среди ученых крепнет осознание того, что теология, которая прежде всего является систематическим выражением религиозной веры, представляет собой также и систем дисциплин, отвечающих критериям научности. «Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания от науки и образования — значит обкрадывать нашу культуру, лишать ее исторической памяти, мировоззренческих и ценностных основ», ― уверен Его Святейшество.

В выступлении на конференции министр образования и науки О.Ю. Васильева сообщила о том, что подписан приказ, согласно которому теперь в России возможно присуждение ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Научная специальность «Теология» появилась в России еще в 2015 году, однако специальных ученых степеней для теологов не предусматривалось.

«Мне кажется, что особое внимание нам нужно обратить на подготовку научных кадров. Поэтому встает следующий вопрос ― это укрепление, усиление кафедр теологии», — сказала О.Ю. Васильева. По ее словам, в России нет никаких препятствий для того, чтобы данная область науки развивалась, и это только начало пути. Министр образования также отметила, что в вузах будет увеличено число бюджетных мест на специальность «Теология».

В прозвучавшем далее послании главы Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно признание теологии в России как комплексной научной и образовательной дисциплины названо «важным и значимым результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических и экспертных сообществ, мощным стимулом для развития гуманитарного знания». Обращение огласил помощник Президента РФ А.А. Фурсенко.

По мнению выступившего далее руководителя Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, ректора Российского университета дружбы народов В.М. Филиппова, сегодня отношение к теологическому образованию в российском обществе строится на основе мифов и устаревших стереотипов. «Эти стереотипы вызваны отчасти идеологической зашоренностью, обусловленной воздействием агрессивной антирелигиозной пропаганды на протяжении многих десятилетий», ― отметил он, констатировав, что теология не сводится к религиоведению и является комплексной научной дисциплиной, охватывающей значительную область гуманитарного знания.

Напомнив, что в России согласно Закону об образовании оно неразрывно связано с воспитанием, В.М. Филиппов указал: «В области теологического образования важным направлением является духовное воспитание молодежи».

Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Теология в современной России: становление отрасли».

В рамках программы форума в этот день также состоялись заседания круглых столов по темам: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы», «Теология и образовательные стандарты», «Теология как пространство межконфессионального сотрудничества». Панельную дискуссию «Теология в образовании и воспитании современного человека» провел митрополит Волоколамский Иларион. На заседании выступил глава Татарстанской митрополии.

Благодарю, владыка митрополит, за то, что Вы совместно с Министерством образования, с научной общественностью, со многими вузами организовали данную конференцию — действительно, первую, которая в какой-то степени задаст тон и движение, по которому должна развиваться теологическая наука.

Современная Россия является многоконфессиональной страной, об этом мы много говорили. Мы говорили и о том, что кафедры теологические должны подготовить специалистов. Вернемся в недалекое прошлое — в 90-е годы. Посмотрите, с каким энтузиазмом наш народ откликнулся на религиозную свободу. С другой стороны, к нам направилось огромное количество представителей различных религиозных течений. На Западе говорили: «Россия — страна, закрытая для Евангелия». И наш неискушенный народ с открытым сердцем принял многих таких проповедников. Проблемы начались позже, когда выяснилось, что новоявленные «учителя» вовсе не собирались воспитывать своих адептов как полноценных членов российского общества, работающих на благо своего Отечества.

Правда, эти времена уже ушли, многое исправлено. Но вот недавно по телевидению услышал, как говорят: «Весьма печально, что появились лже-экстрасенсы». И это на «Первом канале»! Определение «лже-экстрасенсы» предлагает понимание, что есть экстрасенсы, которые являются по-настоящему «нужными и полезными», что это нормальное явление в религиозной жизни. Мы знаем, куда нередко заводит экстрасенсорика. На телеканалах показывают «Битву экстрасенсов», идёт некая пропаганда вот этих лжерелигиозных течений.

Возникает вопрос: а где же признанные научные авторитеты, которые дадут правильную оценку тем или иным религиозным течениям? Мы видим, что происходит нередко под флагом ислама, когда детей из университета уводят в эфемерный мир, ведущий к экстремизму.

Ответить на все эти вопросы, дать анализ религиозным течениям, дать анализ тем направлениям, которые способны на партнерские отношения с государством, имеют исторические корни, могут только люди с признанным в религиозной жизни и научной сфере авторитетом. Кафедра теологии как раз и должна заниматься этими вопросами.

Скажу о потенциале межконфессионального взаимодействия. Опять мы говорим о вузах светских и вузах духовных, о теологических факультетах. И удивительное дело: мы говорим о том, что теологические факультеты не в обязательном порядке должны чётко придерживаться той или иной религиозной доктрины, потому что приёмы научного подхода могут быть общими. Теологические факультеты могут стать площадкой для взаимодействия конфессий, ведь работа с текстами требует особой подготовки. Тексты священные в исламе — одни, в христианстве — другие, в иудействе — третьи, но инструментарий научного подхода един. Это очень важный аспект.

Мне хотелось бы вот ещё на что обратить внимание. Принимая во внимание светскость государственного образования, его внеконфессиональный характер, нужно понимать, что не может быть внеконфессиональной теологии. Любая теология, любая богословская система выражает вероучение той или иной конфессии, неразрывно связана с ней и прямо вытекает из тех положений, которые имеют для данной конфессии статус Божественного откровения и пользуются непререкаемым авторитетом. Если провести параллель с точными науками, можно сказать, что в теологии как и в математике есть аксиомы — истины, не подвергаемые сомнению, и теоремы — положения, имеющие статус соборных суждений, доказанных и проверенных опытом Церкви. Также есть и пространство нерешенных задач, варианты решения которых относятся к сфере частных богословских мнений. Иными словами, ни в коем случае нельзя нарушать связь, которая существует между преподаванием теологии и теологическими исследованиями соответствующей конфессии. В каждом отдельном случае — идет ли речь о кафедре, а тем более об отделении или о факультете теологии — должны быть созданы механизмы контроля содержания преподавания и научных исследований. Это могут быть, например, наблюдательные советы, в которые должны входить авторитетные представители соответствующей конфессии.

Дело здесь вовсе не в ограничении свободы научного исследования, а в соблюдении принципов теологического исследования, базирующихся, как уже было сказано выше, на Божественном откровении и исследованиях духовной традиции соответствующей конфессии.

Хотелось бы также сказать в этой связи несколько слов тем ученым, которые любят напоминать, что в своей научной деятельности они не нуждаются в гипотезе существования Бога. Мы совершенно не согласны с этим! Современный человек очень боится, что кто-то — в частности, Церковь — будет принуждать его принимать на веру те или иные догматы, тем самым ограничивая его свободу. Хотел бы успокоить таковых, напомнив слова апостола Павла: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Это означает, что свой духовный выбор человек должен делать самостоятельно. Но в то же время, по мысли апостола Павла, подлинная свобода — духовная, которая невозможна вне действия Духа Божия. Теология, как и любая другая наука, имеет свой источник, а именно Божественное откровение, пусть и различно понимаемое и интерпретируемое различными конфессиями. Наиболее активным поборникам научного догматизма посоветовал бы выступить не только против преподавания теологии в вузах, но, например, и против возведения эволюционной теории Дарвина, которая до сих пор остается всего лишь теорией, в ранг непогрешимого научного учения.

Считаю также возможным отметить, что факультеты, отделения и кафедры теологии должны быть в центре внимания не только соответствующих конфессий, но и государства. Если конфессии должны следить за содержанием преподавания и научных исследований в области теологии, то государству, прежде чем принимать решение об аккредитации, следует учитывать соотношение конфессиональных сил, представленных в конкретном регионе. Думаю, было бы справедливым и важным стремиться к тому, чтобы региональные кафедры теологии отражали реальное соотношение «конфессиональных сил» в данном субъекте Федерации.

Говорю об этом не «от ветра головы своея», а из личного опыта, потому что многие годы нёс послушания в регионах, где или преобладает мусульманское население, или же это практически соотношение 50 на 50, как сейчас в Татарстане. Хотел бы сказать, что мы находим взаимопонимание и у нас практически нет межконфессиональных конфликтов, потому что мы постоянно в какой-то степени координируем действия. Да, мы отстаиваем свои религиозные истины, но точек соприкосновения у нас, живущих в одном обществе, достаточно много.

Хотел бы обратить внимание ещё вот на какой вопрос. Нередко говорят: «Вы знаете, что у нас есть религиоведение. Зачем нам теология?» Надо понимать, что религиоведение как раз с внешних, якобы объективных, позиций изучает религии, сравнивает их между собой, анализирует религиозную ситуацию в обществе. При этом предполагается, что сам религиовед должен быть свободен от каких-либо религиозных взглядов, а если он их имеет, то эти взгляды не должны влиять на результаты его исследований. Здесь следует отметить, что исследование религий с внешних позиций далеко не тождественно их объективному изучению, не говоря уже о постановке актуальных богословских проблем, разрешение которых имеет значение не только для отдельно взятой конфессии. Религиоведение занимается почти исключительно описанием феноменов религиозной жизни, вероучительных систем и конфессиональных доктрин. В поле зрения этой науки совершенно не входит генезис богословских проблем, оценка их актуальности или степени их угрозы для общества. Да и могут ли быть результаты религиоведческих исследований абсолютно авторитетными и единственно верными в обществе, 90% граждан которого идентифицируют себя как принадлежащих к той или иной конфессии?

Невозможно всё охватить в одном коротком выступлении. Ещё раз хотел бы просто поблагодарить. Во главе у нас Святейший Патриарх, его твёрдая позиция. Но необходимы люди, которые непосредственно работают над этой тематикой для того, чтобы теология стала естественной частью научной жизни нашего общества. Спасибо за внимание!

На форуме также присутствовал первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев).

Вернуться к списку

Последние добавления